1. Тест Венгера.
Цель: Проверка уровня развития слуховой памяти.
Описание: Предлагайте ребенку запомнить 10 слов. Слова должны быть простые и короткие.
Это может быть такой ряд: Кот, ель, дом, зима, игла, машина, сестра, лошадь, очки, стол.
Вы медленно зачитывайте ребенку слова и просите его повторить все, что он запомнил. Затем читаете эти же слова второй раз, и ребенок опять повторяет все, что запомнил. Процедура повторяется до тех пор, пока ребенок не запомнить все 10 слов. (но не более 5 раз).
Оценка: Норма – ребенок с первого раза запоминает 4–5 слов, а все 10 слов после 3–5 повторов.
2. Тест для исследования зрительной памяти.
Цель: С помощью данного теста можно исследовать особенности зрительной памяти ребенка.
Описание: Покажите ребенку 10 картинок. Каждую картинку демонстрируйте 5 – 6 секунд. Показав ребенку все 10 картинок, попросите его назвать предметы, которые он запомнил. Порядок воспроизведения значения не имеет.
Оценка: Хороший результат – 8–10 картинок.
Удовлетворительный результат – 5–7 картинок.
Неудовлетворительный результат – меньше 5 картинок.
3. Теппинг-тест.
Цель: Определение нейродинамических особенностей.
Описание: Задача ребенка как можно быстрее ставить точки в рабочем квадратике (см. рисунок 1) и по сигналу переходить в другой. На работу в каждом квадратике отводиться 5 секунд. Затем ребенок переходить к следующему квадратику и так до шестого. Верхний ряд квадратиков заполняется правой рукой, нижний – левой, начиная с четвертого, пятый и шестой.
Оценка: Подсчитайте среднее количество точек в каждом квадрате (сложите точки во всех квадратах и разделите на 6).
1–16 точек - ребенок медлительный, все задания он будет выполнят в медленном темпе, торопить его нет смысла. Лучше поработать над автоматизмом движения, за счет этого может увеличиться скорость работы.
16–20 точек - ребенок способен работать в нормальном, среднем темпе. Успеет справиться заданным объемом работы.
20 и более точек – скоростной малыш, у которого все просто “горит в руках”. Есть смысл обратить внимание на качество работы.
4. Классификации.
Цель: задание выявляет уровень сформированности понятийного, словесно-логического мышления ребенка, способность находить существенные признаки и по этим признакам объединять различные объекты.
Описание: Произносим 4 слова, ребенок должен какое слово лишнее, и объяснить почему.
- Змея, еж, заяц, лошадь.
- Скрипка, гитара, арфа, барабан.
- Тетрадь, учебник, блокнот, карандаш.
- Жук, паук, бабочка, муха.
- Гнездо, юрта, дом, многоэтажный дом.
- Груша , банан, помидор, яблоки.
- Василек, мак, роза, кактус.
- Сова, ласточка, воробей, голубь.
- Мальчик, женщина, мужчина, старик.
- Самолет, ракета, вертолет, танк.
5. Тест Корректурная проба.
Цель: Задание для определения объема внимания (количество просмотренных букв) и его концентрации (количество сделанных ошибок). Вы можете использовать подобные задания в качестве упражнений для тренировки внимания.
Описание: Для корректурных проб подойдет любой печатный текст: журналы, газеты. Ребенок должен как можно быстрее отыскать те или иные буквы, вычеркивая их.
Оценка: Если ребенок просматривает за 5 минут 400 знаков и более – у него хорошее внимание.
Если допускает менее 5 ошибок, можно говорить о высокой степени концентрации внимания.