План урока
Профессия | Оператор ЭВМ | |
Курс | II | |
№ группы | 2 | |
Тема программы | Работа с программами – детекторами компьютерных вирусов | |
Количество часов | 30 | |
Тема урока | Тестирование дисков на наличие вирусов | |
Цель: | Образовательная. Учащийся должен |
|
Развивающая. Учащийся должен уметь: |
|
|
Воспитательная. Учащийся должен |
|
|
|
||
|
||
Уровень усвоения | 2 | |
Методы п/о | Информационный (словесный) | |
Наглядный – показ алгоритма тестирования дисков на наличие вирусов | ||
Практический - упражнения | ||
Форма организации | Урочная | |
Тип урока | Выполнение комплексных работ | |
Межпредметные связи | ПЭВМ, информатика, аппаратное обеспечение | |
Материально-техническое дидактическое оснащение урока | Компьютер IBM PС, ПО: ОС Windows XP,антивирусная программа Dr.Web, раздаточный материал | |
ТСО | Интерактивная доска |
Ход урока
№ | Этапы урока п/о | Время | |
1. | Организационно-мотивационный |
5 |
|
2. | Вводный инструктаж |
35 | 2.1 Сообщение темы урока
“Тестирование дисков на наличие вирусов” 2.2. Раскрыть обучающие цели: Учащиеся должны уметь:
|
Актуализация опорных знаний |
Начнем с того, что выясним, что мы знаем о компьютерных вирусах (раздать проверочный тест учащимся). На рабочем столе находится папка ПРАКТИКА, вам необходимо открыть её и загрузить файл 1. Учащиеся загружают файл и на экране компьютера появляется сообщение: “Компьютер заражен вирусом, до уничтожения информации на диске осталось 5 минут, необходимо ввести код на отмену стирания информации”. Код учащиеся получат путем ответа на тест (номера вариантов ответа записываются в поле программы и программа останавливается). Если учащееся не успевают, то появляется сообщение, что ученики не справились с заданием. | ||
Объяснение нового материала |
Антивирусная программа Dr.Web.
Интерфейс Dr.Web очень прост в обращении. В самом
верху мы видим командную строку, которая
включает в себя файл (проверить путь, очистить
список отчета, сохранить список отчета, выход),
настройки (изменить настройки, сохранить
настройки, язык), помощь. Далее – дерево каталогов, где отображается информация в компьютере. В дереве каталога выбираем объект, который необходимо проверить на наличие вируса. Внизу экрана в строке задач – путь проверки. Выше – прогресс бар по которому мы видим быстроту выполнения проверки. Внизу экрана справа – количество обнаруженных вирусов, количество проверенных файлов. Теперь откроем Вид – Статистика. Здесь видим количество исцелённых файлов. Если программа не может вылечить файл, то предлагается удалить его. Если у вас имеется, например, системный файл, а в нем имеется вирус, но вам необходим этот файл и удалять его не хотите (есть возможность вылечить с помощью другой программы), то его возможно переименовать. Если программа “сомневается” в наличии вируса, а вы уверены, что это не вирус, то задаете команду проигнорировать. Наиболее часто это встречается в игровых программах. Если вирус обнаружен, то в таблице записывается объект, в котором обнаружен вирус, путь к нему, статус вируса (его имя, например: “троянский конь”), действие, произведённое над вирусом (исцелено, удалено, и т.д.). |
||
3. | Текущий инструктаж |
60 | Учащиеся выполняют практическую работу “Работа с антивирусной системой Dr.Web” |
Целевые обходы:
Приемка и оценка выполненных работ |
|||
4. | Заключительный инструктаж |
20 | Подвести итоги урока. Анализ качества выполненных упражнений. Анализ допущенных ошибок и способы их устранения. Оценки за урок. Домашнее задание:
Например: |
Ход урока
1. Орг. момент (1 мин).
Доброе утро ребята! Тема сегодняшнего урока “Тестирование дисков на наличие вирусов”. (Приложение 3)
2. Введение (1 мин).
Каждый из нас неповторим, кто-то любит спорт, кто-то пишет стихи, кто-то увлекается компьютерами. Мы все являемся личностями. В современном технологичном мире информация хранится в компьютерах и в сети Интернет. И бывает, что наша информация может быть повреждена или украдена кем-то. Надо уметь противостоять этому, надо уметь защищать себе не только в обычной жизни, но и в информационном мире. Именно это мы сегодня и научимся делать – защищать нашу личную информацию.
