Интегрированный урок (литературное чтение + окружающий мир) в 4-м классе на тему "Образ Родины в поэзии и истории"

Разделы: Начальная школа


Форма занятия: защита проектов

Цель: расширить представления детей о Родине, как стране и ее героическом народе

Задачи урока:

учить ребят работать творчески, развивать логическое мышление, образное воображение, речь, творческую активность;

учить переносить накопленные знания в новую ситуацию, выражать личностное отношение к предмету;

воспитывать гражданственность, патриотизм;

развивать зрительную память, чувство эстетического восприятия окружающего мира в целом и отдельных ее объектов, ассоциативное мышление, творческое воображение;

формировать заинтересованность в конечных результатах своего труда; умение делать выводы, обобщать изученный материал.

Оборудование и материалы:

  • мультимедиа;
  • слайды.

Методы и формы работы:

  • индивидуальная и групповая форма работы;
  • метод сравнения и сопоставления;
  • иллюстративный метод объяснения нового материала;
  • проблемно-поисковый метод;

(Урок рассчитан на 45 минут)

План урока

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

2. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ ЗАНЯТИЯ, ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ.

3. РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА.

4. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

5. ЗАЩИТА ПРОЕКТОВ.

6. ФИЗМИНУТКА.

7. ОБОБЩЕНИЕ ТЕМЫ ПРОЕКТОВ.

8. ЗНАКОМСТВО С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ИСТОРИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ РОДИНЫ В СТИХАХ.

9. ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ.

10. ЗАКРЕПЛЕНИЕ. ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ НАШЕЙ РОДИНЫ.

11. ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.

12. ИТОГ УРОКА.

13. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

14. РЕФЛЕКСИЯ.

ХОД УРОКА

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Приветствие.

- Какое традиционное мероприятие проводится у нас в школе в апреле? (Декада художественно-эстетического цикла)

В рамках этого праздника мы проводим интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира. Сегодня на уроке у нас присутствует много гостей. Поприветствуем гостей. Поприветствуем себя доброй улыбкой, ибо человек только с хорошим настроением может начинать доброе дело.

- Как вы понимаете это выражение?

(На доске)

ТОЛЬКО В ТВОРЧЕСТВЕ “РОЖДАЕТСЯ” ЛИЧНОСТЬ

Вот и мы сегодня на уроке будем творить и показывать свои способности.

2. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА. ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ.

- Прочитайте пословицы и объясните их смысл

(Слайд 1). Презентация

Человек без Родины, что соловей без песни.

Родина-мать, сумей за нее постоять.

- Как Вы думаете, о чем будет идти речь на уроке? (О Родине и ее героях)

- Ребята, а как вы понимаете, что такое Родина? (Ответы детей)

- Подберите синонимы к слову Родина, слова, близкие по значению. (Россия, Отечество, Отчизна)

- Почему так еще называют Родину? (Ответы учеников)

- Прочитайте слова К.Ушинского

(Слайд 2)

“Наше Отечество, наша Родина-матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши”

(Слайд 3)

Вывод: Итак, тема нашего урока “Обобщение раздела “Родина”. Образ Родины в поэзии и истории”.

3. РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА.

- Проведем речевую разминку.

(Слайд 4)

Родина

Если скажут слово родина,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
Или степь, от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!

(З.Александрова)

  • прочитайте отрывок из стихотворения жужжащим чтение вслух;
  • прочитайте, разделяя слова на слоги;
  • прочитайте с ускорением;
  • прочитайте с замедлением;
  • прочитайте с интонацией восхищения.

- О чем стихотворение?

- Как вы поняли смысл стихотворения?

- Можно ли это стихотворение ввести в изученный раздел?

4. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

- Какие еще произведения включены в это раздел?

Проверим, как вы запомнили имена авторов, которых мы изучали. Проведем небольшую викторину. Я называю фамилию, а вы имя, отчество и годы жизни

(На доске) Приложение

НИКИТИН (Иван Саввич –1824–1961) - 37 лет

ДРОЖЖИН, Спиридон Дмитриевич (1848–1930) - 82 года

ЖИГУЛИН Анатолий Владимирович (1930–2000) - 70 лет

СЛУЦКИЙ Борис Абрамович (1919–1986) - 67 лет

Вывод: вы прекрасно запомнили авторов и их произведения из раздела “Родина”

- О чем они писали в своих стихах? (О светлом образе Родины)

5. ЗАЩИТА ПРОЕКТОВ.

Помимо этого домашнего задания вам было дано творческое задание – литературный проект- исследование. Для этого, весь класс разделился на 4 группы-команды. Каждая группа готовила материал о творчестве выбранного поэта по плану:

(На доске - таблица)

1. Биография поэта.

2. Произведения поэта, которые изучают в начальной школе.

3. Декламация стихотворения данного поэта

4. Иллюстрация - картина к стихотворению поэта (фитодизайн).

Сегодня мы проведем защиту ваших проектов на тему “Россия - Родина моя” Сейчас вы представите на суд зрителей свое видение образа Родины с позиции красоты родного края, основываясь на изученные стихи, и объясните, почему вы выбрали такой сюжет. А наши дорогие зрители оценят ваши работы.

