Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цели урока.
- Формирование умения распознавать положительные и отрицательные числа; изображать их на координатной прямой.
- Развитие навыков самоконтроля, самооценки; развитие внимательности при поиске ошибок.
- Способствовать формированию умения составлять свой рацион питания.
- Подготовка к усвоению нового материала.
Ребята, открываем тетради, записываем число, классная работа. А теперь обратите внимание на снежинку, нарисованную на доске. Найдите разность центрального числа и чисел внешнего круга.
Рисунок 1.
6 – 1,5 = 4,5
6 – 5,5 = 0,5
6 – 3 = 3
6 – 8 = -2
6 – 6 = 0
6 – 1 = 5
Ответы: 4,5; 0,5; 3; -2; 0; 5.
Предлагаю из этого ряда чисел вычеркнуть натуральные числа, потом дробные числа.
Все ли числа вычеркнули?
- -2 и 0 не вычеркнули, т. к. они не относятся ни к натуральным, ни к дробным числам.
Возьмем число -2. Кто-то может знает, какое это число?
- Отрицательное.
А остальные вычеркнутые числа какие?
- Положительные.
А как вы определили, что это число отрицательное, а это положительное?
- Перед отрицательным числом стоит знак - , а перед положительным никакого знака нет.
А если я поставлю знак + , что-нибудь меняется?
- Не меняется.
Итак, предложите способ записи положительных и отрицательных чисел.
На доске: положительные: 15 или +15.
отрицательные: -10.
Может быть, кто-то сможет сформулировать тему урока? Внимательно посмотрите на доску, что мы нового только что узнали?
- Положительные и отрицательные числа.
2. Изучение нового материала.
Какие задачи урока мы должны решить при изучении этой темы? (Чему мы должны научиться?)
- Уметь распознавать положительные и отрицательные числа и записывать их.
- Уметь изображать положительные и отрицательные числа на координатной прямой.
Первая задача: узнавать положительные и отрицательные числа. Как будем узнавать их? Предлагайте свои способы.
- Если перед числом стоит знак - , то это число отрицательное. А если перед числом стоит знак + или никакого знака нет, то это число положительное.
Где используется в жизни понятие положительного и отрицательного числа?
- При измерении температуры воздуха.
- По телевизору показывают прогноз погоды.
(демонстрация плаката) .
Прогноз погоды
Мари-Турек | -20 |
Йошкар-Ола | -19 |
Казань | -18 |
Москва | -10 |
Санкт-Петербург | -5 |
Сочи | +5 |
Анапа | +3 |
Краснодар | +2 |
О чем говорит запись: Мари-Турек \ -20?
- В Мари-Туреке 20 градусов мороза.
С помощью какого прибора определяют температуру воздуха?
- С помощью термометра.
Отметьте на термометре -20 градусов; -10 градусов; -5 градусов. Где они расположены?
- Ниже 0. Отрицательные числа на термометре расположены ниже 0.
На термометре покажите, какая температура в Сочи, Анапе, Краснодаре?
- +5; +3; +2.
Что можно сказать про эти числа?
- Положительные числа на термометре расположены выше 0.
К каким числам отнесем 0?
- Число 0 не является ни положительным, ни отрицательным. На термометре 0 является точкой отсчета.
Положительные числа, 0 и отрицательные числа образуют множество рациональных чисел. Ребята, а в математике где изображаются числа?
- На координатном луче.
А вы помните, как изображать числа на координатном луче? Кто сможет рассказать об этом?
- Берем луч, идущий слева направо. Начало луча обозначим 0. От нуля откладываем единичные отрезки. Длина единичного отрезка может быть любой. Например, 1 клетка тетради, 1см.
А как изобразить число -1?
- Дополним луч до прямой. Левее от 0 откладываем отрезки равные единичному отрезку и отмечаем отрицательные числа, начиная от нуля. Чтобы отметить число -1, отсчитываем от 0 влево один единичный отрезок, ставим точку В. Пишем В(-1) .
Чем отличаются координатный луч и координатная прямая?
- Луч имеет начало, но не имеет конца, а прямая не имеет ни начала, ни конца.
- На координатной прямой можно отметить отрицательные числа.
- Координатный луч имеет направление, а для координатной прямой надо выбрать направление. Отмечают стрелкой положительное направление.
Ребята, давайте попытаемся дать определение координатной прямой.
- Прямая с выбранным 0, единичным отрезком и положительным направлением называется координатной прямой.
Удалось ли нам правильно дать определение, сможем узнать, прочитав определение на странице 154.
- Первичное закрепление нового материала.
- Закрепление нового материала.
А сейчас мы дадим отдохнуть нашему позвоночнику, а заодно повторим место расположения чисел на координатной прямой. Все встали. Руки на замок и приятно вытягиваем руки вверх. Если я называю положительное число, делаем наклоны вправо, если отрицательное, наклоны влево. Будьте внимательны.
