"Воспитать человека". Взгляд на некоторые аспекты воспитания с позиции модернизации воспитательного процесса в школе

Разделы: Классное руководство


В самом процессе воспитания наиболее важными вопросами на сегодняшний день являются, каким должен быть современный человек, чтобы соответствовать условиям изменяющегося общества, какими качествами он должен обладать? Как можно достичь этого в процессе воспитания в условиях школы?

Найти ответ на эти вопросы поможет воспитательная программа и поставленные в ней педагогом задачи.

  1. Развитие ученического самоуправления в классе с целью формирования “ самостей”: самостоятельности, адекватной самооценки, саморегуляции, самопознания, самоопределения.
  2. Создание партнерских отношений с родителями.
  3. Формирование гуманистических установок и жизненных ценностей через знакомство с русской национальной культурой.
  4. Развитие нравственных и духовных ориентиров, гражданской позиции через пропаганду культуры здорового образа жизни.
  5. Развитие эстетического вкуса.

Для успешной реализации данных задач воспитания в системе образования необходимо ставить проблему тесного сотрудничества с семьей. Родители должны стать активными участниками учебно-воспитательного процесса, а не сторонними наблюдателями. Семьи необходимо повернуть лицом к проблемам воспитания, сформировать позитивное отношение к школе.

Такую задачу помогает решить система сотрудничества, являющаяся ядром воспитательной программы “Воспитать человека”, которую реализую 5-й год в стенах МОУ Ясногорская СОШ.

Программа не может родиться неоткуда, тогда она уйдет никуда. Она должна базироваться на современной концепции воспитания, которая ближе Вам по концептуальной позиции и возможностям класса. Основой программы “Воспитать Человека”, о которой идет речь, является Концепция гуманистического воспитания. Данная воспитательная система, по мнению ее автора В.Т. Кабуша, [1] функционирует и развивается с учетом психолого-педагогических положений, одним из которых является определение ценностей воспитательной деятельности.

1. Высшей ценностью воспитательной деятельности является сам ребенок. В нем следует видеть Человека, а не объект воздействия. Его необходимо воспринимать таким, каков он есть на самом деле. Не нужно переделывать ребенка, ломать его “А опять ты…”, а стараться воспитать в нем необходимые качества, основываясь на его природных особенностях. Заметьте, я не говорю о способностях, а именно - об особенностях, которые могут быть выражены не только интеллектуально. Если определить точное лексическое значение данных слов по Словарю русского языка С.И. Ожегова, то тонкая грань между словами станет четкой.

Особенность – характерное, отличительное свойство кого или чего-либо.

Способность – талант, дарование.

Не каждый ребенок может обладать яркими способностями, а вот особенности есть у каждого. Опираясь на определения, осуществляю индивидуальную педагогическую поддержку детей, которая срабатывает на социализацию воспитанника.

Стандарты второго поколения положительным результатом воспитания считают социализацию учащихся, их конкурентоспособность на современном рынке труда. Достичь этого поможет только сформированная Я - концепция ребенка. И в этот момент важная роль отводиться родителям, семье.

Принимая 5 классы с 1 ступени обучения, отметила недостаточный уровень сплоченности ученического и родительского коллектива. Существовали дети отверженные, которые видели себя за рамками класса, девочки их игнорировали, мальчики обижали. Родители не только не общались между собой, даже не знали друг друга, поэтому первостепенными задачами классного руководителя на данном этапе стали: развитие ученического самоуправления с целью формирования “самостей” (самостоятельности, адекватной самооценки, саморегуляции, самопознания, самоопределения) и создание партнерских отношений с родителями.

С отверженными детьми работа строилась с учетом их природных особенностей. Например, мальчик Д. обладал высоким ростом, который считал своим недостатком, и поэтому, сутулился, отмалчивался, старался быть незаметным. Понаблюдав некоторое время за ребенком, переговорив с матерью и учителем физкультуры, посоветовала Д. заняться баскетболом.

