Цели:
образовательные: повторить и систематизировать базовые знания, полученные в начальной школе; знакомство с учебником.
развивающие: развивать у учеников математическую речь, интерес к математике.
воспитательные: воспитывать дисциплинированность, ответственное отношение к учебному труду.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Форма обучения: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: Урок проводится в классе, где имеется компьютер и проектор.
Структура урока: с использованием презентации (Приложение 1).
Ход урока
| Деятельность учителя | Учащиеся |
| Вступление Здравствуйте, ребята! Не успели вы переступить порог школы и стать первоклассниками, как тут же повстречались с математикой, по праву названной “царицей наук”. И вот уже пятый год вы будете изучать эту науку. Китайская мудрость гласит: “В своей жизни человек обязательно должен сделать три вещи: посадить дерево, построить дом и вырастить сына” На этом уроке и весь учебный год мы с вами будем выращивать дерево знаний. Чтобы вырастить наше дерево, необходимо посадить семечко знаний. Это то, что вы уже знаете. И представьте себе, это лишь маленькая частица всех знаний. Но именно от нее зависит, каким большим и сильным вырастет наше дерево и какими будут ваши знания. Чем глубже и прочнее знания, тем выше и мощнее дерево знаний. |
|
| Растить дерево нам будет
помогать учебник “Математика-5”. Авторы
учебника: Наум Яковлевич Виленкин, Владимир
Иванович Жохов, Александр Семенович Чесноков и
Семен Исаакович Шварцбурд. Давайте обратимся к “Оглавлению” учебника. Главы учебника – это новые ветки в дереве знаний. По оглавлению вы уже сейчас можете познакомиться со списком тех вопросов, которые будут изучаться в 5 классе, а в дальнейшем оглавление поможет вам быстро находить нужный материал. |
|
| Назовите первую главу учебника. | Натуральные числа |
| Что вы умеете делать с числами? | Складывать, вычитать, умножать и делить. |
| Для чего используют натуральные числа? | Для счета предметов. |
| Назовите самое маленькое натуральное число. | Один |
| А можно ли назвать самое большое натуральное число? | Назвать невозможно т.к. числа бесконечны. |
| Сколько цифр использует человек, чтобы записать любое натуральное число? Назовите их. | Десять. 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9 |
| Как называют такую запись чисел, вы узнаете, если выполните вычисления и декодируете ответы. | Решают примеры и соотносят
ответы с буквами. Десятичной. |
| Откройте тетради и запишите число, классная работа. | Работа в тетради |
| Найдите половину числа 37. Чтобы ответить на этот вопрос нам понадобится вторая глава учебника. |
Решение: 37:2=18 (ост.1) ответ получился с остатком |
| Назовите вторую главу учебника. | Дробные числа |
| Про эти числа вы еще ничего не знаете, но когда будет изучать, то узнаете много нового и интересного. И для чего нужны дробные числа. | |
| По оглавлению учебника скажите, с какими дробными числами мы познакомимся. | Обыкновенные дроби и десятичные дроби. |
| Физкультминутка Потрудились
- отдохнем, |
Дети выполняют упражнения. |
| Что еще по оглавлению для вас новое? | Среднее арифметическое, Проценты. |
| Каждая глава учебника содержит
геометрический материал. О какой фигуре идет речь в загадках? |
Отгадывают загадки и называют номер фигуры. |
| 1 загадка: Он давно знаком со
мной, |
Квадрат |
| 2 загадка: Три вершины тут видны, |
Треугольник |
| 3 загадка: Он и острый, да не нос, |
Угол |
| 4 загадка: Он от солнца
прилетает, |
Луч |
| 5 загадка: Нет углов у меня |
Круг, окружность. |
| Практическое задание: Из 7 фигур: трех пар равнобедренных треугольников и одного квадрата составьте квадрат. |
Составляют квадрат |
| Итог урока. Изобразим контур дерева. Маленькая частичка ваших знаний – это первоначальные сведения о натуральных числах и то, что вы умеете с ними делать. Что предстоит нам изучить в курсе математики 5 класса? Большим и сильным вырастет наше “дерево знаний”. |
Изображают дерево. Выполняют записи. |
| Хочется урок закончить
стихотворением Ю.Яковлева Давайте, ребята,
учиться считать: |
Рефлексия урока: ребята выбирают цвета листочков и прикрепляют к нашему дереву знаний |
Источники информации
Картинки:
www.char.ru
www.friends-forum.com
Загадки:
http://lyrik.rc-mir.com/gedicht126766.html
Стихи:
Газета “Досуг в школе” 2005 г. № 11 статья “Устный математический журнал”.