Цели урока:
Образовательные:
- сформировать знания о защитных системах организма;
- развить и углубить понятия «иммунитет», «инфекционные заболевания», «вакцина», «лечебная сыворотка»;
- познакомить с системами и видами иммунитета;
- изучить механизмы формирования иммунной защиты организма человека.
Развивающие:
- развивать умение устанавливать причинно-следственные связи;
- формировать умения самостоятельно работать с текстом учебника, дополнительной литературой;
- обеспечивать развитие памяти, внимания, мышления, речи;
- осуществлять всестороннее развитие личности студента.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью, здоровью окружающих;
- осуществлять патриотическое, экологическое, санитарно-гигиеническое воспитание.
Материалы и оборудование:
- презентация в системе Power Point;
- ноутбук,
- мультимедийная установка;
- раздаточный материал: таблицы «Антигены», «Антитела», «Клеточный и гуморальный иммунитет».
Тип урока:
- урок усвоения новых знаний
План урока:
- Реакция «антиген - антитело».
- Системы защиты организма. Система специфической защиты, или, собственно, иммунитет.
- Формирование механизмов иммунной защиты.
- Классификация иммунитета.
Ход урока
I. Организация начала урока.
Приветствие студентов. Организация порядка на рабочих местах.
II. Сообщение темы, целей урока. демонстрация слайда 1 (презентация).
1. Вступительное слово преподавателя. Отрывок из произведения А. С. Пушкина “Пир во время чумы”. Демонстрация слайда 2 (презентация).
Ныне церковь опустела;
Школа глухо заперта;
Нива праздно перезрела;
Роща темная пуста;
И селенье, как жилище
Погорелое, стоит, -
Тихо все. Одно кладбищеНе пустеет, не молчит.
Поминутно мертвых носят,
И стенания живых
Боязливо Бога просят
Успокоить души их!
Поминутно места надо,
И могилы меж собой.
Как испуганное стадо,
Жмутся тесной чередой.
Демонстрация слайда 3 (презентация).
«Людской мор»:
В летописях средних веков описаны страшные картины свирепствования чумы. В них отмечается, что для неё не были недоступны ни острова, ни пещеры, ни вершины. Она всюду требовала своих жертв. Города и селения опустошались. Всюду был запах трупов, жизнь замирала, на площадях и улицах можно было видеть только могильщиков. Чума известна с глубокой древности. В VI веке в Византийской империи чума продолжалась 50 лет и унесла 100 миллионов человек. В VI веке от чумы в Европе погибла 1/4 часть населения - 10 миллионов человек. Чуму называли черной смертью. Не менее опасна была оспа. В XVIII веке в Западной Европе ежегодно от оспы умирало 400 тыс. человек. Ею заболевало 2/3 родившихся и из 8 человек трое умирало. Особой приметой того времени считалось “Знаков оспы не имеет”. В начале XIX века с развитием мировой торговли стала распространяться холера. Зарегистрировано шесть эпидемий холеры. Последняя мировая эпидемия длилась с 1902 по 1926 год.
- Как можно назвать это увеличение заболеваемости в определённой местности? (эпидемия).
- Если болезнь охватывает страны и континенты? (пандемия).
2. Сообщение темы урока. демонстрация слайда 4 (презентация).
Запись темы в тетрадях. демонстрация слайда 5 (презентация).
План урока:
- Реакция «антиген - антитело».
- Системы защиты организма. Система специфической защиты, или, собственно, иммунитет.
- Формирование механизмов иммунной защиты.
- Классификация иммунитета.
III. Изучение нового материала.
1. Реакция «антиген - антитело».
- О какой болезни сегодня говорят больше, чем даже об экономическом кризисе? (свиной грипп). демонстрация слайда 6 (презентация).
Преподаватель: Глава Всемирной организации здравоохранения Маргарет Чен заявил, что эпидемия свиного гриппа имеет тенденцию пандемии. - Какова же география беды? (сообщение студента: По данным мониторинга ситуации в мире и в нашей стране известно, что сегодня мы говорим о Мексике и США. Завтра – о Бразилии и Канаде. Недавно сообщили из Тель-Авива: двое израильтян вернулись из Мексики с подозрением на свиной грипп).
Преподаватель: Главный Государственный санитарный врач РФ, академик Российской академии медицинских наук Геннадий Онищенко сообщил, что в России не зафиксировано случаев заболевания новым вирусом гриппа и предложил систему мер противостояния инфекции: - неукоснительное соблюдение элементарных гигиенических правил: мыть руки, мыть овощи и фрукты; - не вступать в контакты с инфицированными людьми, не посещать Мексику, США, Канаду, Испанию и другие страны; - носить, если того требует ситуация, марлевые повязки; демонстрация слайда 7 (презентация) - вовремя обращаться к врачу и следовать его рекомендациям.
