Цель: углубить и обобщить знания учащихся о грибах, развить интерес и познавательную активность учащихся.
Оборудование: разноцветные жетоны, секундомер.
Предварительная подготовка к уроку: выставка из пластилина и гуаши, выполненная руками учащихся, поделок из природного материала, книги о грибах, газеты и рисунки учащихся. В игре участвуют две команды, по пять человек. Команды придумывают себе названия, например: “лисички” и “опята”.
Первый конкурс “Подготовка к прогулке за грибами”
За 1 минуту команда должна дать как можно больше правильных ответов на вопросы.
Команда "Лисички" | Команда "Опята" | ||
1 | Какие грибы человек использует в кондитерской промышденности? (Дрожжи) | 1 | Взаимовыгодное существование организмов. (Симбиоз) |
2 | Какой гриб поражает картофель? (Фитофтора) | 2 | Чем клетки гриба отличаются от клеток бактерии? (У них есть ядро) |
3 | Что образует симбиоз между грибом и водорослью? (Лишайник) | 3 | Какие грибы паразитируют на
злаках? (Головня и спорынья) |
4 | Как называется симбиоз гриба с корнями растения? (Микориза или грибокорень) | 4 | Какие грибы в лесу появляются первыми? (Сморчки) |
5 | Какие грибы приносят вред деревьям? (Трутовики) | 5 | Из чего состоит плодовое тело шляпочного гриба? (Пенек и шляпка) |
6 | Какой гриб самый ядовитый? (Бледная поганка) |
6 | Какие съедобные грибы можно выращивать круглый год? (Шампиньоны) |
7 | Что такое “Чёртов табачок”? (Старый гриб-дождевик) | 7 | Какие грибы ищут со специально выдрессированными собаками, а во Франции- с домашними свиньями? (Трюфели) |
8 | Какие грибы лечат? (Пеницилл) | 8 | Настой какого гриба можно пить? (Чайного) |
Второй конкурс “Приметы народные в дело пригодные”
Вам даны конверты с половинками примет, вы должны составить из отдельных половинок целое правильное высказывание. Время ограничено.
Приметы из двух половинок.
- Мы грузди - ребятушки дружные.
- Зацвела сосна - иди за маслятами.
- Появились опенки – закончилось лето.
- Грибы –подснежники – строчки да сморчки.
- Назвался груздем – полезай в кузовок.
- Колосится рожь – начинают попадаться белые.
Третий конкурс “Убрать из “лукошка” лишний гриб”
Даны картинки грибов в “конвертах – лукошках” (№ 1, 2, 3, 4), нужно убрать лишний.
Команда Лисички | Команда Опята | ||
1 | Лисичка, подосиновик, мухомор, опенок, боровик. (Лишний мухомор, т.к. он ядовитый) | 1 | Шампиньон, рыжик, сыроежка, белый, волнушка. (Лишний - белый, он трубчатый) |
2 | Сморчок, строчок, опенок, вешенка, трутовик. (Трутовик - он гриб паразит, паразитирующий на деревьях) | 2 | Бледная поганка, мухомор, желчный гриб, шампиньон, ложный опёнок. (Шампиньон - т.к. он съедобный) |
Четвертый конкурс “Отгадай загадку”
- Шляпа без головы и нога без сапога. (Гриб)
- Шапочка красная, пуговки белые, работа напрасная: осталось все целое – никто не берет. (Мухомор).
- Зацвели сережки – первый гриб в лукошке. (Сморчки и строчки).
- Спрятался за пень – шапка набекрень, кто проходит близко кланяется низко. (Гриб)
- Стоит Лукашка- белая рубашка, а шляпа надета шоколадного цвета. (Белый гриб)
- Свыклась водоросль с грибами, зацепилась за кору и пришлася ко двору. (Лишайник)
- Без зубов, а дерево грызёт. (Гриб – трутовик)
- Рыжие ушки с лисьей макушки в травке лежат для малых ребят. (Лисички)
- Бугровато, а не воз; ноздревато, а не нос; сверху слизь, а не червяк; жил в земле, а не хомяк. (Масленок)
- Есть грибы и не в лесу: в тесте, пиве и квасу. (Дрожжи)
- Выросли на полочке кисточки – метелочки, кисточки зеленые – лекари хваленые. (Пеницилл.
Пятый конкурс “Ты мне я тебе”
Подведение итогов: на доске таблица с результатами команд. За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу.
№ | Название конкурса | Лисички | Опята |
1 | Подготовка к прогулке за грибами. | ||
2 | Приметы народные в дело пригодные. | ||
3 | Убрать из “лукошка” лишний гриб. | ||
4 | Отгадай загадку. | ||
5 | Ты мне я тебе. | ||
Итог: |
Литература