Урок химии в 9-м классе по теме "Галогены"

Разделы: Химия


Цели

ОД:
- создать условия для усвоения нового учебного материала, используя деятельностный подход;
O:
- изучить положение галогенов в ПСХЭ;
- дать общую сравнительную характеристику галогенов в свете трех форм существования элементов: свободных атомов, простых веществ и их важнейших соединений;
- изучить распространение в природе, биологическую и экологическую роли галогенов;
- изучить физические свойства галогенов;
- сделать вывод о зависимости строения и свойств простых веществ;
- повторить, обобщить, закрепить и конкретизировать на материале химии галогенов такие важнейшие химические понятия как «химическая связь», «кристаллическая решетка», «окисление и восстановление»;
P:
- развивать умение выделять существенные признаки и свойства объектов, классифицировать факты, делать выводы;
- развивать познавательный интерес, коммуникативные качества, уверенность в своих силах, умение действовать самостоятельно;
B:
- воспитывать культуру умственного труда.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Оборудование и реактивы: образцы галогенов - простых веществ, Na, Al (в порошке), алюминиевая фольга, кусочек Sb, хлорная и бромная вода, растворы KBr или NaBr, KJ или NaJ, нитрат серебра, хлорид кальция, оксид марганца (IV), HCl (конц.), этиловый спирт, ступка с пестиком, пипетка, фарфоровая чашечка, штатив, горелка, кристаллизатор с песком, пилочка для ногтей, колбы на 50-100 мл, кружки фильтровальной бумаги, ватные тампоны, марлевый мешочек с карболеном, образцы природных минералов (галит, сильвин, сильвинит, криолит, плавиковый шпат), образцы изделий с тефлоном, фторсодержащих зубных паст, хлор- и бромсодержащих материалов и лекарств.

Ход урока

I.Организационный этап. Сегодня на уроке мы рассмотрим строение атомов галогенов, их положение в ПСХЭ, охарактеризуем простые вещества - галогены и их свойства, узнаем когда и кем были открыты галогены и прослушаем сообщения о галогенах.

II.Этап подготовки к активному усвоению новых знаний. Учащиеся формулируют цели урока.

III.Этап усвоения новых знаний. Учащиеся работают с учебником по плану.

План

  1. Строение атомов галогенов;
  2. Положение в ПСХЭ;
  3. Простые вещества- галогены;
  4. Сообщение об иоде;
  5. Демонстрационные опыты (2);
  6. Физические свойства галогенов (таблица 7 стр.79 учебника, ВЫВОД стр.79);
  7. Сообщение о фторе;
  8. Открытие галогенов (стр.82).

IV.Этап закрепления новых знаний. Рефлексия. Учащиеся выполняют тест по теме «Галогены».

Тест по теме «Галогены»

  1. В периодической системе галогены находятся в:
    А) главной подгруппе VIII группы;
    Б) побочной подгруппе VII группы;
    В) главной подгруппе VII группы;
    Г) главной подгруппе VI группы.
  2. Галогены являются:
    А) окислителями;
    Б) окислителями и восстановителями;
    В) восстановителями;
    Г) восстановителями и окислителями.
  3. Для галогенов характерна степень окисления:
    А) -2;
    Б) -1 и -2;
    В) -2 и -3;
    Г) -1.
  4. Галогены могут проявлять положительную степень окисления в соединениях с:
    А) водородом;
    Б) кислородом;
    В) с металлами;
    Г) ни с одним из этих веществ.
  5. Как меняется химическая активность галогенов в ряду: F, Cl, Br, J?
    А) увеличивается;
    Б) меняется беспорядочно;
    В) уменьшается;
    Г) не меняется.
  6. При обычных условиях бром - это:
    А) газ;
    Б) жидкость;
    В) кристаллическое в-во;
    Г) жидкость или кристаллическое в-во.
  7. Свободных орбиталей нет у:
    А) хлора;
    Б) брома;
    В) йода;
    Г) фтора.
  8. Галогены в твердом состоянии имеют:
    А) атомную кристаллическую решетку;
    Б) молекулярную кристаллическую решетку;
    В) А и Б;
    Г) имеют особое строение.
  9. Галогены не реагируют с:
    А) водой;
    Б) водородом;
    В) щелочами;
    Г) кислотами.

Опорный конспект по теме «Галогены».

  • содержат 7 e наружних;
  • не хватает по 1 e;
  • яркие окислительные свойства;
  • F2At2
    окислительные св-ва уменьшаются,
    электроотрицательность уменьшается;
  • степень окисления у F2 -1 (постоян.);
  • другие с N2, O2, F2 +1,+3,+5,+7 (нечет.);
  • двухатомная молекула;
  • ковалентная неполярная связь;
  • молекулярная кристаллическая решетка (в твердом состоянии);
  • с увеличением № неметаллические свойства ослабевают, а металлические усиливаются.

Дом.задание: §17; стр.78-79; записи в тетради.

Литература:

  1. О.С.Габриелян. Учебник «Химия-9»; Дрофа.
  2. О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов. «Настольная книга учителя. Химия-9»; Дрофа. 2002г.
  3. О.С.Габриелян. Программа по химии. Дрофа. 2004г.