Урок ОМ в 3-м классе "Суд над комарами"

Разделы: Начальная школа


Пояснительная записка.

Урок – «клеточка» педагогического процесса.
В нём, как солнце в капле воды,
 отражаются все его стороны.
 Если не вся, то значительная часть педагогики
 концентрируется в уроке.
М. Скаткин

Урок адресован учителю начальных классов, работающему в общеобразовательной школе. Данный урок может быть использован и как внеклассное мероприятие.

Противоречие между фактическим, «знаниевым» характером учебного материала, его огромным объёмом и нежеланием, невозможностью учащихся усваивать этот материал предъявляет школе новый социальный заказ «Ученье ради ученья» уже не актуально. Учебные предметы должны решать современные задачи образования: сохранение здоровья детей, развитие их способностей, что должно обеспечить адаптацию в постоянно меняющихся условиях, успех в жизни. Научить всему невозможно, куда важнее дать детям «не рыбу, а удочку», научить их добывать эти знания, развивать средствами обучения их интеллектуальные, коммуникативные, творческие умения, формировать научное мировоззрение. С изменением задач изменяется и характер преподавания. Важнее становится вопрос «Как учить?», а уже затем – «Чему учить?». Обновляющейся школе потребовались современные образовательные технологии, новые методы обучения, которые:

  • формировали активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
  • развивали общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
  • формировали не просто умения, а ключевые компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
  • были приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
  • реализовывали принцип связи обучения с жизнью.

Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию необходимости деятельностных, групповых, игровых, практико-ориентированных, проблемных, рефлексивных форм и методов учения / обучения.

Сюжетно-ролевая игра относится к интерактивным методам обучения. Отличительной чертой является то, что процесс образования здесь погружен в процесс общения.

Играя, ребенок оперирует знаниями об окружающем мире, глубже его познает, учится ставить цель, вырабатывать план действий.

Игровая деятельность – это целенаправленная и внутренне мотивированная система действий человека в учебном процессе. Это один из видов деятельности, направленный на овладение способами предметных и познавательных действий. Она является условием и средством психического развития индивида.

В процессе игры у учащихся формируются важные качества: умение участвовать в обсуждении и принятии коллективного решения, излагать и аргументировать свою точку зрения, внимательно выслушивать сторонников и оппонентов. В итоге развиваются интеллектуальные умения и способности: анализировать различные варианты и точки зрения, рассматривать обсуждаемые явления с разных сторон, сравнивать и обобщать факты. Стойко поддерживается интерес к учебной деятельности.

Урок выстроен в чётком соответствии с методическими принципами технологии ролевой игры. Ролевые игры дают возможность создать для учащихся нестандартные ситуации, обеспечивают творческое применение изученного материала на практике, предполагают большую самостоятельность учащихся, совершенствуют их знания, умения и навыки. Решение творческих задач в ходе урока способствует развитию у детей познавательных потребностей. Данный урок предполагает коллективную познавательную деятельность. Такая деятельность создаёт в классе особую систему отношений, которой чужд дух нездорового соперничества, пренебрежительного отношения к одноклассникам. Каждый старается помочь своему товарищу. Работа в группах сплачивает ребят – учит их слушать и слышать друг друга. Каждый ученик может себя проявить и получить радость от проделанной работы. Содержание данного урока способствует созданию ситуации успеха за счёт доступности заданий и учёта возможностей каждого ученика, снимает у детей состояние тревожности, утомляемости. Каждый ученик может себя проявить и получить радость от проделанной работы, что является элементом положительной мотивации учащихся.

Ролевая игра в экологическом образовании позволяет охватить одновременно процессы, занимающие в естественной природе многие десятилетия, столетия и сжать их в масштабе игрового времени, моделировать совокупный отклик природной среды на антропогенное воздействие, получая весьма полную картину возможных природных и социальных процессов.

В методической разработке урока использовались современные образовательные технологии: здоровьесберегающие технологии, ролевая игра «Суд», информационные технологии, метод проектов. Систематическое использование инновационных технологий поможет решить проблему расширения информационной памяти учащихся, способствует формированию ключевых компетенций.

