Программные задачи:
- Уточнить знания детей о назначении воды в нашей жизни.
- Познакомить детей с некоторыми свойствами воды: жидкая, не имеет формы, цвета, запаха. Вода может растворять в себе некоторые вещества.
- Закреплять умение строить алгоритм действия, используя схематические модели, расшифровывать свойства воды по опорной карточке.
- Определять профессии по мнемотаблице.
- Развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать.
- Воспитывать бережное отношение к воде.
Оборудование:
- поднос с предметами разной формы (резиновая перчатка, колба, прозрачный цилиндр, пластиковые прозрачные коробки разной формы),
- кувшин с водой,
- кубики льда,
- чашка,
- чайные ложки;
на каждого ребёнка:
- прозрачные пластиковые стаканы,
- стакан с молоком;
- сахар для наведения сладкой воды;
- соломки для коктейля,
- непрозрачные пластиковые стаканы,
- родниковая вода в бутылке,
- различные соки,
- карточки – модели изображения алгоритма мытья рук,
- опорные карточки,
- изображающие основные свойства воды,
- карточка – схема, предупреждающая о перекрытии воды в кране,
- мнемотаблицы профессий (пожарный, фудожник, повар),
- аудиозапись произведений «Аквариум» - К.Сен-Санс, «Дождик» - Г.Свиридов, «Золотые рыбки» - Р.Щедрин.
Предварительная работа:
- Беседа с детьми о значении воды
- Чтение стихотворения Н.Николаенко «Дождик-душ»
- Дидактическая игра «Кому нужна вода» (карточки профессий)
- Познавательная игра «Где, какая вода бывает?»
- Опытно-исследовательская деятельность: превращение воды в лёд и обратно
- Разучивание загадок о воде, льде.
Ход занятия
Звучит музыка «Дождик» Г.Свиридова. В группе воспитатель, одетая в голубую накидку.
1-я часть.
Входят дети.
Воспитатель: Здравствуйте ребята, давайте знакомиться. Я – Повелительница Воды, а как зовут вас? (дети называют свои имена)
Повелительница Воды: Я встречаюсь с вами каждый день.
Вы слыхали о воде?
Говорят, что я везде
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает
В лес туманом заползает.
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без меня вам не умыться,
Не наесться, не напиться,
Смею вам я доложить:
Без воды вам не прожить.
(стихотворение Рыжовой А.И.)
Повелительница Воды: Дети, где вы видели воду?
Для чего она нужна? (ответы детей)
Развивающая игра « Кому нужна вода?» (мнемотаблицы профессий)
Повелительница Воды: Вот видите, я с вами повсюду, у меня много работы. Но я пришла сегодня отдохнуть и поиграть в свои игры. А самые мои любимые игры – с водой. Поиграем вместе?
Повелительница Воды: Дети, есть ли среди вас тот, кто может удержать воду? (ответы детей).
Повелительница Воды: сложите руки лодочкой. (П.В. наливает воду в ладошки), вода просачивается.
Воду трудно удержать,
Она стремиться убежать.
Повелительница Воды: Ребята, как нам справиться с водой? (ответы детей, одним из ответов является предположение, что воду можно заморозить)
Повелительница Воды: Бросает каждому в ладошки кубик льда.
Превратилась в лёд вода,
Не стремится никуда.
Повелительница Воды: Дети, послушайте загадку:
На одном берегу реки живёт гномик, а на другом – его друг. Река глубокая, поэтому друзья встречаются редко. Когда это происходит? (зимой)
Повелительница Воды: А теперь вкусная загадка:
«Круглое, румяное, для детей желанное» (яблоко)
Повелительница Воды: Может ли яблоко быть квадратным, треугольным?
- А вода какой формы?
- Сейчас мы посмотрим, какой формы вода. (Повелительница воды приглашает детей к столику, предлагает взять с подноса резиновую перчатку, шарообразную колбу, цилиндр, пластиковые прозрачные коробки разной формы. Наливает в предметы воду.)
- Какой формы вода? (У Вовы вода приняла форму перчатки, у Яны превратилась в шар и т.д.)
- Почему вода приняла разные формы? (жидкая, текучая).
Вывод: У воды нет формы, она жидкая, текучая. Принимает форму того предмета, в который её наливают.
Дети садятся за столы. У каждого два стакана, один с водой, другой с молоком. П.В. предлагает опустить ложку в стакан с водой, другую – в стакан с молоком.
- Что заметили? – (в стакане с молоком ложечки не видно, а в стакане с водой она просвечивает).
- Почему?- (вода прозрачная)
- Ребята, как узнать имеет ли вода запах? (нужно понюхать воду)
Вывод: У воды нет запаха.
Повелительница Воды: Ребята, вспомните моменты, когда вода пахла? (если в аквариуме вода мутная, из водопровода)
Повелительница Воды: Дети, как узнать какого вкуса вода? (нужно попробовать)
Вывод: вода не имеет вкуса.
Повелительница Воды: Дети, что можно сделать, чтобы вода стала сладкой? (положить сахар)
Дети кладут сахар, размешивают, пробуют.
Повелительница Воды: У воды есть свойство – растворять в себе некоторые вещества. Вспомните, когда вы видели чтобы в воде растворяли вещества? (кофе, какао, соль, стиральный порошок).
- Не все растворы съедобны, такой раствор как мыльная вода пробовать нельзя, он вреден для здоровья.
Повелительница Воды: А сейчас отгадайте самую трудную загадку. На столе шесть непрозрачных стаканов, с растворами, как узнать, что в них? (Дети пробуют через соломку и говорят: вода, сок вишнёвый, апельсиновый, лимонный напиток, морс и т.д. П.В. закрепляет свойства воды по карточкам – схемам.)
Физминутка
Подвижная игра «Ручейки и речка» (музыка «Аквариум» К.Сен-Санса)
2-я часть
Повелительница Воды: Как хорошо, что есть вода.
Тризовская игра «Хорошо-плохо»
Дети отвечают:
- Вода хорошо: можно плавать, умываться, любоваться фонтаном, рыбкам плавать в реке, пить воду, играть с мыльными пузырями и т.д.
- Вода плохо: наводнение, можно утонуть, промочить ноги, затопить квартиру, мыть руки холодной водой, обжечься горячей водой и т.д.
Повелительница Вода: Ребята, вы сказали, что вода – хорошо, что можно мыть руки. А вы умеете правильно мыть руки?
- Сейчас я узнаю. (П.В. предлагает по карточкам-схемам составить алгоритм действий мытья рук, проверяет правильность выполнения задания).
Повелительница Воды показывает карточку, на которой изображён кран с капающей водой.
- Дети, что означает эта карточка? (Воду нужно закрывать…)
- Правильно дети, воду нужно беречь, не оставлять открытым кран после умывания. Вода течёт по трубам из большой реки, и если мы будем забывать перекрывать воду, то чистой воды будет мало.
Повелительница Воды читает стихотворение С Погореловского:
«Родник иссяк, ручей ослаб,
А мы из крана, кап-кап-кап
Мелеют реки и моря
Не тратьте воду зря-зря-зря
А то пройдёт немного лет
И нет водицы – нет-нет-нет»
Ребёнок:
Бережливым будь с водой
И, как только воду взял
Хорошенько кран закрой!
Повелительница Воды: Ребята, мы с вами очень весело и интересно провели время. Обязательно приходите ко мне вновь, и мы поиграем в новые игры с водой (дарит детям родниковую воду).