+4; -10; -3,5; 2; 9,2; 0; -4; 6; -1\2; 2,23; -1,9; -100; 1000; 0.
Почему, когда я называю число 0, не выполняете наклоны?
- Число 0 не является ни положительным, ни отрицательным числом.
Местоположение положительных и отрицательных чисел мы знаем, молодцы. А теперь усложним задание. По заданным координатам изобразить точки на координатной прямой.
С(-4) ; Д(2) ; Е(0) ; К(-2) .
Кто без ошибок выполнил задание?
Ребята, а сейчас проверьте себя, удастся ли вам по заданным координатам находить точки. Для этого выполните задания на карточках. Поясняю задания-шифровки.
На координатной прямой даны точки. В таблице №2 указаны координаты некоторых точек. Ваша задача состоит в том, чтобы узнать каких именно точек. А в таблице №1 этим точкам соответствуют буквы русского алфавита. Заполняя таблицу №2, вы должны прочитать зашифрованное слово. Работаем в парах. Совершенствуем умение вести диалог в парах.
Задание №1.
Задание№2.
Задание №3.
Задание № 4
Задание № 5
А теперь сверим наши ответы. Что получили группы, работавшие по карточке №1, №2, №3,№4, №5?
Что объединяет эти слова?
- Это продукты.
Как вы думаете, чем полезны именно эти продукты?
- В них много витамина С. Витамин С повышает сопротивляемость организма к болезням, стимулирует работу головного мозга.
Вот поэтому рекомендуется ввести их в рацион питания.
Ребята, теперь вернемся к задачам нашего урока.
- Распознавать положительные и отрицательные числа.
При выполнении каких заданий мы решали эту задачу?
- Выполняли наклоны вправо, если число положительное, и влево, если число отрицательное.
Вторая задача: изображать положительные и отрицательные числа на координатной прямой
- Эту задачу мы решали, когда выполняли задание-шифровку.
А еще какую задачу урока мы решали, выполняя это же задание? Что полезного вы узнали, выполняя это задание?
- Мы узнали, в каких продуктах много витамина С, и что эти продукты надо включить в свой рацион питания.
Еще одна задача урока: учиться оценивать рацион питания.
А проверить каждый себя вы сможете, выполнив задания теста-самоконтроля.
В первой части теста вы оцениваете себя в том, как вы поняли новую тему. Если считаете, что умеете выполнить данное задание, ставите знак +. А во второй части вы уже выбираете правильные ответы. Ответы записываете рядом с заданием в таблицу. Вам предлагается выполнить эту работу в течение 5 минут.
Теперь сверяемся ответами. Если задание правильно выполнено, в пустую клетку ставим +. Сейчас я предлагаю вам определить, верно ли вы оценили свои знания, полученные на уроке.
Задание №1 – кто правильно себя оценил?
Задание №2
Задание №3
Задание №4
1 вариант
|
Стр. 153 №891 |
||
|
№902 | ||
|
№904 | ||
|
|||
А1. Какие из чисел положительные? +5; 0; -2; 1\2. |
а) +5 и 0 б) +5 и 1\2 в) 1\2 и 0 г) 0 |
||
А2.Какую координату имеет точка С? . |
а) -4 б) 3 в) -3 г) 1 |
||
А3.Какая из данных точек имеет координату -2? | а) В б) А в) С г) Д |
||
А4. Витамина С много в продуктах: | а) арбуз б) колбаса в) шиповник г) хлеб |
2 вариант
|
Стр. 153 №891 |
||
|
№902 | ||
|
№904 | ||
|
|||
А1. Какие из чисел отрицательные? 0; -2; +5; 2,5; -5 |
а) 0 и -2 б) -2 и -5 в) +5 и 2,5 г) 0 и +5 |
||
А2.Какую координату имеет точка А? | а) -3 б) 0 в) -2 г) 2 |
||
А3.Какая из данных точек имеет координату -4? | а) В б) А в) С г) Д |
||
А4. Витамина С много в продуктах: | а) лимон б) тыква в) морковь г) картофель |
Дополнительные задания для сильных учеников:
№1. Какое из данных чисел расположено на координатной прямой левее остальных?
А) 45 Б) -34 В) -41 Г) 0
№2. Найдите расстояние между точками А и В в единичных отрезках, если А(-4) ; В(3) .
А) 6 Б) 4 В) 3 Г) 7
Домашнее задание записано у вас на карточках. В каких заданиях вы испытываете трудности, что вам еще надо повторить, если выберете такое задание? У кого все задания были выполнены правильно, им задание такое:
- Привести примеры применения координатной прямой на других предметах.
- №888
Подведение итогов.
Какие задачи урока мы сегодня решали?
Оценки за урок.