Данный урок был проведён в мае 2009 года. Интерес к нему был обусловлен тем, что ещё в начале учебного года один ребёнок, отмахиваясь от надоедливого комара, воскликнул: «Зачем только нужны эти комары, лучше бы их совсем не было!». Класс бурно начал обсуждение этого мнения, а я сказала детям, что о насекомых подробнее они узнают чуть позже, а пока могут понаблюдать за комарами и узнать о них много интересного из различных информационных источников. Так началась работа над проектом «Комары: добро или зло?». Также я предложила в конце года провести ролевую игру «Суд над комарами». Ребятам эта идея очень понравилась. В ходе подготовки к уроку к ребятам подключились и родители. А с девочкой, которая первой задала вопрос: «Зачем нужны комары?» мы создали учебно-исследовательскую работу по этой теме. В процессе подготовки к этой игре ребята не только узнали много нового о комарах, они подробно изучили классификацию животных, научились искать ответы на свои вопросы, сопоставляя пользу и вред. Самое ценное, что ребята самостоятельно пришли к выводу, что ничего в природе вредного и даже бесполезного нет!

Метод проектов и ролевая игра как педагогическая технология используются мною систематически. С ребятами этого класса осуществлены проекты: «Что такое ученик», «Осень», «Весна», «Улицы города», «Нашей школе – ЮБИЛЕЙ!», «Какого я роду-племени», «Симметрия», «Чудо-шишка», «Красная книга Урала», «Я и моё имя», «Математические вести», «Что такое дружба».

В ходе работы использовалась следующая литература:

  1. Акимушкин И.И. Мир животных: Насекомые. Пауки. Домашние животные
  2. Банников А. «Охрана природы». – М.: Просвещение, 1994.
  3. Верзилин Н.М. «По следам Робинзона». М.: Просвещение, 1990.
  4.  Волина В.В. Мир животных.
  5. Гаев А., Самарина В. «Наши следы в природе». М.: Просвещение, 1990.
  6. Диккинс Роза. Неизвестные и удивительные факты. Насекомые.
  7. Лукьянов М.О. Загадочные насекомые.
  8. Панфилов Д.В. В мире насекомых
  9. Своллоу Сю, Стефенс Маргарет. Мир ручьёв, прудов и рек.
  10.  Старикович С.Ф. Соседи приятные и не очень.
  11. Жизнь животных. Энциклопедия. Том третий.

Урок окружающего мира во 2 классе ролевая игра «Суд над комарами» (этап презентации проекта «Комары: добро или зло?»).

Цель урока (общая): формирование эколого-природоохранного мышления и экологически ориентированных мотивов поведения.

Цель урока (конкретная)опираясь на полученные учащимися знания по окружающему миру, литературному чтению, развивать представления о единстве живой и неживой природы, роли отдельного человека и человечества в целом для поддержания биологического разнообразия на планете, сохранение жизни на Земле.

Задачи урока:

  • Образовательная: вызвать интерес к спорному вопросу (Комары: добро или зло?)
  • Развивающая: вовлечь каждого ребёнка в активный познавательный процесс.
  • Воспитательная: Воспитывать толерантное отношение к окружающему миру.

Тип урока: резервный урок закрепления изученного материала

Вид урока: интегрированный

Форма урока: урок-игра

Основные методы и приёмы: ролевая игра «Суд», сбор данных, изучение и анализ собранного материала, обобщение, интерактивные методы, игровые приёмы

Форма работы: групповая

Оборудование:

  • ТСО: компьютер, музыкальный центр
  • Материалы:
  • Дидактические материалы (приложение)
  • Раздаточный материал (правила работы в группе, критерии оценки)
  • Индивидуальный материал, заготовленный дома каждым участником игры

Содержание учебного материала:игра имитирует судебное заседание. Содержание выступлений персонажей игры взято из научно-художественной, научно-популярной литературы (информация получена детьми в ходе осуществления годового проекта с одноимённым названием).

Отбор содержания осуществлен с учетом психолого-педагогических особенностей детей I ступени обучения.

Содержание материала обеспечивает межпредметную связь с такими дисциплинами, как окружающий мир, история, литературное чтение.

