Пояснительная записка.
Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения. И, наконец, обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся. Объединение в компьютере текстовой, графической, аудио-видеоинформации резко повышает качество учебной информации для школьников и успешность их обучения. Кроме этого происходит развитие навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников и повышается уровень комфортности обучения. В ходе урока развивается информационное мышление и формируется информационно-коммуникационная компетенция. За счет применения новых форм работы повышается активность и инициативность школьников.
В ходе урока учащиеся решают проблемные вопросы, работают с картой, обсуждают задания в парах, учатся соотносить текст учебника со своими выводами. Полученные знания применяют на практике, при формулировании ответов, при тестировании. Учатся рассуждать, используя собственный опыт, применяя новые знания.
Цель урока: сформировать представления учащихся о военном деле на Руси.
На уроке решаются следующие задачи:
- познакомить с героическими страницами истории Отечества;
- формировать умение работать с учебником, картой;
- воспитывать любовь к Родине.
Оборудование:
- презентация к уроку «Слово о погибели земли русской» (приложение 1).
- слайды для интерактивной доски (приложение 2),
- телевизор,
- видеомагнитофон,
- видеофильм.
- компьютер,
- интерактивная доска,
- проектор,
- колонки.
- учебники,
- тетради.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение материала прошлых уроков:
Вам сейчас предлагается вспомнить его и ответить на вопросы теста. Вы должны выбрать из трех предложенных ответов правильный и построить цепочку.
Презентация. Слайд 1, с гиперссылкой на слайды для интерактивной доски.
(учащиеся самостоятельно выбирают ответы, интерактивная доска помогает легко определить правильность их выбора)
Тест на повторение
Кто такие степняки-кочевники?
- Люди, которые занимаются торговлей
- Люди, которые занимаются скотоводством и переезжают с места на место
- Люди, которые занимаются земледелием
Кто такие рыцари?
- Степняки-кочевники
- Русские воины
- Знатные воины из Европы
В каком году произошла битва на Чудском озере?
- 1242
- 1812
- 1941
Как назвали битву на Чудском озере?
- Снеговое побоище
- Ледовое побоище
- Водное побоище
Как звали князя, руководившего битвой на Чудском озере?
- Князь Олег
- Князь Владимир
- Князь Александр
Кто сказал: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет! На том стояла, и стоять будет земля Русская!»?
- Александр Киевский
- Александр Владимирский
- Александр Невский
Слайд 2.
Сообщение темы урока.
Слайд 3.
Вопрос учителя: Когда и как начались времена Древней Руси?
Ответы учеников: В 882 году князь Олег объединил большинство племен. Столицей избрал город Киев. Олега стали именовать великим князем.
Слайд 4.
Вопрос учителя: Что такое государство?
Ответы учеников: Государство-организация общества, в какой либо стране. В государстве должны быть правительство, законы, служба порядка, армия.
Слайд 5.
Вопрос учителя: Как на карте отличить одно государство от другого?
Ответы учеников: Государства на картепохожи на лоскутки разного цвета.
Прочитайте текст на странице 42 .
Слайд 6.
Вопрос учителя: Что удивило Анюту и Илюшу? Какое заметили противоречие? Какой возникает вопрос?
Ответы учеников:
Почему такая сильная и богатая Древняя Русь погибала?
Почему города не смогли защитить себя?
Проблема урока:
С какой бедой не смогли справиться жители Древней Руси?
Посмотрите на карту на странице 43 учебника и ответьте:
Вопрос учителя: Была ли Русь единым государством? Что обозначают стрелки на карте?
Ответы учеников: Русь была разделена на княжества. Стрелки обозначают нападение.
Слайды 7 – 8.
Прочитайте текст на странице 43 учебника.
Вопрос учителя: Назовите первую причину гибели русской земли.
Ответы учеников: Много сил тратилось на борьбу друг с другом.
Прочитайте текст на странице 44 учебника (1 предложение).
Вопрос учителя: Назовите вторую причину гибели русской земли.
Ответы учеников: Набеги половцев-кочевников.
Слайд 9.
Горьким укором князьям, которые не берегли родную землю, стало произведение «Слово о полку Игореве». В 1185 году князь Игорь повел полки на половцев. Но его никто не поддержал. Неизвестный русский поэт зовет князей забыть распри и защитить родную землю от кочевников.
Склоните стяги свои,
Вложите в ножны мечи поврежденные,
Ибо лишились вы славы дедов…
Из-за усобиц ведь
Пошло насилие от земли половецкой!
Слайд 10.
В это время появился сильный и жестокий человек. Звали его Чингизхан. Он собрал все степные племена и создал из них лучшую в мире армию (показ видеосюжета).
Перед смертью он завещал своему внуку хану Батыю – достичь Атлантического океана и покорить Европу. В 1237 году Батый подошел к границам русских земель. Каждое княжество пыталось отбиться своими силами.
Вопрос учителя: Как вы думаете, получилось у них? Почему? Что бы вы предложили русским князьям?
Но не соединились княжества. Завоеватели шли дальше и дальше, разоряя и сжигая города, убивая людей.
Показ видеофильма
Слайд 11.
Прочитайте последнее предложение на странице 44 учебника.
Выполните в тетради на странице 16 задание №1.
Слайд 12.
Выдохлось войско хана Батыя. Не пошел он на Европу. На восточных границах русских земель создал сильное государство – Золотую Орду.
Здесь строились богатые и красивые города, велась оживленная торговля, прекратились войны между кочевыми племенами. В XIV веке в Золотой Орде распространилась одна из мировых религий – ислам.
Прочитайте текст на странице 46 учебника.
Слайд 13.
Посмотрите иллюстрации на странице 45 учебника.
Вопрос учителя: Что можете сказать о событиях того времени?
После нашествия Батыя Русь оказалась под властью Золотой орды. Русские князья должны были платить дань. Хан был повелителем и господином.
Прочитайте текст на странице 47 учебника.
Выполните задание в тетради на странице 16 №2 (в парах)
Слайд 14.
Обсудите в парах вопрос: Почему Батый сумел покорить русские земли?
Выскажите свои мнения.
Слайд 15.
Вывод прочитайте на слайде.
Выполните задание в тетради на странице 17 №4 (в парах)
Слайд 16.
Выберите пословицу, которая подходит к нашему уроку. Объясни свой выбор.
Слайд 17.
Подведем итоги урока:
Вопрос учителя: Как вы понимаете слова «погибель русской земли»?
В чем была слабость русских князей? Чем запомнился хан Батый?
(обсуждения, дискуссия)
Слайд 18.
Вывод по уроку.
Слайд 19.
Домашнее задание.
Литература.
- Вахрушев А.А. Окружающий мир: Мое Отечество: 3 класс ч. 2.- М.: БАЛАСС, 2009
- Данилов Д.Д. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» (Мое Отечество): 3 класс ч.2.- М: БАЛАСС, 2008
- Древняя Русь//Детская энциклопедия.-2009.-№9
- Жукова Т. В. Информатика в начальной школе: [сайт] www.rusedu.info/Article829.html
- Использование ИКТ на уроках в начальной школе: [сайт] firsschool.ucoz.ru/load/1-1-0-2
- Энциклопедический словарь юного историка.-М.:Педагогика-Пресс,1994.-448 с.:ил