Урок музыки по теме "Творчество народов Кубани"

Разделы: Музыка, Внеклассная работа, Классное руководство


Цель:

  1. Прививать детям любовь к родному краю;
  2. Знакомить учащихся с творчеством кубанских композиторов;
  3. Учить детей искусству слушать музыку;
  4. Побуждать детей в движении, пении выражать чувства, вызванные музыкой.

Ход урока

И. Матвиенко «Позови меня тихо по имени».

Учитель:

Каждый из нас открывает для себя Родину по–своему: кто-то из увлекательных рассказов своих бабушек и дедушек, кто-то из маминой песни, а кто-то впервые прочитав это слово в букваре, задумывается над его смыслом. Наша Родина – это Русь. А с чего начинается Родина?

(Звучит песня «С чего начинается Родина?» муз. Я. Френкеля, сл. М. Матусовского)

Учитель:

Родина! Какое близкое и понятное всем слово! Родина – это солнце, небо. Мама, ты и я! О Родине хочется говорить только самыми красивыми словами, которые сами складываются в стихи, рисовать ее только самыми яркими красками, собирать звуки в самую прекрасную музыку! Давайте и мы сегодня с вами поговорим о нашем крае. Край, в котором мы живем!

Ребята, а какой это край?

Дети:  Краснодарский.

(На экране видео - сюжет с красотами природы Кубани. Презентация. Слайды 1,2 )

Учитель:

Для многих из вас милой Родиной стал Краснодарский край, город Краснодар с его прошлым, настоящим и будущем. Послушайте стихотворение ученицы нашей школы Киотиной Валерии, которая с такой любовью написала о своем крае.

(Ученик читает стихотворение)

Кубань – ты наша Родина,
Любимый край родной!
Цветет в садах смородина,
Подснежник голубой.

Дрожит она осинками,
И славится красой,
А плачь ее росинками
Нам милый, дорогой.

Шумит Кубань хлебами
И ветками берез.
На Родине – Кубани
Не будет больше слез!

Учитель: А сейчас, ребята, я приглашаю вас совершить музыкальную прогулку по хорошо знакомым и любимым местам города Краснодара, где живут музыка, искусство. А начнем мы с улицы Красной вместе с песней Г. Пономаренко «Краснодарская улица Красная», которая вам всем очень хорошо знакома.

Г. Пономаренко «Краснодарская улица Красная» (исполнение с учащимися)

 (На экране проецируется виды улицы Красной г. Краснодара. Презентация. Слайды 3,4,5)

Учитель: Так сложилось, что именно на улице Красной находятся центры музыкальной культуры. Ребята, назовите известные вам музыкальные залы, расположенные на улице Красной.

Дети: Филармония, музыкальный театр, бывший театр оперетты, драмтеатр.

(На экране проецируется здание филармонии. Презентация. Слайды 6,7)

Учитель: И теперь мы отправляемся с вами в храм музыки «Филармонию», которая сейчас носит имя композитора Г. Пономаренко, автора песни только что исполненной нами.

А поспешим мы на встречу с Кубанским композитором, руководителем Кубанского казачьего хора В. Захарченко.                               

(На экране проецируется фотография В Г. Захарченко. Презентация. Слайд 8)

Виктор Гаврилович Захарченко! Как много в этом имени для сердца русского, для неповторимой русской культуры, для легендарной и одновременно трагической истории казачества! Именно благодаря В. Захарченко, Кубанский хор знают во всем мире!

(Презентация. Слайды 9,10,11)

Я предлагаю послушать песню в исполнении Кубанского казачьего хора «Ой, да Краснодарский край».

Ой, да Краснодарский край,
Ой, да он богат лежит.
Ой, да по степи река,
Ой, да с гор крутых бежит

Ой, да что ни полюшко,
Ой, да славой венчано.
Мать – земля кормилица,
Ой, да наша вечная.

Ой, да ты казак лихой,
Ой, да Кочубеев сын.
Ой, да в юбилейный год,
Ой, да хлеб большой скосил.

Ой, да удивил весь мир,
Ой, да к солнцу поднял степь.
Ой, да принимай страна,
Ой, да наш кубанский хлеб!

Учитель: Ребята, какой характер этого произведения?

Какое настроение передала вам эта музыка?

В каком ладу написано это произведение?

Ответы детей.

Учитель: Для того чтобы в городе было очень красиво, архитекторы создавали такие здания, которые были бы необходимы людям для их жизни и работы. Ребята, а кто такой архитектор?

Ответы детей. (Архитектор – это мастер, творец, строитель)

Учитель: Правильно. А все здания, строения города, поселка. Села считаются архитектурой. Архитектура – вид искусства. Каждое задание или сооружение может иметь свою архитектуру, свой цвет, форму, свои украшения. Это может быть жилой дом, театр, стадион, дворец, замок, храм.

(Показ репродукций храмов города Краснодара. Презентация. Слайд 12)

Учитель: Много лет назад известный писатель Виктор Гюго сказал: «Архитектура – застывшая музыка».

Ребята, какая музыка подошла бы для изображения такой красоты? Четкая, бодрая, праздничная или спокойная, нежная? Почему?

Ответы детей. (Спокойная, нежная, плавная, зачарованная)

Учитель: Да, ребята вы правы, Конечно, музыка будет спокойная, нежная

Время нашей экскурсии подошло к концу. Давайте с вами вспомним, какие музыкальные образы воплощает нам наша столица Кубани – город Краснодар?

Дети: Григорий Пономаренко в своей песне воплотил образ шумной и красивой улицы Красной. Виктор Захарченко создал образ великой житницы России, слава которой будет жить в веках.

Учитель: А если композитор захочет воздать хвалу городу Краснодару, Краснодарскому краю, как вы думаете, каким жанром он воспользуется?

Дети: Гимном.

Учитель: Правильно гимном или хвалебной песней. Так и поступил Юрий Антонов, который написал песню «Родные места».

Я предлагаю завершить нашу экскурсию этой песней.

(Презентация. Показ слайдов 13,14, 15, 16)

Звучит песня «Родные места»

В родных краях ромашкой пахнет ветер.
И до травинки вся земля – своя.
В родных местах и солнце ярче светит,
И серебристый голос у ручья.

Припев:

Пусть мне твердят, что есть края иные,
Что в мире есть иная красота,
А я люблю свои места родные,
Свои родные милые места!

В родных местах и неба цвет синее,
В родных местах просторнее луга,
Стволы берез прямее и стройнее,
И разноцветнее радуги дуга.

В родных местах на капельках росинок
Горят зари веселой огоньки.
В родных местах все лучше и красивей –
От звезд ночных до утренней реки.

[Показ слайдов с приложения 1.]