Основной структурный элемент урока:процесс разыгрывания игровой ситуации (распределение ролей: судья, главный обвинитель, адвокаты, подзащитные; установка игрового правила, действия; подготовка участников игры; реализация ролевой игры)

Дополнительные структурные элементы урока (внеурочная деятельность):постановка игровой задачи (выяснить: комары – это добро или зло), характеристика структурных компонентов игры (разъяснить каждому участнику игры его роль, особенности, обязанности его персонажа и т. д.), оценка результатов игры (итог игры после изучения «дела»)

Планируемый результат.

В ходе урока учащиеся:

  • определятся в позиции «Комары: зло или добро?», выявят неусвоенный учебный материал по теме «Насекомые»;
  • будут развивать творческие способности, коммуникативные компетенции;
  • будут развивать умение самостоятельно работать с дополнительной литературой, самостоятельно находить необходимую информацию в различных источниках;
  • задумаются о необходимости толерантного отношения к окружающему миру.

Этапы учебного проекта «Комары: добро или зло?»


название этапа

деятельность учителя

деятельность учащихся

деятельность родителей

сроки

Мотивационный

заявляет общий замысел, создаёт положительный мотивационный настрой

обсуждают замысел, предлагают собственные идеи

сентябрь

Планирующий – подготовительный

определяется тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, сроки, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности (сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности)

октябрь

Информационно-операционный

наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником, проводит индивидуальные консультации

собирают материал, работают с различными информационными источниками, непосредственно выполняют проект

наблюдают, поддерживают, сами являются информационным источником

ноябрь – февраль

Подготовка к защите проекта

дает характеристику игровых правил, обзор общего хода игры, излагает сценарий, распределяет роли, разъясняет игровые процедуры, критер. оценивания

знакомятся с правилами и ходом игры, выбирают себе роль, готовятся к исполнению выбранной роли

помогают в изготовлении костюма (необходимых атрибутов), знакомятся с правилами подсчета очков (крит. оцениван.)

март – апрель

Презентация проекта (ролевая игра «Суд над комарами»)

организует проведение самой игры, по ходу игры, устраняет неясности, корректирует, по необходимости, ход игры

представляют проекты, разыгрывают свои роли в ходе игры

выступают в роли присяжн. заседателей, (следят за подсчетом очков, характером принимаемых решений)

начало мая

Рефлексивно-оценочный

выступает участником кол. оценочной деятельности (проводит обсуждение, в ходе которого дается характеристика «событий» игры, проекта в целом, выявляются, возникшие в ходе проекта трудности, идеи, побуждает детей к анализу своего участия в проекте), мотивирует на продолжение работы

участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы (согласно выработанным критериям), осуществляют устную и письменную самооценку, планируют последующую работу

участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы (согласно выработанным критериям)

конец мая

Во время рефлексивно-оценочного этапа ребята пришли к выводу:

  • многое о жизни животных осталось неизвестным;
  • такая форма презентации проекта, как ролевая игра – очень интересна и познавательна.

Ребята решили продолжить знакомство с животным миром, используя метод проектов, а этап презентации проектов будем проводить в форме ролевых игр.

Ход игры

Ведущий:

Ох, лето красное! Любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль,
Да комары, да мухи…

Всем с детства знакомы слова А.С. Пушкина, как часто мы вспоминаем их, находясь на природе: в лесу, около водоёма, вечером около костра!

Встать, Суд идёт!

Судья: Прошу всех садиться. В открытом судебном заседании слушается дело о Комарах. Они обвиняются в назойливости, надоедливости, в причинении психологической и физической боли человеку. Судебное заседание ведут:

Главный обвинитель ______________ ,

Судья ___________________________ ,

Адвокаты (2 человека) ____________ .

Участвуют:

Комары (подзащитные) _______________________ ,

Свидетели обвинения (3 человека) _____________ ,

Независимые эксперты (3 человека) ____________ ,

Присяжные заседатели (родители) ______________ .

Прошу ведущего установить явку на судебное заседание.

(Фонограмма комариного писка.)

Ведущий: Все участники процесса явились.

