Интегрированный урок (математика + москвоведение) во 2-м классе по теме "Закрепление пройденного"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Закреплять знание таблицы умножения на 2, случаев умножения и деления на 1 и 10; умения решать задачи;
  2. Закреплять и обобщать знаний по москвоведению по пройденному материалу;
  3. Развивать речь, мышление, память;
  4. Воспитывать любовь к Родине, ее историческому прошлому.

Оборудование:

  • карточки для фронтальной и индивидуальной работы,
  • карточки с разноуровневыми заданиями для решения задач;
  • пленки для графопроектора модель часов,
  • изображение музы истории Клио, Успенского собора.

Ход урока

1. Организационный момент.

Сегодня на уроке у нас необычная гостья – богиня истории Клио. Урок математики будет связан с уроком москвоведения. Муза Клио – главное действующее лицо нашего урока.

Вам пришедшим сюда, к состязанью готовым
Слово привета свое обращаю.
Вам пожелаю успехов под сводами храма науки.
Пусть же победу одержит тот,
Кто достойнее будет и знанья покажет искусней.
Муза истории – Клио –
Вас приглашает. Вперед!

2. Закрепление вычислительных навыков, обобщение знаний по москвоведению.

При помощи какого прибора измеряют время? Какие часы люди использовали в древности? Муза Клио будет задавать вопросы с использованием необычной модели часов. Какие числа изображены на циферблате? Прочитайте. На какие две группы можно разделить данные числа? (Классификация: 1-я группа - 4, 6, 9; 2-я группа – 10, 14, 17, 20. Возможны другие варианты ответов).

Для определения следующего задания найдите разность чисел 54 и 40. Стрелка часов переводится к числу 14 и зачитывается задание на карточке, расположенной рядом с числом 14.

Задание. – Как называется наука, которая изучает вещественные источники, ее называют наукой лопаты? Ответ на этот вопрос зашифрован а таблице. Возьмите карточки и выполните действия. Результаты занесите в таблицу и расшифруйте слово.

7 * 2 = …Р   2 * 4 = …   А 8 * 2 = … И
1 * 6 = … О   70 : 10=… Я   5 * 10 =… Х
9 * 10 =… Г   1 * 5 = … Е   30 : 10 =… Л

8

14

50

5

6

3

6

90

16

7

а

р

х

е

о

л

о

г

и

я

Следующее задание. Произведение 5 и 2 увеличьте на 7. Стрелка часов переводится к числу 17 и сообщается новое задание. Чтобы ответить на вопрос музы Клио, нужно решить «цепочки»:

  • ? → + 6 → * 2 → +16 → = 30
  • ? → + 19 → : 10 → * 9 → = 18
  • ? → +36 → - 26 → : 7 → = 2
  • ? → + 52 → - 19 → :10 → = 4

Если из наших ответов составить число, то получится историческая дата. Прочитайте полученное число (1147). С каким событием в истории нашего государства связана эта дата?

3. Решение задач.

Найти частное чисел 18 и 2. Стрелка переводится к числу 9. Задание читается на соответствующей карточке.

С каким историческим событием связаны эти строки?

Но пришел однажды час,
И из города Коломны
На Москву возы ползут
Для Кремля с каменоломни
Возит камень русский люд.
И былой стене на смену
Строит каменную стену
Небывалой красоты
Внук Ивана Калиты.

Теперь нужно решить задачи, а на числовом веере показать номер выбранного вами решения (решения под номерами проецируются на зкран).

Задачи.

  1. На строительство прибыло 10 телег. На каждой было нагружено по 6 камней. Сколько камней привезли на строительство?
  2. Для строительных работ 40 человек нужно разделить на группы по 10 человек в каждой. Сколько групп получится?

Физкультминутка (для глаз и опорно-двигательного аппарата).

Следующее задание.

Первое слагаемое 18, значение суммы 38. Найдите второе слагаемое. Стрелка переводится к числу 20 и зачитывается соответствующая карточка.

Где жили князья, а затем и цари? А простые люди?

Наши предки занимались каким-нибудь ремеслом. Задача на эту тему.

Читается текст задачи.

На мельнице было 93 мешка муки. В княжеский дворец отправили 8 подвод, разместив на каждой по 10 мешков муки. Сколько мешков муки осталось на мельнице?

Разбор задачи, составление краткой записи, анализ, запись решения.

Соединив число оставшихся мешков и число мешков, отправленных во дворец, мы получим 4-хзначное число, прочитайте его (1380). Какое событие связано с этой датой?

Враги часто нападали на нашу Родину. Защита Отечества была важным и почетным делом.

Следующее задание. Какое число нужно вычесть из 40, чтобы получилось 36?

Стрелка переводится к числу 4.

Самостоятельное решение задачи, записанной на карточке. К условию поставлены два вопроса разного уровня сложности. Учащиеся сами выбирают один из вопросов.

Задача. За один месяц оружейники изготовили 36 щитов, за второй месяц - столько же, а за третий – на 21 щит меньше, чем за первый и второй вместе.

  1. Сколько щитов изготовили оружейники за третий месяц?
  2. На сколько больше щитов изготовили оружейники за третий месяц, чем за первый?

Проверка решения задачи. (Ответ на первый вопрос – 51 щит, на второй вопрос – 15). Вопрос музы Клио связан со вторым ответом. Отгадайте какой памятник архитектуры был создан в 15 веке на территории Кремля? (Успенский собор). Вывешивается изображение Успенского собора. Его венчают 5 золотых куполов и украшением является аркатурный пояс. Собор – символом воина-защитника.

4. Закрепление умения по составлению выражений.

Следующее задание по модели часов. Найти частное чисел 20 и 2. Стрелка часов указывает на число 10.

Задание на карточке.

К выражениям из первого столбика нужно подобрать выражения из второго столбика так, чтобы используя между ними знаки + или - , получились новые выражении с результатом 7.

2 * 8       12 : 2
7 : 7   +   30 : 10
4 * 1   -   90 – 81

Число 7 является священным.

7 чудес света (пирамида Хеопса, Висячие сады Семирамиды, Статуя Зевса, Храм Артемиды, Галикарнасский мавзолей, Александрийский маяк, Колосс Радосский); 7 смертных грехов (гордыня, скупость, обжорство, гнев, зависть, лень, невоздержание).

Греческий философ и математик Пифагор придавал особое значение числу 7, как сумме чисел 4 и 3. Четырехугольник и треугольник он считал законченными и совершенными фигурами.

5. Работа с геометрическим материалом.

Следующее задание. Произведение чисел 3 и 2 разделить на 1. Рассмотрите данные фигуры, укажите на их особенности и вычислите периметр.

Фигуры: квадрат со стороной 2 см и равносторонний треугольник со стороной 4 см.

6. Итог урока.

Учащиеся вспоминают и называют понравившиеся задания, отмечаются те, которые вызвали затруднение. Учитель обобщает ответы учащихся, оценивает их работу.

Свою оценку вашей работе на уроке дает муза Клио. Учитель переворачивает карточки-здания, которые располагались рядом с циферблатом. С обратной стороны карточек буквы, из них получается слово «МОЛОДЦЫ».