Методическая разработка урока музыки по теме "Удмуртский фольклор". 4-й класс

Разделы: Музыка

Класс: 4


Цель:

Становление духовного мира подростков средствами традиционной народной культуры, фольклора.

Задачи:

  1. Формировать эстетическое отношение к жизни, приобщая к культуре финно-угорских народов.
  2. Создать условия для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации своих творческих возможностей.
  3. Расширить кругозор подростков, опираясь на культурное наследие удмуртского народа.

Основные ориентиры:

Комплексный подход, обобщение и объединение отдельных тем, идей программы, для формирования общей картины изученного материала.

На урок часть детей одета в национальные костюмы. Часть учащихся на уроке “играют” героев, персонажей. Находясь на уроке, участники перед “своим выходом”, надевают костюм своего героя.

Ход урока

Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня наш урок будет необычным, его можно назвать, урок-спектакль или урок-концерт. Сегодня каждый из вас будет выступать в качестве солиста, главного героя. В течение года мы вместе читали литературные произведения, изучали историю родного края, ходили в музеи, знакомились с национальными костюмами, слушали музыку и пели песни удмуртских композиторов. На концертах в удмуртской государственной филармонии, мы слушали один из лучших хоровых коллективов “Avis cantu”, под управлением Анатолия Щербакова. Музыканты познакомили нас с красотой удмуртской музыки.

У каждого из вас сложилось своё представление о культуре, фольклоре, быте, искусстве удмуртского народа и народов финно-угорской группы. Я предлагаю вновь окунуться в прекрасный мир музыки, литературы, культуры удмуртского народа.

(В исполнении класса под аккордеон звучит песня на стихи Ф.Васильева музыка Е. Копысовой “Удмуртии моей”)

Ученики (в национальных костюмах) читают стих.

“Пой и пой”, - вы говорите,
Полагая, петь - легко.
“Сказки сказывай”, - велите,
Полагая, что легко.
Если петь, то петь с душою.
Если сказывать – умно.
А без сердца петь не стоит,
В сказке без ума темно.
Так о чём же рассказать вам?
Так о чём же вам пропеть?
Я о прошлом расскажу вам,
Я о прошлом песнь спою.
Сказки все мои и песни
Слышал я от наших дедов.
Те мелодии и сказки
Спрятал я в пестерь надёжный,
Лыком крепко обвязали,
Положили в Быджым крезь,
Гусли скрыли в липе старой,
Посреди чащобы тёмной.
Чтобы липу отыскать ту,
Нужно твёрдо знать дорогу …

Ученица. Без фольклора нет народа, чтобы понять, как живёт удмуртский народ, чем он живёт – надо знать его устное народное творчество. Самый древний жанр фольклора – это мифы, где главные герои – это удмуртские боги: Инмар, Вукузё … сегодня они наши гости.

(На музыкальном фоне разыгрывается сценка из мифа “Инмар и Вукузё”)

Автор: Это было так давно, что никто не помнит, когда это было. Ни земли, ни людей на всём свете. Только небо, вода и солнце. На небе жил хозяин неба – Инмар. Ин – значит, небо, мар – что. Всё, что на небе и есть Инмар. А в воде жил хозяин воды – Вукузё. У него была одна работа – сушить свою зелёную бороду на солнце да ещё вредить Инмару. Создал Инмар себе первых людей и решил одарить их разумом.

Инмар: Нельзя людям без разума жить. Как поумнеют, так и Землю полюбят, добром отплатят её за всё.

Автор: Положил Инмар разум в бересту и отправился по другим делам, а Вукузё, тут как тут.

Вукузё: Ага! Разум! Возьму я его да развею по ветру, немного в землю зарою, немного в воде утоплю. Да и вумуртам своим одну щепотку дам (развеивает разум).

Автор: Вернулся Инмар, никак разум не найдёт.

Инмар: Где моя поклажа с разумом? Отвечай, бездельник!

Вукузё: Я измельчил его на крупицы и развеял по ветру. Лишь щепоточку на вумуртов потратил.

Инмар: Ну, спасибо тебе, лохматый! Удружил-то как! Развеянный тобой разум пригодится людям. Каждый человек буде собирать его по крупицам.