Д. старались вводить в состав команды, выезжающей на соревнования, назначить человеком, отвечающим за спортивные состязания в параллели. В День защитника Отечества мальчик со своим старшим братом (т.к. семья неполная) продемонстрировал свои спортивные успехи, победив в нескольких номинациях. Старший брат, отложив свои семейные дела, во всем поддержал брата, показав мощь их семейной команды. С этого момента ситуация резко изменилась. Спустя 3 года в одном из диагностических тестов, выявляющих уровень сплоченности коллектива, мальчик изобразил себя в центре класса, а сам коллектив фруктами, лежащими в одной вазе.

В решении подобных воспитательных задач видна и важная роль семьи ребенка, главное, чтобы родители осознали, что многое в учебно-воспитательном процессе зависит и от них тоже.

2. Вторым важным аспектом в воспитательной деятельности является положение, что индивидуальность растущего человека выступает в качестве исходной позиции воспитателя в педагогическом взаимодействии.Создаются максимально благоприятные условия для раскрытия способностей школьников.

И здесь роль семьи вновь превалирует. Кто как ни родители знают своего ребенка, видят его особенности и знают способности и помогут педагогу увидеть индивидуальность, поэтому сотрудничество необходимо.

3. Третье положение: Система воспитания должна быть открытой. Ребенок должен воспитываться там, где он родился, живет, где находиться среда его обитания. А в ценре среды обитания – семья. Причем, на современном этапе именно семье уделяют большое внимание все государственные структуры, недаром 2008 год объявлен годом семьи, и в сестеме воспитания семья должна решать задачи воспитания совместно с педагогом.

Учитывая данные психолого-педагогические положения и создавалась система сотрудничества, целью которой являются привлечение родителей к принятию решений в классе и школе.

Модель организации сотрудничества выглядит следующим образом: Cхема

В результате системной работы удалось привлечь всех родителей к организации школьной жизни своего ребенка, повернуть семьи лицом к его проблемам, сформировать позитивное отношение к школе. Если в 5-м классе процент родителей, участвовавших в делах класса, составлял 40%, в основном, это были родители успевающих учеников, то к концу 7 класса это 90%. Родители совместно со своим ребенком проживают его школьную жизнь, являются не материальной базой, а советчиками, собеседниками, партнерами. Семьи становятся крепче, т.к. есть общие интересы, общие дела.

Как это удалось?

Важным в этом отношении считаю продумать формы работы с родителями, которые вытекают из темы работы классного руководителя на текущий год, продиктованной этапом развития коллектива класса и возрастными особенностями детей.

Формы работы с родительским коллективом используются и индивидуальные (беседы, консультирование, посещение на дому), и групповые (работа с родителями учащихся,у которых возникли те или иные проблемы в обучении и воспитании, работа с родителями – отцами), и коллективные, о которых хочется сказать особо. Использую в работе традиционные формы, без которых, конечно, не обойтись. Это тематические родительские собрания, родительские лектории и т.д. Но особо ценным в работе считаю коллективные творческие дела. Когда совместно с родителями и классным руководителем дети выясняют о читательских традициях своей семьи, анализируют свое положение как читателя, выявляют читательские интересы родных и одноклассников. В результате в наш малочитающий век участники КТД осознают важность общения с печатной книгой как источником не только знаний, но и источником наслаждения, источником нравственного, эстетического развития. Родители на родительском собрании увлеченно делятся друг с другом успехами своих детей и собственными в этом направлении. В некоторых семьях возродилась утраченная с появлением телевидения традиция совместного семейного чтения и последующего обсуждения прочитанного. Это положительный момент для меня и как учителя русского языка и литературы.

Еще один пример, контроль за обучением ребенка многие родители осуществляют по результатам записи в дневнике и информации на родительском собрании раз в месяц. А бывает, что и не находят времени и для этого “школа должна обучать, вот пусть и обучает”. В нашем коллективе класса в учебную деятельность активно включаются родители: посещают уроки, причем в системе, стараясь, чтобы все родители побывали на том или другом уроке, отслеживают на них уровень домашней подготовки ученика, просматривают дневники, насколько часто родители видят успехи своих детей, подтверждая это своей подписью и т.д. Польза от такого вида работы очевидна: одно дело, когда тебе предъявляет претензии в недостаточном контроле за обучением ребенка классный руководитель, другое, когда такие же родители, как ты. Здесь не оправдаешься ежедневной занятостью, усталостью, некомпетентностью в том или ином вопросе. Все находятся примерно в равном положении, волей-неволей приходиться уделять больше внимания подготовке ребенка, совместно решать его учебные проблемы. Да и дети стараются не подвести своих родителей. Вот и получается результат: устойчивая успеваемость по предметам. Родители чаще общаются с детьми, а не с телевизором и компьютером.

