Цели:
- Закреплять знание таблицы умножения на 2, случаев умножения и деления на 1 и 10; умения решать задачи;
- Закреплять и обобщать знаний по москвоведению по пройденному материалу;
- Развивать речь, мышление, память;
- Воспитывать любовь к Родине, ее историческому прошлому.
Оборудование:
- карточки для фронтальной и индивидуальной работы,
- карточки с разноуровневыми заданиями для решения задач;
- пленки для графопроектора модель часов,
- изображение музы истории Клио, Успенского собора.
Ход урока
1. Организационный момент.
Сегодня на уроке у нас необычная гостья – богиня истории Клио. Урок математики будет связан с уроком москвоведения. Муза Клио – главное действующее лицо нашего урока.
Вам пришедшим сюда, к состязанью готовым
Слово привета свое обращаю.
Вам пожелаю успехов под сводами храма науки.
Пусть же победу одержит тот,
Кто достойнее будет и знанья покажет искусней.
Муза истории – Клио –
Вас приглашает. Вперед!
2. Закрепление вычислительных навыков, обобщение знаний по москвоведению.
При помощи какого прибора измеряют время? Какие часы люди использовали в древности? Муза Клио будет задавать вопросы с использованием необычной модели часов. Какие числа изображены на циферблате? Прочитайте. На какие две группы можно разделить данные числа? (Классификация: 1-я группа - 4, 6, 9; 2-я группа – 10, 14, 17, 20. Возможны другие варианты ответов).
Для определения следующего задания найдите разность чисел 54 и 40. Стрелка часов переводится к числу 14 и зачитывается задание на карточке, расположенной рядом с числом 14.
Задание. – Как называется наука, которая изучает вещественные источники, ее называют наукой лопаты? Ответ на этот вопрос зашифрован а таблице. Возьмите карточки и выполните действия. Результаты занесите в таблицу и расшифруйте слово.
7 * 2 = …Р | 2 * 4 = … | А 8 * 2 = … И | ||
1 * 6 = … О | 70 : 10=… Я | 5 * 10 =… Х | ||
9 * 10 =… Г | 1 * 5 = … Е | 30 : 10 =… Л |
8 |
14 |
50 |
5 |
6 |
3 |
6 |
90 |
16 |
7 |
а |
р |
х |
е |
о |
л |
о |
г |
и |
я |
Следующее задание. Произведение 5 и 2 увеличьте на 7. Стрелка часов переводится к числу 17 и сообщается новое задание. Чтобы ответить на вопрос музы Клио, нужно решить «цепочки»:
- ? → + 6 → * 2 → +16 → = 30
- ? → + 19 → : 10 → * 9 → = 18
- ? → +36 → - 26 → : 7 → = 2
- ? → + 52 → - 19 → :10 → = 4
Если из наших ответов составить число, то получится историческая дата. Прочитайте полученное число (1147). С каким событием в истории нашего государства связана эта дата?
3. Решение задач.
Найти частное чисел 18 и 2. Стрелка переводится к числу 9. Задание читается на соответствующей карточке.
С каким историческим событием связаны эти строки?
Но пришел однажды час,
И из города Коломны
На Москву возы ползут
Для Кремля с каменоломни
Возит камень русский люд.
И былой стене на смену
Строит каменную стену
Небывалой красоты
Внук Ивана Калиты.
Теперь нужно решить задачи, а на числовом веере показать номер выбранного вами решения (решения под номерами проецируются на зкран).
Задачи.
- На строительство прибыло 10 телег. На каждой было нагружено по 6 камней. Сколько камней привезли на строительство?
- Для строительных работ 40 человек нужно разделить на группы по 10 человек в каждой. Сколько групп получится?
Физкультминутка (для глаз и опорно-двигательного аппарата).
Следующее задание.
Первое слагаемое 18, значение суммы 38. Найдите второе слагаемое. Стрелка переводится к числу 20 и зачитывается соответствующая карточка.
Где жили князья, а затем и цари? А простые люди?
Наши предки занимались каким-нибудь ремеслом. Задача на эту тему.
Читается текст задачи.
На мельнице было 93 мешка муки. В княжеский дворец отправили 8 подвод, разместив на каждой по 10 мешков муки. Сколько мешков муки осталось на мельнице?
Разбор задачи, составление краткой записи, анализ, запись решения.
Соединив число оставшихся мешков и число мешков, отправленных во дворец, мы получим 4-хзначное число, прочитайте его (1380). Какое событие связано с этой датой?
Враги часто нападали на нашу Родину. Защита Отечества была важным и почетным делом.
Следующее задание. Какое число нужно вычесть из 40, чтобы получилось 36?
Стрелка переводится к числу 4.
Самостоятельное решение задачи, записанной на карточке. К условию поставлены два вопроса разного уровня сложности. Учащиеся сами выбирают один из вопросов.
Задача. За один месяц оружейники изготовили 36 щитов, за второй месяц - столько же, а за третий – на 21 щит меньше, чем за первый и второй вместе.
- Сколько щитов изготовили оружейники за третий месяц?
- На сколько больше щитов изготовили оружейники за третий месяц, чем за первый?
Проверка решения задачи. (Ответ на первый вопрос – 51 щит, на второй вопрос – 15). Вопрос музы Клио связан со вторым ответом. Отгадайте какой памятник архитектуры был создан в 15 веке на территории Кремля? (Успенский собор). Вывешивается изображение Успенского собора. Его венчают 5 золотых куполов и украшением является аркатурный пояс. Собор – символом воина-защитника.
4. Закрепление умения по составлению выражений.
Следующее задание по модели часов. Найти частное чисел 20 и 2. Стрелка часов указывает на число 10.
Задание на карточке.
К выражениям из первого столбика нужно подобрать выражения из второго столбика так, чтобы используя между ними знаки + или - , получились новые выражении с результатом 7.
2 * 8 | 12 : 2 | |||
7 : 7 | + | 30 : 10 | ||
4 * 1 | - | 90 – 81 |
Число 7 является священным.
7 чудес света (пирамида Хеопса, Висячие сады Семирамиды, Статуя Зевса, Храм Артемиды, Галикарнасский мавзолей, Александрийский маяк, Колосс Радосский); 7 смертных грехов (гордыня, скупость, обжорство, гнев, зависть, лень, невоздержание).
Греческий философ и математик Пифагор придавал особое значение числу 7, как сумме чисел 4 и 3. Четырехугольник и треугольник он считал законченными и совершенными фигурами.
5. Работа с геометрическим материалом.
Следующее задание. Произведение чисел 3 и 2 разделить на 1. Рассмотрите данные фигуры, укажите на их особенности и вычислите периметр.
Фигуры: квадрат со стороной 2 см и равносторонний треугольник со стороной 4 см.
6. Итог урока.
Учащиеся вспоминают и называют понравившиеся задания, отмечаются те, которые вызвали затруднение. Учитель обобщает ответы учащихся, оценивает их работу.
Свою оценку вашей работе на уроке дает муза Клио. Учитель переворачивает карточки-здания, которые располагались рядом с циферблатом. С обратной стороны карточек буквы, из них получается слово «МОЛОДЦЫ».