Но это так называемая внешняя защита человека от действия возбудителей инфекционных заболеваний. Каждый из нас, в процессе длительной эволюции, насчитывающей миллионы лет, приобрёл эффективную способность защищаться от многих патогенных микробов и неблагоприятных факторов внешней среды. демонстрация слайда 8 (презентация)
Преподаватель: Все вещества, которые попадают в организм извне, называют АНТИГЕНАМИ. - Назовите, что может быть антигеном для организма человека? демонстрация слайда 9 (презентация) (вирусы, бактерии, грибки, одноклеточные и многоклеточные паразиты).
Преподаватель: Правильно. Все эти микроорганизмы являются антигенами по отношению к организму человека. Большинство антигенов представляют собой высокомолекулярные соединения – белки, углеводы, нуклеиновые кислоты. демонстрация слайда 10 (презентация).
Природа антигенов достаточно разнообразна. Перед Вами на столе лежит таблица «Антигены». Вам необходимо, используя учебник, заполнить её. Откройте страницу 279, найдите 4 сверху абзац. Определите названия антигенов и их природу (самостоятельная работа студентов).
Преподаватель: Как Вы справились с заданием? Проверим. Назовите основные виды антигенов и природу их появления.
Демонстрация слайда 11 (презентация). Сравните результаты Вашей работы с правильными, которые представлены на экране и внесите исправления.
Таблица 1. Антигены
Антигены |
Природа антигенов |
эндотоксины |
возбудители или продукты их жизнедеятельности |
экзотоксины |
продукты распада бактерий |
вакцины |
антигенные препараты |
аллергетики |
вещества, вызывающие аллергическую реакцию |
клетки чужого организма |
клетки одного организма по отношению к другому |
клетки собственного организма |
приобретают свойства антигенности – аутоиммунные заболевания |
- Какой вывод можно сделать о природе антигенов? (Студент: природа антигенов разнообразна. Но организм вступает в борьбу со всеми видами антигенов, не зависимо от их происхождения).
Преподаватель: Правильно. демонстрация слайда 12 (презентация). Организм человека в состоянии ответить одновременно на действие 30 и более антигенов. Отвечает он процессом антителообразования в лимфатических узлах, селезенке, печени, костном мозге, а кровь доставляет образовавшиеся антитела к месту поражения.
АНТИТЕЛО – это белки, способные вступать в связь с антигенами и нейтрализовать их.
Возьмите следующую таблицу «Антитела». демонстрация слайда 13 (презентация). Обратите внимание, что действия антител строго специфичны, т.е. они действуют только против тех микроорганизмов или токсинов, в ответ на введение которых они вырабатывались.
Назовите основные виды антител и определите специфику направленности их деятельности.
Таблица 2. Антитела.
Антитела |
Направленность действия |
агглютинины |
склеивают микробные клетки |
преципитины |
осаждают белковые молекулы |
опсонины |
растворяют микробные клетки |
антитоксины |
нейтрализуют токсины микробов |
вируснейтрализующие |
осуществляют борьбу с вирусами |
2. Системы защиты организма. Система специфической защиты, или собственно иммунитет.
Преподаватель: Правильно. Чтобы постоянно осуществлялась реакция «антиген - антитело» в организме действуют две системы защиты: демонстрация слайда 14 (презентация). Мы переходим к изучению второго вопроса.
На сегодняшнем уроке мы остановимся только на специфической системе защиты организма. Неспецифическую систему защиты будем изучать на следующих уроках.
демонстрация слайда 15 (презентация).
- Что такое иммунитет? Как Вы думаете?
Преподаватель: ИММУНИТЕТ – это специфическая защитная реакция организма, которая основана на способности противостоять действию патогенных микроорганизмов, живых тел и веществ, отличающихся от него наследственно чужеродными свойствами, сохранять свою целостность и биологическую индивидуальность.
демонстрация слайда 16 (презентация).
Наличие иммунитета обеспечивает иммунная система органов.
Преподаватель: демонстрация слайда 17 (презентация). Функции иммунной системы:
ОБЩИЕ:
- Обеспечивает функционирование организма как единого целого;
- Даёт нам жизнь и отбирает её, когда исчерпаны все запасы жизненных сил.
ПЕРИФЕРИЧЕСКАЯ ИММУННАЯ СИСТЕМА:
- Располагается на путях возможного внедрения в организм чужеродных веществ;
- Защищает пути следования чужеродных веществ, образовавшихся в самом организме.
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИММУННАЯ СИСТЕМА:
- Участвует в формировании механизмов иммунной защиты.
Мы переходим к изучению третьего вопроса.
3. Формирование механизмов иммунной защиты.
Преподаватель: демонстрация слайда 18 (презентация). На чем основана иммунная реакция организма?
Это ответная реакция особых клеток белой крови – лимфоцитов.
Лимфоциты образуются из незрелых стволовых клеток костного мозга, не обладающих способностью самим формировать иммунный ответ.
