День Победы – 9 Мая

Разделы: Музыка


Класс: 7, 4-я четверть.

Цель: воспитание музыкальной культуры школьников, как важной неотъемлемой части всей их духовной культуры.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с музыкальными произведениями, посвященными теме Великой Отечественной войны: “Журавли” Я. Френкеля и Р. Гамзатова, “Священная война” муз. Александрова стихи Лебедева-Кумача, “День Победы” муз. Д. Тухманова, ст. В. Харитонова с “Эпизодом нашествия” из Седьмой симфонии Д. Д. Шостаковича. Дать характеристику образу “нашествия”.
  2. Развивать эмоциональную отзывчивость учащихся, постижение специфики музыкального языка, ассоциативно-образное мышление, умение драматического анализа произведения. Развивать вокально-хоровые навыки при исполнении песни Н. Груздя на слова Н. Палькина “Соловьи, расскажите…”
  3. Воспитывать патриотические чувства, уважение к истории России.

Оборудование: портрет Д.Д. Шостаковича, плакат “Родина-мать зовёт” И. Тоидзе, репродукции картин о Великой Отечественной войне, презентация, CD диски с записью музыкальных произведений, музыкальный центр.

Ход урока

I. Организационный момент. Презентация слайд №1.

Эпиграф к уроку:

И думал ты, что не герой,
Но ты закрыл страну собой
Не ради почестей, наград,
Обычный Родины солдат.

- Какой праздник отмечают в России 9 мая? В каком году впервые праздновали День Победы? День Победы впервые праздновали в 1945 году. Он навсегда останется одним из самых светлых праздников нашего народа. Год 2010-й особенный, год 65-летия Победы. Вместе с нами его всегда будут праздновать миллионы людей во всем мире, кто превыше всего ценит свободу и независимость. Ни одно государство в мире не смогло противостоять натиску гитлеровской армии. Захватив почти всю Европу, Гитлер вторгся в Советский Союз.

Презентация слайд № 2.

II. Звучит музыка из песни Яна Френкеля и Расула Гамзатова “Журавли”, на фоне музыки:

Война: и кровь и пот и муки,
И раны, стоны, слёзы, крики.
Тоска чужая и своя,
И болью полита земля.
Окопы летом и зимой.
И очень хочется домой.
А дома брат, сестрёнка, мать,
И нет охоты умирать.
Ну, а враги идут стеной,
И пуль свистит над ухом рой,
Но сзади город твой родной,
Родные сёла и поля.
И отступать никак нельзя.
И хоть ты вовсе не герой,
Но, знать назначено судьбой
Покинуть этот свет земной
Под жуткий вой.
Сосед упал лицом в траву,
Его душа теперь в раю,
Но ты по-прежнему в строю,
Хрипишь в бою.
И думал ты, что не герой,
Но ты закрыл страну собой
Не ради почестей, наград,
Обычный Родины солдат.
Владимир Григорьевич Галицкий (с. Половинное Краснозёрский район.)

На доске плакат “Родина-мать зовёт” И. Тоидзе 1941г.

- Знакомо ли вам это произведение? Что вы о нём знаете?

Мужество наших людей, готовность до последней капли крови защищать свою Родину нашли отражение во многих музыкальных произведениях той поры. Среди них есть песня, которая по силе духа стоит в ряду самых лучших произведений эпохи Великой Отечественной войны, её название “Священная война”

III. Звучит фонограмма песни “Священная война” муз. Александрова стихи Лебедева-Кумача. История создания песни на фоне музыки:

Шёл третий день войны. Утром 24 июня 1941 года на первой полосе газет “Известия” и “Красная звезда” были опубликованы стихи Василия Ивановича Лебедева-Кумача “Священная война”. Стихи потрясли композитора Александра Васильевича Александрова, и он написал песню.