1 группа: Дрожжин Спиридон Дмитриевич

Капитан команды:

- Мы изучали творчество Дрожжина. Вот, что мы узнали о нем.

1) Чтение реферата-биографии поэта.

(Выдержки из реферата на листочке)

Вывод: данный поэт жил в XIX веке в царский период истории России и захватил советский период. Но он всегда оставался крестьянским поэтом и прославлял Родину - Русь крестьянскую.

2) Произведения поэта.

- Изучив учебники литературного чтения для начальных классов по программе “Школа России” я установил, что …

(Отчет на листочке)

3) Чтение наизусть стихотворения.

- В своем стихотворении автор хотел передать свой восторг перед просторами нашей Родины - лугами и полями.

(Выразительное чтение - 1 ученик)

4) Иллюстрация-картина к стихотворению.

- Для создания нашей картины мы выбрали строчки

“Я в каждом шелесте листов
Твой голос узнаю.
Хожу среди твоих лугов,
Мечтаю и пою”.

(На листочке)

- Мы решили создать картину, на которой на переднем плане изображен летний луг, и вдалеке лес.

Для создания иллюстрации использовали материал для фитодизайна, потому что объемность картины может передать именно этот материал.

(Картина - фитодизайн)

2 группа: Жигулин Анатолий Владимирович

Капитан команды:

- Мы изучали творчество Жигулина. Вот что мы узнали о нем.

1) Чтение реферата-биографии поэта

(Выдержки из реферата на листочке)

Вывод: данный поэт жил в XX веке, в советский период истории России. Этот человек перенес в тяготы и лишения послевоенного периода (1941-1945 гг.) нашей страны. Несмотря на тяжелую судьбу, любовь к родине он пронес через всю жизнь.

2) Произведения поэта.

- Изучив учебники литературного чтения для начальных классов по программе “Школа России” я установил, что …

(Отчет на листочке)

3) Чтение наизусть стихотворения.

- В своем стихотворении автор хотел передать свое трепетное отношение к Родине. Послушайте его…

(Выразительное чтение - 1 ученик)

4) Иллюстрация-картина к стихотворению.

- Для создания нашей картины мы выбрали строчки:

“И шорох рощи белоствольной,
И синий дым в дали пустой,
И ржавый крест над колокольней,
И низкий холмик со звездой…”

(На листочке)

- Мы решили создать картину, на которой на переднем плане изображены белоствольные березки, за ними - село. Вдали видна колокольня, которая немного покосилась от старости. А на бугре холмик с памятником. Память о воевавших солдатах за Родину

Мы использовали материал для фитодизайна, потому что объемность картины может передать именно этот материал.

(Картина - фитодизайн)

3 группа: Слуцкий Борис Абрамович

Капитан команды:

- Мы изучали творчество Слуцкого. Вот что мы узнали о нем.

1) Чтение реферата-биографии поэта.

(Выдержки из реферата на листочке)

Вывод: данный поэт жил тоже в XX веке в советский период истории России. Он участвовал в Великой отечественной войне (1941-1945 гг. ) и посвятил много стихотворений этому времени и людям бывшим на войне.

2) Произведения поэта.

- Изучив учебники литературного чтения для начальных классов по программе “Школа России” я установил, что…

(Отчет на листочке)

3) Чтение наизусть стихотворения.

Стихотворение написано на основе реальных событий. В своем стихотворении автор хотел передать свою боль к гибнущим животным. Война не щадила никого.

(Выразительное чтение -1 ученик)

4) Иллюстрация-картина к стихотворению.

- Прочитав стихотворение, мы решили показать момент на своей картине, когда лошади поплыли с гибнущего корабля, и надеются добраться до берега.

Мы выбрали строчки:

“Плыл по океану рыжий остров.
В море синем остров плыл гнедой.
И сперва казалось - плавать просто,
Океан казался им рекой”.

(На листочке)

Для создания иллюстрации использовали материал для фитодизайна, потому что может передать именно этот материал.

(Картина - фитодизайн)

6. ФИЗМИНУТКА. ПСИХОТРЕНИНГ.

4 группа: Никитин Иван Саввич

Капитан команды:

- Мы изучали творчество Никитина. Вот что мы узнали о нем.

1) Чтение реферата-биографии поэта.

(Выдержки из реферата на листочке)

Вывод: данный поэт жил в XIX веке в царский период истории России. Этот человек, несмотря на неизлечимую болезнь, проживший короткую жизнь всего 37 лет, но все свои стихи посвятил прославлению нашей Родины

2) Произведения поэта.

- Изучив учебники литературного чтения для начальных классов по программе “Школа России” я установил, что…

(Отчет на листочке)

3) Чтение наизусть стихотворения.

- В своем стихотворении автор хотел передать гордость за великую и могучую Русь. Послушайте 2 отрывка из стихотворения…

(Выразительное чтение - 2 ученика)

4) Иллюстрация-картина к стихотворению.

