Внешние связи и социальное партнерство как показатель открытости и демократичности образовательного учреждения

Разделы: Внеклассная работа


Существенные изменения социально-политических и экономических условий жизни нашего общества, развитие рыночных отношений оказали большое влияние на современную школу.

Изменение школы - объективный и естественный процесс. Главной задачей современного этапа является достижение нового качества образования, качества, которое проявляется в усилении личностной направленности образования, в создании условий для проявления активности школьников, в увеличении возможностей выбора.

В настоящее время у школы есть реальная возможность преобразовать свою систему образования, расширив возможности выбора каждым школьником своего жизненного и профессионального пути. Важно правильно выбрать ориентиры образовательной среды.

Как связано образование и общество, какие существуют способы сотрудничества между ними? Общество – это не случайный посредник, не приглашенный понятой в делах между властью и образованием. Общество заинтересованно в социальном благополучии. Эффективный диалог с ним будет только тогда, когда буден виден результат, то полезное, что получится в итоге.

Важное направление в развитии социальных связей школы занимают отношения со структурами и организациями, влияющими на профессиональное самоопределение учащихся. Это учреждения дополнительного образования, учебные заведения профессионального образования, учреждения социальной защиты, образования и молодежной политики, органы здравоохранения, учреждения культуры и спорта, территориальные отделы и службы занятности, межшкольные комбинаты, органы внутренних дел, средства массовой информации.

Сегодня можно констатировать, что в жизнь образования входит еще одно новое понятие – социальное партнерство.

В современных условиях никакое правительство, предприятие, компания или образовательное учреждение не могут действовать без сотрудничества с партнерами и потребителями. Какой бы ни была общественность, успех взаимодействия определяется взаимопониманием. Без хороших отношений невозможны ни постановка целей, ни согласованные действия по их реализации. По мнению В.И.Криличевского, развитие общественных отношений происходит под воздействием двух взаимосвязанных процессов информирования и взаимодействия. При этом логика развития общественных отношений может быть рассмотрена в виде схемы: информированность —   понимание — доверие — согласие — сотрудничество.

Изменяющиеся структура экономики России влечет за собой и изменение состава профессий. В нашей школе помочь учащимся ориентироваться в сложном мире труда, призван новый экспериментальный курс “Твоя профессиональная карьера”. Это в своё время послужило отправной точкой формированию отношений с операторами нефтяных проектов компаний Эксон Нефтегаз Лимитед и Элвари Нефтегаз. Итогом партнерства стало открытие на базе МОУ СОШ № 1 кабинета профориентации. Процесс становления общественных отношений с операторами проектов по разработке шельфовых месторождений носит не стихийный, а целенаправленный характер. Наше сотрудничество носит долгосрочный характер. Выделенные средства, поверьте, они не малые, позволили укомплектовать современным оборудованием, необходимый кабинет, закупить методическую литературу, в том числе и на электронных носителях.

Благодаря этому появилась возможность применять на уроке интерактивные технологии, разнообразить способы информирования учащихся о современном мире профессий. На базе кабинета происходит преподавание курса ТПК, экономики, походят встречи с интересными людьми, беседы. В октябре 2006 года прошла презентация кабинета, приглашены были наши социальные партнеры с предприятий нашего города. В этом году кабинет преобразуется в Центр профориентации “Компас”, задачей которого будет организация координации и осуществление профессиональной ориентации учащихся средних общеобразовательных учреждений.

Наступило и в нашей стране время, когда союз бизнеса и образования позволит разработать непрерывную систему экономического образования школьников.

В 2006-2007 учебном году Дочернее общество РН “Роснефть” “Сахалинморнефтегаз” на базе нашей школы открыло первый в нашей области профильный “Роснефть-класс”, класс довузовской подготовки учащихся. В учебном плане по Стандарту, по мимо общеобразовательных предметов, введены спец.курсы, в частности курс”Планирование профессиональной карьеры”. В марте 2007 года в Москве проведен обучающий семинар ОАО “РН “ Роснефть”.

Впервые наши ребята участвовали в первой региональной научно-технической конференции молодых специалистов ООО “РН-Сахалинморнефтегаз”. Ребята познакомили присутствующих с тем, как они учатся планировать свою профессиональную карьеру, что такое карьерная стратегия, как предлагать свои знания на рынке труда.

Отдельные представители бизнеса откликаются на проведение совместных мероприятий. Менеджер компании Шлюмберже Бокар Антон 16 января 2007 года провел ролевую игру “Прием на работу”, раскрыл секреты успешной карьеры, начиная с личной встречи с работодателя с претендентом. Учащиеся получили важную информацию о правилах написания резюме, поведения во время собеседования.

В нашей школе стало доброй традицией деловые отношения с управлением по культуре и делам молодежи, отделом службы занятости. Специалисты исследуют выпускников на предмет выбора профессионального маршрута, знакомят с потребностью бюджетной сферы в специалистах на ближайшие 5-7 лет.

Социальное партнерство проявляется в разных формах. Одним из примеров –экскурсии на предприятия. В прошедшем учебном году было проведено 8 экскурсий, охвачено 123 человека. Мы побывали с ребятами на ОМЗ, ТЭЦ, Управлении связи, АДС, компанию “Авиа-Шельф”, ДШИ, Профессиональный лицей №6, техникум. Вместе, в конце учебного года провели большое совместное мероприятие “Презентация портфолио”.

Успех реализации социальных связей школы, построение общественных отношений во многом зависит не только от руководителя, но и от “рядового” педагога школы, от сложившегося типа организационного поведения, которое предполагает: стремление активно участвовать в жизни школы, максимально способствовать достижению её целей, стремление сделать максимум возможного.

Считаю, что социальное партнерство, является одним из важнейших стратегических ориентиров образовательной среды. И школа как один из важнейших социальных институтов должна помогать учащимся, адаптироваться к новым производственным отношениям за счет расширения внешних и социальных связей, а это достигается лишь тогда, когда в образовательном процессе участвуют все субъекты. Мы к такому сотрудничеству готовы и открыты.

Приложение 1