Цель урока: формирование у учащихся эмоционального и духовного опыта через собственное творчество и создание художественных образов посредством цвета.
Задачи урока:
Художественно-творческие
- познакомить учащихся с особенностью «языка» цвета. Учить понимать этот «язык». В живописи цвет – есть средство выражения эмоционального состояния и тематического содержания (пейзаж);
- продолжать формировать умение рассматривать репродукции с изображением пейзажа, слушать музыкальные произведения, стихи и отвечать на вопросы-парадоксы учителя;
- продолжать формировать умение устанавливать взаимосвязь между несколькими видами искусства: живописным изображением, художественным словом и музыкальным произведением;
- cоотносить высоту музыкального звука (низкий - высокий) со степенью светлоты цвета (легкий - тяжелый; звонкий - глухой);
- расширять кругозор детей;
- отражать полученные впечатления в творческих работах;
- совершенствовать специальные (универсальные) умения через практическую деятельность в процессе обучения;
- формировать универсальные умения: дифференцировать и обобщать знания о группах цветов: темные и светлые; легкие и тяжелые; звонкие и глухие;
- упражнять в приемах смешивания красок на палитре и сразу на бумаге;
- формировать универсальные умения пользоваться модульными таблицами (цветовой круг, осветленные и затемненные цвета). Уметь «читать эти карты-опоры.
Развивающие
- развивать эмоциональную сферу детей;
- развивать художественно-образное, творческое мышление детей;
- развивать умение видеть, слышать, понимать и чувствовать красивое в окружающей природе. Формировать эстетические чувства
Воспитательные
- воспитывать умение рисовать коллективно (парами), уметь договариваться и распределять между собой объем работы;
- воспитывать критическое отношение к результатам своей деятельности.
Материалы и оборудование:
- репродукции картин серии «Календарь о временах года»,
- отрывки музыкальных произведений Антонио Вивальди « Времена года. Зима» и Людвиг Ван Бетховен «К Элизе»,
- карты-опоры «Цветовой круг», «Осветленные и затемненные цвета»,
- стихи Т.Курбатовой стр.12-13 «Разноцветные стихи» Т., 1995г.
Раздаточные материалы:
- маленькие карты-опоры (дубликаты демонстрационного материала),
- листы А-3,
- гуашевые краски,
- палитра,
- кисти рисовальные и щетинистые,
- банки для воды,
- тряпочки,
- открытки или маленькие репродукции компьютерной графики с изображением пейзажей.
Оформление доски:
Тема урока. Ключевые слова по теме: теплый - холодный; светлый - темный; легкий - тяжелый; звонкий - глухой. Цветовой круг. Лист А-2 для коллективного рисования (3 человека).
Ход урока
1. Целевая установка:
На этом уроке мы будем учиться слушать краски, узнаем, о чем они могут «говорить». Вы научитесь понимать «язык разноцветных красок». Поэтому в течение урока будьте внимательными и активными.
2. Сообщение цели и задач урока:
Сегодня мы вместе совершим путешествие в страну звуков и цвета, и вы узнаете, что цвет может звучать, а звук может создавать ощущение цвета. Вы будете учиться рисовать пейзажные картинки. Ваши работы мы поместим на выставке, чтобы другие дети могли ими полюбоваться.
3. Объяснение нового материала:
Вопросы-парадоксы:
Представьте себе такую ситуацию: что было бы, если бы все на свете было одинакового цвета?
А вот ещё одна ситуация: художник пришел писать поляну цветов, а у него оказалось только три основные краски?
Рассердилось и ушло за горизонт солнце. Каким мы увидим весь мир?
Погас последний солнца луч.
Устало голову склонило
Дневное жаркое светило
На мягкий холм из рыжих туч.И веки сонные сомкнуло,
Накрылось тучею. Заснуло.
Померкли краски, потемнели,
Сквозь мрак мерцают еле-еле.Зарницей розово-лиловой,
Раздвинув мрак, пробился снова
Последний луч. И утонул
В нагроможденье туч сливовых.
Уснуло солнце, день уснул.
И вечер в черную вуаль
Убрал сиреневую даль.
Как вы думаете, каких цветов в этом стихотворении больше ГЛУХИХ или ЗВОНКИХ?
А можно ли сказать, что эти цвета ТЯЖЕЛЫЕ? Почему?
Учитель предлагает одному учащемуся прочитать стихотворение, а всем детям подумать: ГЛУХИМИ или ЗВОНКИМИ цветами будет нарисована картина-стихотворение.
Голубым огнем, зеленым
Загорелись сосен кроны,
Мир зарею обновленный,
Встрепенулся, ожил вдруг.
Алою зарей плененный,
Обновленный, удивленный,
Алый, голубой, зеленый,
Разноцветный мир вокруг.
(Т. Курбатова «Утро»)
А как изменяются краски в природе вечером и днем, в солнечный день или в дождь?
Учитель зачитывает строчки стихотворения:
«Словами красок на своем холсте
Художник говорил о красоте…»
Учащимся предлагается рассмотреть репродукции картин, написанные разными группами цветов (темными и светлыми).
Дайте название этим цветам?
После просмотра репродукций учитель предлагает детям послушать музыкальные отрывки Вивальди и Бетховена. Сравнить их и рассказать, КАКИЕ ЗВУКИ использовал композитор, чтобы «создать настроение»?
Ответ: Звонкие, тяжелые и легкие, чуть глухих. (первое произведение)
Ответ: легкие, воздушные, нежные, светлые (второе произведение)
Ребята, для чего мы читали стихи, слушали музыку и рассматривали репродукции?
(чтобы понять, что картину можно нарисовать разными красками, музыку написать звуками и эти звуки похожи на цвета, стихи написать при помощи слов, но звуки слов тоже напоминают какой-то цвет)
Правильно все цвета делятся на ГРУППЫ, но все они составляют ЦВЕТОВОЙ КРУГ.
Рисунок 1.
4. Практическая работа учащихся.
Учащие выполняют задания парами. Рисуют пейзаж по выбору, передают состояние природы её особенности в разные части суток. При этом используются палитра и смешение цветов на бумаге. Дети смешивают цветные краски с белой и серой, чтобы получить различное «звучание»: легкие и тяжелые, светлые и темные, звонкие и глухие.
Группа детей под руководством учителя выполняет рисование картины на листе А-2.
Учитель уточняет о правилах подмешивания цвета к белилам и цветов к серой краске. Следит за правильным использованием учащимися палитры и разных видов кистей (щетинка и рисовальная). Поощряет найденные детьми приемы рисования кистями. Напоминает о верном использовании воды и тряпочки.
При затруднении в подборе цвета обратить внимание на цветовой круг, фотографии и опорные модульные таблицы.
Рисунок 2.
5. Анализ результатов работы. Рефлексия:
В чем же особенность «языка» цвета в пейзажной живописи?
Каким приемом вы получали разнообразные цвета в своем рисовании?
С какими группами цветов вы познакомились на этом уроке?
(привлечение внимания детей к таблицам на доске)
Давайте посмотрим, что у нас получилось? Вам нравятся пейзажи, которые вы нарисовали? О чем они нам рассказывают?
6. Вывод.
У живописи особый язык – язык цвета. Художники разговаривают со зрителями своими картинами. На этом уроке вы учились «читать» и «разговаривать» этим особым языком.
7. Домашнее задание:
Проанализируйте любую пейзажную картинку и объясните, что хотел рассказать художник.
Наш урок закончен.
Учитель организует уборку рабочих столов.