ОД:
- создать условия для усвоения нового учебного материала, используя деятельностный подход;
O:
- изучить положение галогенов в ПСХЭ;
- дать общую сравнительную характеристику галогенов в свете трех форм существования элементов: свободных атомов, простых веществ и их важнейших соединений;
- изучить распространение в природе, биологическую и экологическую роли галогенов;
- изучить физические свойства галогенов;
- сделать вывод о зависимости строения и свойств простых веществ;
- повторить, обобщить, закрепить и конкретизировать на материале химии галогенов такие важнейшие химические понятия как «химическая связь», «кристаллическая решетка», «окисление и восстановление»;
P:
- развивать умение выделять существенные признаки и свойства объектов, классифицировать факты, делать выводы;
- развивать познавательный интерес, коммуникативные качества, уверенность в своих силах, умение действовать самостоятельно;
B:
- воспитывать культуру умственного труда.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Оборудование и реактивы: образцы галогенов - простых веществ, Na, Al (в порошке), алюминиевая фольга, кусочек Sb, хлорная и бромная вода, растворы KBr или NaBr, KJ или NaJ, нитрат серебра, хлорид кальция, оксид марганца (IV), HCl (конц.), этиловый спирт, ступка с пестиком, пипетка, фарфоровая чашечка, штатив, горелка, кристаллизатор с песком, пилочка для ногтей, колбы на 50-100 мл, кружки фильтровальной бумаги, ватные тампоны, марлевый мешочек с карболеном, образцы природных минералов (галит, сильвин, сильвинит, криолит, плавиковый шпат), образцы изделий с тефлоном, фторсодержащих зубных паст, хлор- и бромсодержащих материалов и лекарств.
Ход урока
I.Организационный этап. Сегодня на уроке мы рассмотрим строение атомов галогенов, их положение в ПСХЭ, охарактеризуем простые вещества - галогены и их свойства, узнаем когда и кем были открыты галогены и прослушаем сообщения о галогенах.
II.Этап подготовки к активному усвоению новых знаний. Учащиеся формулируют цели урока.
III.Этап усвоения новых знаний. Учащиеся работают с учебником по плану.
План
- Строение атомов галогенов;
- Положение в ПСХЭ;
- Простые вещества- галогены;
- Сообщение об иоде;
- Демонстрационные опыты (2);
- Физические свойства галогенов (таблица 7 стр.79 учебника, ВЫВОД стр.79);
- Сообщение о фторе;
- Открытие галогенов (стр.82).
IV.Этап закрепления новых знаний. Рефлексия. Учащиеся выполняют тест по теме «Галогены».
Тест по теме «Галогены»
- В периодической системе галогены находятся в:
А) главной подгруппе VIII группы;
Б) побочной подгруппе VII группы;
В) главной подгруппе VII группы;
Г) главной подгруппе VI группы. - Галогены являются:
А) окислителями;
Б) окислителями и восстановителями;
В) восстановителями;
Г) восстановителями и окислителями. - Для галогенов характерна степень окисления:
А) -2;
Б) -1 и -2;
В) -2 и -3;
Г) -1. - Галогены могут проявлять положительную степень окисления в соединениях с:
А) водородом;
Б) кислородом;
В) с металлами;
Г) ни с одним из этих веществ. - Как меняется химическая активность галогенов в ряду: F, Cl, Br, J?
А) увеличивается;
Б) меняется беспорядочно;
В) уменьшается;
Г) не меняется. - При обычных условиях бром - это:
А) газ;
Б) жидкость;
В) кристаллическое в-во;
Г) жидкость или кристаллическое в-во. - Свободных орбиталей нет у:
А) хлора;
Б) брома;
В) йода;
Г) фтора. - Галогены в твердом состоянии имеют:
А) атомную кристаллическую решетку;
Б) молекулярную кристаллическую решетку;
В) А и Б;
Г) имеют особое строение. - Галогены не реагируют с:
А) водой;
Б) водородом;
В) щелочами;
Г) кислотами.
Опорный конспект по теме «Галогены».
- содержат 7 e наружних;
- не хватает по 1 e;
- яркие окислительные свойства;
- F2At2
окислительные св-ва уменьшаются,
электроотрицательность уменьшается; - степень окисления у F2 -1 (постоян.);
- другие с N2, O2, F2 +1,+3,+5,+7 (нечет.);
- двухатомная молекула;
- ковалентная неполярная связь;
- молекулярная кристаллическая решетка (в твердом состоянии);
- с увеличением № неметаллические свойства ослабевают, а металлические усиливаются.
Дом.задание: §17; стр.78-79; записи в тетради.
Литература:
- О.С.Габриелян. Учебник «Химия-9»; Дрофа.
- О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов. «Настольная книга учителя. Химия-9»; Дрофа. 2002г.
- О.С.Габриелян. Программа по химии. Дрофа. 2004г.