Судья: Прошу внимания! Судебное разбирательство начинается!

Для того, чтобы присяжным заседателям было легче работать, на столах лежат листы бумаги, в которых отображены основные вопросы дела. По этим вопросам необходимо сделать краткие записи, проанализировать и по окончании заседания внести предложения для суда.

Слово подзащитным: где и когда вы родились? Где проживаете?

Подзащитные - комары: Молодость свою мы проводим в воде, а зрелость - в воздухе.

Самка комара откладывает крохотные яички куда придётся: в болото, в лужу, или в бочку с водой. Но если есть выбор, она предпочтёт места с запахом сероводорода или дрожжей.

- Из яйца выходит похожая на червячка личинка. Чтобы добыть себе пищу, за сутки она процеживает сквозь себя целый литр воды. Дышит личинка сквозь трубочку, которая находится у неё на “хвосте”, выставив её над водой.

- Личинка превращается в куколку, а из неё выходит взрослый комар. Его тонкое тело поддерживают длинные ноги. На голове заметны: длинный хоботок и пара изящных усиков. От этих новых комаров ещё через 2 недели опять появятся комары.

Судья: Слово предоставляется главному обвинителю.

Главный обвинитель: Сколько неприятностей от комаров: они больно кусаются, место укуса распухает, а как пищат надоедливо!

Судья: Слово предоставляется свидетелям обвинения.

Свидетель обвинения (1): Комары мучают не только людей. Двукрылые кровопийцы заставляют медведей лапами в кровь разбивать себе морду.

Свидетель обвинения (2): Из-за комаров в тайге собаки жалобно скулят по ночам.

Свидетель обвинения (3): Телят, жеребят, лосят кровопийцы иногда так обескровливают, что заедают насмерть! Как только они обнаруживают своих жертв?

Судья: Слово предоставляется независимым экспертам.

Независимый эксперт (1): У комаров есть уникальные рецепторы, с помощью которых обнаруживают своих жертв. Буквально “вынюхивают” их, чтобы полакомиться кровью.

Судья: Слово предоставляется защите.

Адвокат (1): Высокий суд! Доводы, выдвинутые стороной обвинения можно обосновать. Комары-самцы не пьют кровь, а питаются лишь соком растений.

Адвокат (2): А вот комарихам кровь необходима - без неё нельзя отложить свои яички и оставить потомство. Поэтому-то и нападают они на людей и животных! Комарам для размножения необходима хотя бы одна капля крови (белок).

Судья: Слово предоставляется независимым экспертам.

Независимый эксперт (2): Комарих привлекает тёплая кожа животных и запах молочной кислоты, выделяемой кожей. В поисках еды самки пролетают около 3 километров, а с помощью ветра - до 50!

Независимый эксперт (3):Для уточнения маршрута пользуются глазами, но видят они плохо. Ночью самки руководствуются лишь запахом. Тёплую кожу комарихи находят с помощью антенн. Самки до тех пор изменяют направление полёта, пока обе антенны не получат одинаковое количества тепла - обед прямо по курсу!

Независимый эксперт (1):При укусе самка комара своим хоботком протыкает кожу. Комариха может выпить примерно 5 миллиграммов крови.

Судья: Слово предоставляется подзащитным.

Комары - подзащитные: Всех комаров можно разделить на 2 вида: кровососущие и некровососущие. Я принадлежу к первым. Да, комары приносят много неприятностей!

Судья: Слово предоставляется свидетелям обвинения.

Свидетель обвинения (1): Комары способны перенести возбудителей более 50 вирусных и бактериальных инфекций.

Судья: Ответное слово предоставляется подзащитным.

Комары - подзащитные: Но, нас и уничтожают безжалостно: личинки истребляют, орошая поверхность водоёмов. Истребляют и взрослых насекомых.

- Узнав, что малярию распространяют комары, люди объявили нам войну. Они осушают болота, разводят рыб, поедающих личинок комара, применяют вещества, уничтожающие комаров и личинок.

- Уничтожив нас, вы причините гораздо больше вреда, чем мы!

Судья: Давайте выслушаем свидетелей со стороны защиты.