Автор: Так древние удмурты по крупицам набирались разума, да и сейчас набираются.

Ученица: Всем известно, что удмуртский народ очень музыкальный. Он всегда и везде поёт, а, сколько песен создано им: это и трудовые, и рекрутские, и исторические, и лирические, и свадебные, а также плясовые и гостевые.

(Дети встают в круг. Исполняется и обыгрывается гостевая песня “Ялыке”.   Появляется ученик в костюме Лопшо-Педуня)

Лопшо. Очень веселая, гостеприимная песня, мимо такого задорного сполнения невозможно пройти!

Черкемесь, пие. Здравствуйте, ребята.
Зовут меня - Лопшо Педунь.
Мировой я человек
По-удмуртски: Думне мурт!
Я – сам юмор. Целый век
Бодр и весел со мной удмурт.
Если истый, ты удмурт,
Будь как утро свеж и мудр,
Пей, арьян, на водку плюнь! –
Говорит (дети хором) Лопшо-Педунь!

Лопшо. Молодцы! Именно так назвал меня удмуртский народ – Лопшо Педунь! Называют меня весельчаком, балагуром, весёлым человеком. Я знаю много игр, загадок, пословиц и поговорок. Есть у меня любимая игра, называется “Воротики”, с удовольствием научу вас в неё играть.

(Учащиеся, стоя в кругу, делятся на пары. Звучит весёлая удмуртская двухчастная музыка. На первую часть пары пробегают через “воротики”, и встают на место той пары, под чьими “воротиками” пробежали. “Неуспевшая” пробежать под “воротиками” пара, до окончания первой части музыки, выходит в центр круга. И на вторую часть музыки исполняет танцевальные движения. В эту игру учащиеся играют несколько раз)

Лопшо. Вот, потешили, порадовали игрой. Хорошая игра может поднять настроение. После игры можно и отдохнуть. Присаживайтесь на стулья.

(Участники игры рассаживаются по местам)

Лопшо. Играли – замечательно. А теперь посмотрим, насколько вы умны. Назовите мне пословицы и поговорки удмуртского народа, какие вы знаете.

Учащиеся.

От смерти снадобья нет.
Горе жизни учит.
Человек камня твёрже, цветка нежнее.
Два раза не проживёшь на свете.

Лопшо. А сейчас, отгадайте мои загадки.

- Друг на друга не наглядятся. (Небо и земля)

- В печи, полной перепечей, лишь один каравай. (Небо, луна, звёзды)

- В поднебесье золотая дуга (Радуга)

- Над избой тарелка с маслом (Луна)

Да, умны вы, видно и вам разум достался. Ну и последний вопрос.

- Скажите, а где можно меня встретить?

Учащиеся. В удмуртских сказках.

Ученица. Спасибо тебе, Лопшо Педунь, за интересную игру и интересные загадки. А теперь, будь нашим гостем. На нашем уроке девочки в удмуртских национальных костюмах. Ребята, рассмотрите их внимательно и вспомните, как называются элементы костюма.

Учащиеся.

Передник – айшет

Платок – кышет

Рубаха – дэрем

Лапти – кут

Женский головной убор – айшон, (покрывало - сюлык)

Нагрудник – кабачи

Женская шапка – такъя

Мужской пояс – зар, кускерттон.

(Девочки исполняют удмуртский лирический танец)

Учитель. Спасибо за этот красивый, лирический танец. Мы говорили, что удмурты были дружны со своими сородичами: финнами, венграми, эстонцами и другими народами. Тому доказательство - множество песен, сказок, мифов, которые близки и похожи между собой. Я хочу познакомить вас с финской песней “Пять друзей”. Она звучит на финском языке. “У меня есть 5 друзей – это 5 моих пальчиков. 1, 2, 3, 4, 5”.

(Разучиваем и исполняем на финском языке)

Давайте послушаем, как же эта песня будет звучать на удмуртском языке? (Разучиваем)

(Итоговое исполнение на финском языке и удмуртском)

Учитель (подводит итог урока, благодарит учащихся за работу на уроке). Для того чтобы лучше понять народ, его обычаи, традиции. Жизненный уклад, взгляды. Надо изучать культурное наследие этого народа, фольклор, историю, его искусство.