Методическая разработка урока в 3-м классе по теме "Слово о погибшей земле Русской"

Разделы: Начальная школа


Пояснительная записка.

Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения. И, наконец, обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся. Объединение в компьютере текстовой, графической, аудио-видеоинформации резко повышает качество учебной информации для школьников и успешность их обучения. Кроме этого происходит развитие навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников и повышается уровень комфортности обучения. В ходе урока развивается информационное мышление и формируется информационно-коммуникационная компетенция. За счет применения новых форм работы повышается активность и инициативность школьников.

В ходе урока учащиеся решают проблемные вопросы, работают с картой, обсуждают задания в парах, учатся соотносить текст учебника со своими выводами. Полученные знания применяют на практике, при формулировании ответов, при тестировании. Учатся рассуждать, используя собственный опыт, применяя новые знания.

Цель урока: сформировать представления учащихся о военном деле на Руси.

На уроке решаются следующие задачи:

  • познакомить с героическими страницами истории Отечества;
  • формировать умение работать с учебником, картой;
  • воспитывать любовь к Родине.

Оборудование:

  • презентация к уроку «Слово о погибели земли русской» (приложение 1).
  • слайды для интерактивной доски (приложение 2),
  • телевизор,
  • видеомагнитофон,
  • видеофильм.
  • компьютер,
  • интерактивная доска,
  • проектор,
  • колонки.
  • учебники,
  • тетради.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение материала прошлых уроков:

Вам сейчас предлагается вспомнить его и ответить на вопросы теста. Вы должны выбрать из трех предложенных ответов правильный и построить цепочку.

Презентация. Слайд 1, с гиперссылкой на слайды для интерактивной доски.

(учащиеся самостоятельно выбирают  ответы, интерактивная доска помогает легко определить правильность их выбора)

Тест на повторение

Кто такие степняки-кочевники?

  1. Люди, которые занимаются торговлей
  2. Люди, которые занимаются скотоводством и переезжают с места на место
  3. Люди, которые занимаются земледелием

Кто такие рыцари?

  1. Степняки-кочевники
  2. Русские воины
  3. Знатные воины из Европы

В каком году произошла битва на Чудском озере?

  1. 1242
  2. 1812
  3. 1941

Как назвали битву на Чудском озере?

  1. Снеговое побоище
  2. Ледовое побоище
  3. Водное побоище

Как звали князя, руководившего битвой на Чудском озере?

  1. Князь Олег
  2. Князь Владимир
  3. Князь Александр

Кто сказал: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет! На том стояла, и стоять будет земля Русская!»?

  1. Александр Киевский
  2. Александр Владимирский
  3. Александр Невский

Слайд 2.

Сообщение темы урока.

Слайд 3.

Вопрос учителя: Когда и как начались времена Древней Руси?

Ответы учеников: В 882 году князь Олег объединил большинство племен. Столицей избрал город Киев. Олега стали именовать великим князем.

Слайд 4.

Вопрос учителя: Что такое государство?

Ответы учеников: Государство-организация общества, в какой либо стране. В государстве должны быть правительство, законы, служба порядка, армия.

Слайд  5.

Вопрос учителя: Как на карте отличить одно государство от другого?

Ответы учеников: Государства на картепохожи на лоскутки разного цвета.

Прочитайте текст на странице 42 .

Слайд 6.

Вопрос учителя: Что удивило Анюту и Илюшу? Какое заметили противоречие? Какой возникает вопрос?

Ответы учеников:

Почему такая сильная и богатая Древняя Русь погибала?

Почему города не смогли защитить себя?

Проблема урока:

С какой бедой не смогли справиться жители Древней Руси?

Посмотрите на карту на странице 43 учебника и ответьте:

Вопрос учителя: Была ли Русь единым государством? Что обозначают стрелки на карте?

Ответы учеников: Русь была разделена на княжества. Стрелки обозначают нападение.

Слайды 7 – 8.

Прочитайте текст на странице 43 учебника.

Вопрос учителя: Назовите первую причину гибели русской земли.

Ответы учеников: Много сил тратилось на борьбу друг с другом.

Прочитайте текст на странице 44 учебника (1 предложение).

Вопрос учителя: Назовите вторую причину гибели русской земли.

Ответы учеников: Набеги половцев-кочевников.

Слайд 9.

Горьким укором князьям, которые не берегли родную землю, стало произведение «Слово о полку Игореве». В 1185 году князь Игорь повел полки на половцев. Но его никто не поддержал. Неизвестный русский поэт зовет князей забыть распри и защитить родную землю от кочевников.

Склоните стяги свои,
Вложите в ножны мечи поврежденные,
Ибо лишились вы славы дедов…
Из-за усобиц ведь
Пошло насилие от земли половецкой!

Слайд 10.

В это время появился сильный и жестокий человек. Звали его Чингизхан. Он собрал все степные племена и создал из них лучшую в мире армию (показ видеосюжета).

Перед смертью он завещал своему внуку хану Батыю – достичь Атлантического океана и покорить Европу. В 1237 году Батый подошел к границам русских земель. Каждое княжество пыталось отбиться своими силами.

Вопрос учителя: Как вы думаете, получилось у них? Почему? Что бы вы предложили русским князьям?

Но не соединились княжества. Завоеватели шли дальше и дальше, разоряя  и сжигая города, убивая людей.

Показ видеофильма

Слайд 11.

Прочитайте последнее предложение на странице 44 учебника.

Выполните в тетради на странице 16 задание №1.

Слайд 12.

Выдохлось войско хана Батыя. Не пошел он на Европу. На восточных границах русских земель создал сильное государство – Золотую Орду.

Здесь строились богатые и красивые города, велась оживленная торговля, прекратились войны между кочевыми племенами. В XIV веке в Золотой Орде распространилась одна из мировых религий – ислам.

Прочитайте текст на странице 46 учебника.

Слайд 13.

Посмотрите иллюстрации на странице 45 учебника.

Вопрос учителя: Что можете сказать о событиях того времени?

После нашествия Батыя Русь оказалась под властью Золотой орды. Русские князья должны были платить дань. Хан был повелителем и господином.

Прочитайте текст на странице 47 учебника.

Выполните задание в тетради на странице 16 №2 (в парах)

Слайд 14.

Обсудите в парах вопрос: Почему  Батый сумел покорить русские земли?

Выскажите свои мнения.

Слайд 15.

Вывод прочитайте на слайде.

Выполните задание в тетради на странице 17 №4 (в парах)

Слайд 16.

Выберите пословицу, которая подходит к нашему уроку. Объясни свой выбор.

Слайд 17.

Подведем итоги урока:

Вопрос учителя:  Как вы понимаете слова «погибель русской земли»?

В чем была слабость русских князей? Чем запомнился хан Батый?

(обсуждения, дискуссия)

Слайд 18.

Вывод по уроку.

Слайд 19.

Домашнее задание.

Литература.

  1. Вахрушев А.А.  Окружающий мир: Мое Отечество: 3 класс ч. 2.-  М.: БАЛАСС, 2009
  2. Данилов Д.Д. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» (Мое Отечество): 3 класс ч.2.- М: БАЛАСС, 2008
  3. Древняя Русь//Детская энциклопедия.-2009.-№9
  4. Жукова Т. В. Информатика в начальной школе: [сайт] www.rusedu.info/Article829.html
  5. Использование ИКТ на уроках в начальной школе: [сайт] firsschool.ucoz.ru/load/1-1-0-2
  6. Энциклопедический словарь юного историка.-М.:Педагогика-Пресс,1994.-448 с.:ил