Адвокат (1): Улетая из луж, болот комары уносят тонны химических элементов. Чего только нет в их маленьких тельцах: углерод, азот, фосфор, кальций, железо, марганец, молибден, бор.

Адвокат (2): Комариные тучи - единственный биологический транспорт для микроэлементов в зоне тайги. Без этих микроэлементов теряют силу и травинки, и многие деревья! Деревьям, травам нужны комары!

Адвокат (1): Если уничтожить комаров, начнут голодать птицы, плохо придётся рыбам, летучим мышам. Ведь все они питаются комарами или их личинками Летучая мышь, весящая 7-8 граммов, за час ночной охоты может поймать и съесть 160-170 комаров.

Адвокат (2): Нельзя допустить уничтожение комаров!

Судья: Слово предоставляется независимым экспертам.

Независимый эксперт (1): Комары являются основной едой для стрекоз, рыб, птиц и амфибий (земноводные).

Независимый эксперт (2): Личинка комара (известная всем под названием «мотыль») живёт в воде и служит основной пищей многим рыбам. Сами личинки питаются мельчайшими живыми существами, в воде. Таким образом, получается, что личинки комаров одновременно служат пищей для рыб и очищают воду, являясь санитарами водоёмов.

Комары - стрекозы – лягушки.

Комары - стрекозы – птицы.

Комары – рыбы – птицы - звери.

Комары – птицы - звери.

Независимый эксперт (3): Хищные млекопитающие – волки и дикие кошки – в первые месяцы своей жизни, едва начав ходить, отрабатывают свои охотничьи инстинкты при охоте на комаров и других насекомых около своего логова.

Независимый эксперт (1): В тундре значительная часть круговорота веществ в природе происходит благодаря комарам. С каждых 100 гектар болота ежегодно «улетает» 32 кг углерода, 16 кг азота, 9 кг фосфора, 6 кальция.

Независимый эксперт (2): Вылетая из водоемов, комары гибнут на суше, удобряя собой почву. На 1 км2 леса и луга, примыкающих к водоёму, приходится до 0,5 тонны такого прекрасного удобрения. Из воды на сушу переносятся такие важные микроэлементы, как кобальт, марганец, йод, железо и даже золото.

Независимый эксперт (3): Комары, перелетая с растения на растение, участвуют в их опылении. Совсем недавно учёные выяснили, что за Полярным кругом по ночам самцы и самки комаров перелетают от цветка к цветку, питаются нектаром и попутно опыляют растения. Ведь в тундре и тайге очень мало пчёл и шмелей.

Судья: Ответное слово предоставляется стороне обвинения.

Свидетель обвинения (1): Многократность и прерывистость в кровососании способствуют заражаемости комаров и передаче через них возбудителей различных заболеваний людям, диким и домашним животным. В слюнных железах одного комара может содержаться столько вируса энцефалита, сколько нужно для гибели 100 000 белых мышей.

Свидетель обвинения (2): Самая опасная болезнь на Земле – это малярия, от которой ежегодно умирает более, чем 1,5 миллиона человек. Как-то несколько малярийных комаров забрались в самолёт, летевший из Африки в Бразилию. Там комары расплодились. В результате от эпидемии умерло 12 тысяч человек.

Свидетель обвинения (3): Во время вспышки малярии в 1923 году ею переболело свыше десяти миллионов человек. А в ряде мест Поволжья и Северного Кавказа малярией в этот год переболел почти каждый житель.

Свидетель обвинения (1): Порой комары влияли на ход событий – сеяли смерть среди солдат, терзали вьючный скот в обозах. Так, во время первой мировой войны в одном из корпусов французской армии в Македонии было 60 тысяч больных малярией, в результате чего это соединение уже к лету 1916 года было неспособно вести военные действия. Во вторую мировую войну в ходе военных действий в Бирме англо-американские войска потеряли 40 тысяч человек убитыми и ранеными, тогда как малярией, было выведено из строя около 250 тысяч военнослужащих.

Судья: Слово предоставляется главному обвинителю.

Главный обвинитель: Уважаемый суд! Уважаемые присяжные заседатели! Виновные должны быть наказаны – комары – безусловное зло! Они представляют реальную угрозу для общества.

