Цели.
1.Познакомить обучающихся с эпистолярным жанром.
2.Формировать навык правильного написания личного письма:
- дать представление о частях текста письма;
- формировать понимание необходимости последовательно излагать материал, предварительно составляя план текста в устной или письменной форме.
3.Развивать у обучающихся интерес к эпистолярному жанру.
Оборудование.
Кроссвордная сетка (на доске), наборы из 6 карточек для самостоятельной работы в группах, 2 текста писем гномов Тяпа и Ляпа.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока и цели урока.
На доске находится незаполненная кроссвордная сетка.
Учитель. Тему сегодняшнего урока вы узнаете, когда разгадаете кроссворд и его ключевое слово.
По горизонтали:
1.Разносчик почты, корреспонденции по адресам.
2.Номер почтового отделения на конверте.
3.Местожительство или название местожительства.
4.Те, кто связан с кем-нибудь дружбой. Антоним слова “враги”.
5.Сообщение, переданное по телеграфу или бланк с таким сообщением.
6.Пакетик из бумаги для вкладывания в него корреспонденции.
По вертикали:
1.Без крыльев, а летит, без языка, а говорит.
Учитель. Какая же тема сегодняшнего урока?
Дети. Тема сегодняшнего урока “Письмо”.
Учитель. Совершенно верно. Как вы думаете, с какой целью мы будем знакомиться с темой “Письмо”?
Дети.
- Для того чтобы узнать как пишутся письма.
- Для того чтобы самим научиться писать письма.
Учитель. Молодцы. Вы абсолютно верно сформулировали цель нашего урока.
На доске появляется запись: Тема урока. “Письмо. Как писать письмо”.
III. Знакомство с новым материалом.
Учитель. Что же такое письмо? Попробуйте самостоятельно найти ответ на этот вопрос. Работая в группе, выберите из набора карточек те, которые верно говорят о том, что такое письмо. Составьте текст.
- Самостоятельная работа в группах.
- Обсуждение результатов работы в группе.
Карточка №1
Письмо – это устное сообщение о чем-либо своим друзьям, родным, знакомым.
Карточка №2
Письмо – написанный текст, посылаемый для сообщения о чем-либо своим друзьям, родным, знакомым.
Карточка №3
В письмах обычно бывают такие части: обращение, рассказ о чем-либо, вопросы, добрые пожелания, слова прощания, подпись.
Карточка №4
В письмах обычно бывают такие части: присказка, основное содержание, концовка.
Карточка №5
Письма бывают сказочные, бытовые, о животных.
Карточка №6
Письма бывают деловые, официальные, личные.
Учитель. Попробуйте прочитать текст, который отвечает на вопрос “Что такое письмо?”
Ответ “идеального ученика”
Письмо – написанный текст, посылаемый для сообщения о чем-либо своим друзьям, родным, знакомым.
В письмах обычно бывают такие части: обращение, рассказ о чем-либо, вопросы, добрые пожелания, слова прощания, подпись.
Письма бывают деловые, официальные, личные.
IV. Физкультминутка.
Я почтальон веселый
Шагаю каждый день
По улицам, проулкам
Поселков, деревень
В мороз, жару и стужу
И в дождик, и в метель.
Мне не страшна любая
Погоды канитель!
Все потому, что радость
Несу я вам в дома,
Где каждый ждет с надеждой
Счастливого письма.
(Федотова О.В)
V. Первичное закрепление нового материала.
Учитель. А теперь прочитайте письма, которые написали своему другу Паше гномики Тяп и Ляп. Как вы думаете, кто из них написал письмо правильно, а кто тяп-ляп?
Если задание вызовет у вас затруднение, не забывайте обращаться за помощью к тексту о письме, который вы составили самостоятельно.
1. Чтение текста письма.
Текст первого письма.
Паша!
Недавно у нас были каникулы. Где я только не был! Вместе с Ляпом я ходил в кинотеатр. Мы смотрели мультфильм “Ледниковый период – 2”.
На следующий день мы отправились в аквапарк. Там купались и катались с горок.
Побывали мы и в музеях. Особенно мне запомнилась экскурсия в музей почты имени Решетникова. Было очень интересно. Я узнал много нового об истории почты в нашем городе Екатеринбурге.
Твой друг Тяп.
2.Обсуждение текста письма.
Учитель. Правильно ли Тяп написал письмо? Какие части письма отсутствуют?
Дети. Тяп допустил ошибки. В его письме нет слов приветствия, прощания, не указано от кого письмо.
3.Чтение текста письма.
Текст второго письма.
Здравствуй, Паша!
Сегодня я получил “5” по русскому языку. А какую замечательную книгу я прочитал! Я написал диктант без ошибок. Учительница меня похвалила. Вчера мы играли в футбол. Я забил гол. Называется она “Фантазеры”. Наша команда победила. Жду твоего письма. До свидания.
Ляп.
4.Работа с деформированным текстом письма.
Учитель. Правильно ли Ляп написал письмо? Как вы думаете, пользовался ли Ляп планом, когда писал письмо?
Дети. Ляп писал письмо без плана, поэтому в тексте нарушен порядок предложений.
Учитель. Давайте попробуем помочь Ляпу правильно написать письмо. Как вы думаете, что мы для этого должны сделать?
Дети. Мы должны составить план письма Ляпа.
5.Составление плана текста письма.
Учитель выслушивает ответы детей, план текста записывает на доске.
План
1.Слова приветствия, обращение.
2.Успехи по русскому языку.
3.Замечательная книга.
4.Футбол.
5.Слова прощания, подпись.
Учитель. Молодцы. С вашей помощью Ляп сможет правильно написать письмо.
VI. Закрепление нового материала.
Учитель. А сейчас попробуйте написать письмо своему другу о том, как вы провели весенние каникулы. Что вы должны помнить и с чего нужно начать свою работу?
Дети. Нужно помнить из каких частей состоит письмо. Свою работу нужно начать с составления плана текста письма.
1.Составление плана письма своему другу.
В случаях затруднения учитель в индивидуальном порядке консультирует учащихся.
2.Самостоятельная работа. Письмо другу по ранее составленному плану.
3.Слушание текстов писем обучающихся.
Желающие учащиеся читают тексты своих писем.
VII. Итог урока.
Учитель. Что нового вы узнали сегодня на уроке? Чему учились? Как вы думаете, будет ли рад ваш друг, когда получит письмо? Кому было интересно писать письмо своему другу?
Кто не совсем уверенно чувствовал себя, когда писал письмо, не переживайте: у нас еще будет возможность вернуться к теме сегодняшнего урока “Письмо. Как писать письмо”.
VIII. Домашнее задание.
Подписать конверт и отправить письмо своему другу.