Многое дают для развития основных компетенций (как этого требуют стандарты второго поколения) у детей совместные походы, семейные выезды, экскурсии, концерты. В нашем классе такие мероприятия стали традиционными, родители, вспомнив свое детство, с большим азартом принимают в них участие, часто сами выступают инициаторами. После работы, вечерами, выходные дни собираются группами на квартирах для репетиций, примерки костюмов или решения поставленных задач.

Это объединяет не только членов семьи, включая всех братьев и сестер, бабушек и дедушек, но и родительский коллектив класса в целом.На сегодняшний день родители знают не только друг друга по имени, но и дружат семьями.

Особым достижением классного руководителя считаю работу с родителями-отцами. С 2006–2007 учебного года, учитывая психологические особенности развития ребенка, идет сотрудничество с отцами мальчиков, так как их функции главы семейства заключаются не только в обеспечении семьи материально, но и в активном участии в воспитании сына.

Мониторинг участия в делах класса и школы родителей-отцов

 

Формы работы с родителями-отцами

  1. Индивидуальные: беседы с отцом и сыном, направление на консультирование к психологу, педагогическое консультирование.
  2. Групповые: совместное творческое дело отца и сына (например, психолого-педагогический тренинг), совместная трудовая деятельность(например, ремонт кабинета, мебели и т.д.), экологические десанты.
  3. Коллективные: спортивные соревнования, День защитника Отечества, семейные выезды на природу.

В 5-м классе после проведения семейных спортивных соревнований “Папа, мама, я – спортивная семья” родители-отцы отметили, что физическое развитие их сыновей не на должном уровне, а ведь это будущие отцы, защитники Родины. Было решено спортивные соревнования проводить в системе, обратить внимание на физическую подготовку сыновей. Ежегодно на День защитника Отечества проводятся спортивные состязания между папами и их сыновьями, все мальчики занимаются в спортивных секциях, участвуют в спортивных соревнованиях разных уровней. Такие формы работы позволяют формировать культуру здорового образа жизни и бытовую культуру.

Важным критерием социализации выпускника является его дальнейшая конкурентоспособность на современном рынке труда, которая во многом зависит от правильного выбора профиля обучения, от осознанного выбора профессии.

И в данном вопросе незаменимо взаимодействие с родителями, которые могут дать профессиональную консультацию, организовать экскурсию на свое предприятие, со знанием дела рассказать о своей профессии. Так и развивается система сотрудничества с местным социумом. Взаимодействие со структурами поселка помогает создать условия развития личности ребенка, сформировать социальные компетенции. В системе ведется работа:

  • с отделением ГИБДД по профилактике ДДТ и правилам дорожного движения;
  • с ЦРБ, кабинетом планирования семьи. В период гормонального всплеска в подростковом возрасте ребенок начинает интересоваться собой, физиологическими особенностями, поэтому дети имеют возможность побеседовать со специалистами, задать им интересующие вопросы;
  • с детской школой искусств п. Ясногорск, с которой связывают давние творческие отношения, которая является один из немногих проводников эстетического воспитания в условиях поселка. Был заключен договор о творческом сотрудничестве классного коллектива и Школы искусств, проводятся экскурсии, лекции по искусству, посещение выставок детского творчества. Таким образом строиться и развивается система сотрудничества классного руководителя, ребенка и родителей, все сторонники этой системы удовлетворены учебно-воспитательным процессом и готовы к решению задач, поставленных новым временем и государством.

Литература

1. Степанов И.Н., Лузина Л.М. “Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания”.