Во-первых, комары неприятно пищат, чем вызывают раздражение.

Во-вторых, места укусов комаров бывают очень болезненны.

В-третьих, наверно самый большой вред заключается в том, что комары являются переносчиками очень опасных болезней.

Уважаемый Суд! Подсудимые должны быть изолированы или заменены новыми некусающимися видами комаров.

Судья: заключительное слово предоставляется стороне защиты.

Адвокат (1): Уважаемый Суд, присяжные заседатели! Несмотря на весь вред, неудобства и неприятности, который несут в себе комары, полностью комаров истреблять нельзя.

Адвокат (2): Отрывок из романа Г.Уэллса «Люди как боги», где говорится о благоустроенной Земле будущего – стране Утопии:

«Ласточек же в Утопии не было видно потому, что в ней не было комаров и мошкары. В Утопии произошло сознательное уничтожение значительной части мира насекомых, а это тяжело отразилось на всех существах, чья жизнь прямо или косвенно зависела от насекомых…».

Адвокат (1): Насекомые крепко – накрепко связаны невидимыми пищевыми цепочками не только с растениями, но и друг с другом. Травоядными насекомыми питаются многие хищники и паразиты. Исчезновение одного из них приводит к тому, что большой комплекс видов, живущих рядом с ним, рассыпается как карточный домик.

Адвокат (2): Во-первых, уничтожение комаров ведёт к нарушению складывавшихся тысячелетиями цепей питания.

Адвокат (1): Во-вторых, полное уничтожение комаров поспособствует глобальным переменам в природе большинства животных. Ведь им придётся приспосабливаться жить без комаров. Некоторые виды могут вымереть полностью.

Адвокат (2): В одной из книг был приведён следующий пример. На одном из южных островов решили избавиться от комаров, досаждавших рыбакам. Но вскоре начали гибнуть ящерицы, питавшиеся этими насекомыми. За ними пришёл черед кошек, кормившихся пресмыкающимися. Сразу появились полчища крыс, принёсших с собой чуму. Срочно завезли новых кошек. Но начались новые беды: как только кошка прыгала на крышу, она рушилась.

Адвокат (1): Оказалось, после исчезновения ящериц развелось множество термитов, которые источили все балки в домах. Поэтому уничтожение даже таких, казалось бы, незначительных насекомых, как комары, может привести к необратимым и губительным последствиям. Защита требует уважения к подзащитным и считает, что они не виновны.

Судья: слово предоставляется присяжным заседателям.

Судья: судебные прения закончились, суд удаляется на совещание.

Ведущий: встать, Суд идёт!

Судья: Какое решение нам принять? Прошу внимания!

На основании законов об охране природы, на основании показаний свидетелей, внимательно изучив материалы дела, мы установили:

  • если уничтожить комаров, то исчезнут рыбы, летучие мыши, насекомоядные птицы. Это приведёт к большим бедам в природе!
  • насекомые всякие важны и нужны, каждое насекомое делает в природе своё полезное дело!
  •  в природе всё взаимосвязано, каждый её элемент играет свою роль, нет ничего вредного и даже бесполезного!
  • не трогайте, не обижайте, не убивайте всё живое, которое вам встретится на пути!
  • помните: человек в природе – гость, а все живые существа – хозяева!
  • научитесь приспосабливаться к окружающему вас миру.

Ведущий: Пусть для большинства из нас комар – не более чем надоедливый паразит, чьё гнусавое гудение столь сильно раздражает нас, и на первый взгляд его польза в животном мире незначительна. Комар является звеном, которому отведана в природе определённая роль. Их исчезновение ставит под угрозу гибель животных всех видов. Зная методы борьбы с ними, надо научиться сосуществовать с ними с меньшим вредом друг для друга!

Ничтожных в мире нет существ,
Коль труд познанья сладок.
Везде и всюду – волшебство
И тайный скрыт порядок.
От еле видной тли до звёзд
Исполнен мир загадок.
К. Фриш (перевод В.Левик)

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8. Презентация

Приложение 9. Писк комара

Приложение 10. Лист самооценки