- Для создания нашей картины мы выбрали строчки:

“Под большим шатром голубых небес -
Вижу - даль степей зеленеется.
И на гранях их выше темных туч
Цепи гор стоят великанами”.

(На листочке)

- Мы решили изобразить картину, на которой будут видны горы на горизонте, а на переднем плане степь, засеянная пшеницей.

Для создания иллюстрации использовали материал для фитодизайна, потому что объемность картины может передать именно этот материал.

(Картина-фитодизайн)

7. ОБОБЩЕНИЕ ТЕМЫ ПРОЕКТОВ.

- Итак, мы прослушали все исследования групп.

Что сближает стихотворения этих авторов? (Любовь к Родине)

Так какой они видят Родину? (Они ее видят великой, бескрайней)

- Это пейзажная лирика.

Обратимся вновь к пословицам.

- Какую пословицу мы можем применить этой части стихов?

(Слайд 1)

Человек без Родины, что соловей без песни.

- Как вы считаете, справились ли группы со своей задачей?

- Творчески ли подошли дети к защите проекта, в чем изюминка проектов? (Создание картин)

8. ЗНАКОМСТВО С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ИСТОРИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ РОДИНЫ В СТИХАХ.

- Но обратили ли вы внимание на то, что стихотворение Никитина не было прочитано полностью.

Откройте учебники. Найдите этот отрывок. Прочитайте про себя.

- Почему он не вошел в чтение? (В нем говорится о героизме народа нашей Родины)

9. ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ.

(Отрывок из стихотворения Никитина “Русь” чтение учениками (хором))

- О каких событиях поведал нам автор?

10. “БЛИЦ-ОПРОС”.

Проведем Блиц-опрос. Вспомните материал по окружающему миру из истории нашей страны и найдите эти события в стихотворении

Вопросы:

  1. В каком году славяне под руководством Владимира Мономаха дали отпор половцам? В каком веке?
  2. Назовите годы Невской битвы и Ледового побоища. Назовите век. (Литва)
  3. В каком году произошла Куликовская битва? Назовите век. (Монголы-татары)
  4. Назовите дату изгнания польских захватчиков из России. Назовите век. (Поляки)
  5. В каком году Наполеон напал на Россию? Назовите век. (Отечественная война 1812 г.)
  6. Что означает понятие “народная война”, “Отечественная война”? (Отечественная война – это война за освобождение своего Отечества. В войне участвует весь народ.).
  7. Назовите дату начала и окончания Великой Отечественной войны. В каком веке? Найдите в тексте стихотворения подтверждение этим событиям.
  8. К какому вопросу не нашли ответ в стихотворении? Почему? (Автор жил в XIX веке, а Великая Отечественная война была в XX веке.)
  9. Так какой изображает Никитин Русь в данном отрывке? (Русь непобедима. Народ защищает свою землю от врагов).

10. ЗАКРЕПЛЕНИЕ. ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ НАШЕЙ РОДИНЫ.

(Слайд 6)

- Мы с вами повторили основные сражения русского народа с иностранными захватчиками, но каждая победа – это не только героизм русского солдата, но и талант военачальника. Вспомним их имена и значение их таланта в победе русского оружия.

(Слайд 7)

Александр Невский (ответы учащихся).

Историческая справка: дата-событие (5 апреля 1242 года - Ледовое побоище на Чудском озере).

(Слайд 8)

Дмитрий Донской (ответы учащихся).

Историческая справка: дата-событие (8 сентября1380 года Куликовская битва на Куликовом поле между Доном и рекой Непрявдой).

(Слайд 9)

Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский (ответы учащихся).

Историческая справка: дата-событие (Октябрь 1611 года - создание народного ополчения против поляков. Битва состоялась в Москве 24 августа 1612 года).

(Слайд 10)

Михаил Кутузов (ответы учащихся).

Историческая справка: дата-событие (Отечественная война1812-1814 гг. с Французской армией Наполеона).

11. ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.

- За что вели освободительные войны русские люди? (За свободу и независимость нашей Родины и народа)

Русский народ всегда помнит героизм своих патриотов, любит свою Родину и готов защищать своё Отечество.

- Что объединяет всех героев нашего урока. Любовь к Родине – России.

- Какую пословицу мы можем применить этой части урока?

(Cлайд 1)

Родина - мать сумей за нее постоять

12. ИТОГ УРОКА.

Сделаем вывод.

- Еще раз прочитайте обе пословицы.

- Как их можно объединить в одно понятие?

(Cлайд 1)

Родиной не только надо восхищаться, но ее и надо защищать

13. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

К уроку внеклассного чтения найти и прочитать книги на тему “Подвиг русского народа”.

14. РЕФЛЕКСИЯ.

Обратите внимание на доску, прочтите заголовок, с которого мы начали урок “Только в творчестве рождается личность”.

- Как вы думаете, в чем заключался наш творческий подход к уроку.

- Добились ли мы этого?

Спросим у наших зрителей.

- А теперь, пожалуйста, оцените свою работу на уроке. Заполните тестовые карточки.

Сегодня на уроке я …

- Доволен работой, так как…

- Не совсем доволен, потому что…