Дальнейшие пути стволовых клеток разделяются по двум направлениям:
- одни направляются в тимус (вилочковую железу). В нём происходит дифференцировка стволовых клеток в Т-лимфоциты (Т-клетки);
- другие стволовые клетки направляются в костный мозг, где дифференцируются в В-лимфоциты (В-клетки).
КЛЕТОЧНАЯ РЕАКЦИЯ ИММУНИТЕТА – это все иммунные реакции с участием Т-лимфоцитов.
ГУМОРАЛЬНЫЙ ИММУНИТЕТ – это все иммунные реакции с участием В-лимфоцитов.
Демонстрация слайда 19 (презентация).
Каждый тип иммунного ответа имеет свои особенности (самостоятельная работа студентов с таблицами): на столах лежат таблицы «Клеточный и гуморальный иммунитет». Работая с учебником на странице 280-281, Вам необходимо сравнить два вида иммунитета: клеточный и гуморальный, и заполнить таблицу.
Проверим, как Вы справились с заданием. Назовите основные отличия в основах клеточного и гуморального иммунитета. В чем проявляется сходство действия данных видом иммунитета?
Демонстрация слайда 20 (презентация).
- Сравните данные в таблице на экране с записями в ваших таблицах.
Таблица 3. Клеточный и гуморальный иммунитет
Вид иммунитета |
Основа различных видов иммунитета |
|
различие |
сходство |
|
Клеточный иммунитет |
- реакция Т-лимфоцитов реагировать на антигены; - дифференциация Т-лимфоцитов:
|
Участвуют в образовании иммунитета организма человека |
Гуморальный иммунитет |
- В-лимфоциты в ответ на антиген образуют антитела (иммуноглобулины), которые находятся в плазме крови. |
4. Классификация иммунитета. демонстрация слайда 21 (презентация).
Вам было дано предварительное задание – подготовить материал о различных видах иммунитета.
Иммунитет человека подразделяется на:
Выступления студентов (предварительное задание):
Естественный приобретённый иммунитет.
В ответ на возбудитель, через одну неделю и позже образуются специализированные клетки (лимфоциты), которые продуцируют антитела к конкретному возбудителю. После этого в организме остаются «клетки памяти», которые при последующем столкновении с возбудителем начинают (уже быстрее) продуцировать антитела (скарлатина). Часто этот иммунитет сохраняется годами (при кори - пожизненно) - это естественный приобретённый иммунитет.
Искусственный активный иммунитет.
Активный иммунитет можно вызвать искусственно, возникает в результате предохранительных прививок. В организм вводят ослабленных возбудителей той или иной болезни («живая» вакцина), или токсины - продукты жизнедеятельности болезнетворных микроорганизмов («мёртвая» вакцина). Организм человека как бы заболевает данной болезнью, но в очень лёгкой, почти незаметной форме.
Микроорганизмы вызывают выработку соответствующих защитных веществ - антител, которые являются «стражами» человека от этой болезни. Искусственный активный иммунитет возникает не сразу после введения вакцины, он достаточно прочен и сохраняется многие годы, иногда всю жизнь. В качестве примера данного иммунитета можно назвать полиомиелит, коклюш, дифтерию, туберкулёз, оспу.
Искусственный пассивный иммунитет.
Человеку делают прививку - вводят сыворотку, т.е в организм вводятся готовые антитела против возбудителей болезни. Этот иммунитет нестойкий, так как организм постепенно освобождается от антител. Сыворотка приготавливается или из крови людей, переболевших данной болезнью, или из крови животных, которым специально прививают данное заболевание, и в крови которых образуются специфические антитела. Искусственный пассивный иммунитет возникает практически сразу же после введения сыворотки. Введённые антитела, по сути своей, являются антигенами, и со временем организм подавляет их активность. Поэтому этот иммунитет нестойкий. Характерным примером пассивного иммунитета является сыворотка против столбняка и против бешенства.
Врождённый иммунитет.
Присущ человеку от рождения, наследуется от родителей. Иммунные вещества через плаценту проникают от матери к плоду. Частным случаем врождённого иммунитета можно считать иммунитет, получаемый с материнским молоком.
IV. Итог.
Таким образом, мы с Вами выполнили все пункты плана. Что же нового Вы узнали на сегодняшнем уроке? Правильно.
Демонстрация слайда 22 (презентация).
Человек всегда стремится познать непознанное. Это отражено в словах Г. Галилея: «Измеряй всё доступное измерению и делай не доступное измерению доступным». Стремитесь познать как можно больше и использовать знания на благо своего здоровья и здоровья других.
Оценки.
Домашнее задание.
- Раздаточный материал, который включает основные понятия и схемы, изученные на уроке.
- В.В Марков. Основы здорового образа жизни
стр. 278-281,
стр. 288, вопросы 2,4