3. Проверка ЗУН (6 мин).
Начнем с того, что выясним, что мы знаем о компьютерных вирусах (раздать проверочный тест учащимся) (приложение 1). На рабочем столе находится папка ПРАКТИКА, вам необходимо открыть её и загрузить файл 1 (приложение 2). Учащиеся загружают файл и на экране компьютера появляется сообщение: “Компьютер заражен вирусом, до уничтожения информации на диске осталось 5 минут, необходимо ввести код на отмену стирания информации”. Код учащиеся получат путем ответа на тест (номера вариантов ответа записываются в поле программы и программа останавливается). Если учащееся не успевают, то появляется сообщение, что ученики не справились с заданием.
Те, кто справился – молодцы, те, кто нет, тоже молодцы. Давайте проанализируем, что только что произошло. Кто может сказать, поднимите руку и предложите ваш вариант. Выслушать варианты ответов учащихся и обобщить: компьютер был атакован вирусной программой.
Видите, Вы столкнулись с вирусной программой, но эта программа написана мной и она безобидна, но другие компьютерные вирусы могут причинить серьезный вред вашему компьютеру (удалить ценную информацию, вывести его из строя).
Давайте вспомним, что такое компьютерный вирус, как он заражает компьютер?
4. Новый материал (30 мин).
Интерфейс Dr.Web очень прост в обращении. В самом верху мы видим командную строку, которая включает в себя файл (проверить путь, очистить список отчета, сохранить список отчета, выход), настройки (изменить настройки, сохранить настройки, язык), помощь.
5. Далее – дерево каталогов, где отображается информация в компьютере. В дереве каталога выбираем объект, который необходимо проверить на наличие вируса.
6. Щелкнем левой кнопкой мыши в дереве каталогов на диске G FOTO – Методика. Компьютер сам выделяет себе путь проверки синими кружками, а красным кружком – то, что будет проверяться на вирус.
7. Выделяем диске G FOTO, который необходимо проверить на наличие вируса, затем: файл – начать проверку (или один щелчок правой кнопкой мыши по зелёному кружку в правом верхнем углу экрана).В этот момент происходит запуск сканера.
8. Внизу экрана в строке задач – путь проверки. Выше – прогресс бар по которому мы видим быстроту выполнения проверки. Внизу экрана справа – количество обнаруженных вирусов, количество проверенных файлов.
9. Теперь откройте Вид – Статистика. Здесь видим количество исцелённых файлов. Если программа не может вылечить файл, то предлагается удалить его. Если у вас имеется, например, системный файл, а в нем имеется вирус, но вам необходим этот файл и удалять его не хотите (есть возможность вылечить с помощью другой программы), то его возможно переименовать. Если программа “сомневается” в наличии вируса, а вы уверены, что это не вирус, то задаете команду проигнорировать. Наиболее часто это встречается в игровых программах.
10. Если вирус обнаружен, то в таблице записывается объект, в котором обнаружен вирус, путь к нему, статус вируса (его имя, например: “троянский конь”), действие, произведённое над вирусом (исцелено, удалено, и т.д.).
Практическая работа (60 минут).
Давайте, на практике применим наши знания.
Итак, кто может сказать, как предотвратить заражение компьютера.
Ответы учащихся комментируются:
- не скачивать файлы;
- скачивать проверенные файлы;
- установить специальные программы (файрвол) - правильный ответ;
- обновить установленный антивирус.
Теперь давайте защитим наши компьютеры от заражения вирусными программами. Для этого откройте на Рабочем столе в папке ПРАКТИКА файл практического задания. И выполните задания: вы должны уничтожить вирус на компьютере.
Запустите программу Drweb и протестируйте диск С, а затем флэшку. В случае обнаружения вируса, произведите лечение диска.
Если у вас возникнет непонимание – поднимите руку, я подойду к вам. В процессе работы учитель комментирует и направляет действия ученика.
11. Обобщение (19 мин).
Подвести итоги урока.
Молодцы. Итак, чему мы сегодня научились? Что мы с вами узнали?
Анализ качества выполненных упражнений.
Анализ допущенных ошибок и способы их устранения.
Оценки за урок.
12. Домашнее задание (1 мин).
Спасибо за отличную работу!