Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме "В гостях у Повелительницы Воды"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программные задачи:

  1. Уточнить знания детей о назначении воды в нашей жизни.
  2. Познакомить детей с некоторыми свойствами воды: жидкая, не имеет формы, цвета, запаха. Вода может растворять в себе некоторые вещества.
  3. Закреплять умение строить алгоритм действия, используя схематические модели, расшифровывать свойства воды по опорной карточке.
  4. Определять профессии по мнемотаблице.
  5. Развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать.
  6. Воспитывать бережное отношение к воде.

Оборудование:

  • поднос с предметами разной формы (резиновая перчатка, колба, прозрачный цилиндр, пластиковые прозрачные коробки разной формы),
  • кувшин с водой,
  • кубики льда,
  • чашка,
  • чайные ложки;

на каждого ребёнка:

  • прозрачные пластиковые стаканы,
  • стакан с молоком;
  • сахар для наведения сладкой воды;
  • соломки для коктейля,
  • непрозрачные пластиковые стаканы,
  • родниковая вода в бутылке,
  • различные соки,
  • карточки – модели изображения алгоритма мытья рук,
  • опорные карточки,
  • изображающие основные свойства воды,
  • карточка – схема, предупреждающая о перекрытии воды в кране,
  • мнемотаблицы профессий (пожарный, фудожник, повар),
  • аудиозапись произведений «Аквариум» - К.Сен-Санс, «Дождик» - Г.Свиридов, «Золотые рыбки» - Р.Щедрин.

Предварительная работа:

  • Беседа с детьми о значении воды
  • Чтение стихотворения Н.Николаенко «Дождик-душ»
  • Дидактическая игра «Кому нужна вода» (карточки профессий)
  • Познавательная игра «Где, какая вода бывает?»
  • Опытно-исследовательская деятельность: превращение воды в лёд и обратно
  • Разучивание загадок о воде, льде.

Ход занятия

Звучит музыка «Дождик» Г.Свиридова. В группе воспитатель, одетая в голубую накидку.

1-я часть.

Входят дети.

Воспитатель: Здравствуйте ребята, давайте знакомиться. Я – Повелительница Воды, а как зовут вас? (дети называют свои имена)

Повелительница Воды: Я встречаюсь с вами каждый день.

Вы слыхали о воде?
Говорят, что я везде
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает
В лес туманом заползает.
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без меня вам не умыться,
Не наесться, не напиться,
Смею вам я доложить:
Без воды вам не прожить.
(стихотворение Рыжовой А.И.)

Повелительница Воды: Дети, где вы видели воду?

Для чего она нужна? (ответы детей)

Развивающая игра « Кому нужна вода?» (мнемотаблицы профессий)

Повелительница Воды: Вот видите, я с вами повсюду, у меня много работы. Но я пришла сегодня отдохнуть и поиграть в свои игры. А самые мои любимые игры – с водой. Поиграем вместе?

Повелительница Воды: Дети, есть ли среди вас тот, кто может удержать воду? (ответы детей).

Повелительница Воды: сложите руки лодочкой. (П.В. наливает воду в ладошки), вода просачивается.

Воду трудно удержать,
Она стремиться убежать.

Повелительница Воды: Ребята, как нам справиться с водой? (ответы детей, одним из ответов является предположение, что воду можно заморозить)

Повелительница Воды: Бросает каждому в ладошки кубик льда.

Превратилась в лёд вода,
Не стремится никуда.

Повелительница Воды: Дети, послушайте загадку:

На одном берегу реки живёт гномик, а на другом – его друг. Река глубокая, поэтому друзья встречаются редко. Когда это происходит? (зимой)

Повелительница Воды: А теперь вкусная загадка:

«Круглое, румяное, для детей желанное» (яблоко)

Повелительница Воды: Может ли яблоко быть квадратным, треугольным?

- А вода какой формы?

- Сейчас мы посмотрим, какой формы вода. (Повелительница воды приглашает детей к столику, предлагает взять с подноса резиновую перчатку, шарообразную колбу, цилиндр, пластиковые прозрачные коробки разной формы. Наливает в предметы воду.)

- Какой формы вода? (У Вовы вода приняла форму перчатки, у Яны превратилась в шар и т.д.)

- Почему вода приняла разные формы? (жидкая, текучая).

Вывод: У воды нет формы, она жидкая, текучая. Принимает форму того предмета, в который её наливают.

Дети садятся за столы. У каждого два стакана, один с водой, другой с молоком. П.В. предлагает опустить ложку в стакан с водой, другую – в стакан с молоком.

- Что заметили? – (в стакане с молоком ложечки не видно, а в стакане с водой она просвечивает).

- Почему?- (вода прозрачная)

- Ребята, как узнать имеет ли вода запах? (нужно понюхать воду)

Вывод: У воды нет запаха.

Повелительница Воды: Ребята, вспомните моменты, когда вода пахла? (если в аквариуме вода мутная, из водопровода)

Повелительница Воды: Дети, как узнать какого вкуса вода? (нужно попробовать)

Вывод: вода не имеет вкуса.

Повелительница Воды: Дети, что можно сделать, чтобы вода стала сладкой? (положить сахар)

Дети кладут сахар, размешивают, пробуют.

Повелительница Воды: У воды есть свойство – растворять в себе некоторые вещества. Вспомните, когда вы видели чтобы в воде растворяли вещества? (кофе, какао, соль, стиральный порошок).

- Не все растворы съедобны, такой раствор как мыльная вода пробовать нельзя, он вреден для здоровья.

Повелительница Воды: А сейчас отгадайте самую трудную загадку. На столе шесть непрозрачных стаканов, с растворами, как узнать, что в них? (Дети пробуют через соломку и говорят: вода, сок вишнёвый, апельсиновый, лимонный напиток, морс и т.д. П.В. закрепляет свойства воды по карточкам – схемам.)

Физминутка

Подвижная игра «Ручейки и речка» (музыка «Аквариум» К.Сен-Санса)

2-я часть

Повелительница Воды: Как хорошо, что есть вода.

Тризовская игра «Хорошо-плохо»

Дети отвечают:

- Вода хорошо: можно плавать, умываться, любоваться фонтаном, рыбкам плавать в реке, пить воду, играть с мыльными пузырями и т.д.

- Вода плохо: наводнение, можно утонуть, промочить ноги, затопить квартиру, мыть руки холодной водой, обжечься горячей водой и т.д.

Повелительница Вода: Ребята, вы сказали, что вода – хорошо, что можно мыть руки. А вы умеете правильно мыть руки?

- Сейчас я узнаю. (П.В. предлагает по карточкам-схемам составить алгоритм действий мытья рук, проверяет правильность выполнения задания).

Повелительница Воды показывает карточку, на которой изображён кран с капающей водой.

 - Дети, что означает эта карточка? (Воду нужно закрывать…)

 - Правильно дети, воду нужно беречь, не оставлять открытым кран после умывания. Вода течёт по трубам из большой реки, и если мы будем забывать перекрывать воду, то чистой воды будет мало.

Повелительница Воды читает стихотворение С Погореловского:

«Родник иссяк, ручей ослаб,
А мы из крана, кап-кап-кап
Мелеют реки и моря
Не тратьте воду зря-зря-зря
А то пройдёт немного лет
И нет водицы – нет-нет-нет»

Ребёнок:

Бережливым будь с водой
И, как только воду взял
Хорошенько кран закрой!

Повелительница Воды: Ребята, мы с вами очень весело и интересно провели время. Обязательно приходите ко мне вновь, и мы поиграем в новые игры с водой (дарит детям родниковую воду).