О том, какое сильное впечатление произвела эта песня при первом её исполнении, рассказывают очевидцы. “Это было в начале июля 1941 года в Москве, на Белорусском вокзале. Продымленный махоркой вокзал… Эшелоны уходят на фронт… В зале ожидания Краснознаменный ансамбль дает концерт отбывающим воинским частям. Солдаты и офицеры в походном снаряжении расположились на скамьях и чемоданах. Суровые лица. Сдвинутые брови. В глазах тревога за Родину, за покинутый любимый дом… И вот подымается рука руководителя ансамбля – профессора Александрова. Как воинская присяга звучит песня. Как клятва воинов: драться до последнего дыхания, до последней капли крови.… Все бойцы как один поднимаются с мест. Стоя слушает воинская часть эту песню. Песня утихла, но зал требует повторения. Пять раз ансамбль повторяет песню. В благоговейной тишине садятся в вагоны, едут на фронт. “Священная война” неслась над перронами вслед уходящим эшелонам. С этого дня песня прошла долгий и славный путь”.

- Ещё раз посмотрите на плакат “Родина-мать зовёт” И. Тоидзе. Вспомните, какие чувства возникли у вас во время слушания песни?

- Что общего между этой песней и плакатом? Какая основная мысль их объединяет? (И песня и плакат появились в первые дни Великой Отечественной войны. Их основная мысль – призыв на защиту Отечества. Они, как набат, как колокол, призывали людей, всю страну защищать Родину, объединяли людей, поддерживали и вдохновляли на подвиги, на бой с врагом).

Волевая, сильная, грозная, мощная мелодия сделали эту песню музыкальной эмблемой, гимном Великой Отечественной войны.

Не только композиторы-песенники, но и композиторы симфонических жанров обращались в своем творчестве к теме войны. Об одном из них мы и поговорим сегодня. На долю этого гениального композитора выпало тяжелое и трудное время: 900 дней блокады Ленинграда в Великую Отечественную войну.

- Кто из вас выполнил домашнее задание и разгадал кроссворд?

- Назовите имя композитора. Правильно. Это великий Дмитрий Дмитриевич Шостакович.

Презентация слайд № 3-4.

Он родился в Ленинграде. Здесь его и застала Великая Отечественная война. Вместе с другими ленинградцами Дмитрий Дмитриевич защищал свой город. Ездил за город рыть укрепления. Вечерами дежурил на крыше, тушил зажигательные бомбы. А в свободное время писал музыку. Осенью 1941г. создал седьмую “Ленинградскую” симфонию. Она была закончена в Куйбышеве. Там же 5 марта 1942 года состоялась премьера симфонии, её исполнил оркестр Большого театра. Вскоре Седьмая симфония прозвучала и в Москве. Специальным самолётом, который прорвался в город сквозь кольцо блокады, была доставлена партитура в Ленинград. На ней автор сделал надпись: “Посвящается городу Ленинграду”. Услышав эту симфонию, один американский критик написал: “Какой дьявол может победить народ, способный создавать музыку, подобно этой…”

И 9 августа1942 года, когда по плану фашистского командования Ленинград должен был пасть, Седьмая симфония Шостаковича была исполнена и в этом городе, измученном блокадой, но не сдавшемся врагу.

Фашисты в этот день так и не смогли начать артиллерийский обстрел города Ленинграда, потому что маршал М.Говорков, главнокомандующий Ленинградским фронтом, приказал на время концерта подавить позиции врага. Считают, что такой факт единственный в истории музыки. В этом же 1942 году Шостакович получил Сталинскую премию за это сочинение.

- Назовите тему четверти. (Музыкальная драматургия.)

- Что такое музыкальная драматургия? (Это построение музыкальных произведений, музыкальные образы в действии, в развитии. Драматическое действие предполагает развитие, столкновение образов, конфликт).

- Что вы знаете о жанре симфонии?

Среди многочисленных музыкальных жанров одно из самых почетных мест принадлежит симфонии. Всегда, с момента возникновения и до наших дней, она чутко отражала свое время. Как самостоятельный жанр возникла сравнительно недавно, два с половиной столетия тому назад, в центре Европы в Германии и Австрии в XVIII веке. В переводе с греческого языка означает - созвучие. Классическая симфония сложилась как цикл из четырёх частей, но встречаются симфонии в виде расширенного цикла до 6 – 7 частей и в виде неполного цикла, вплоть до одночастных. В ряде симфоний участвуют хор и певцы-солисты.

Седьмая симфония состоит из четырёх частей. Главный образ симфонии – образ Родины, образ народа. Мелодии, которые характеризуют этот образ, – широкие, напевные, напоминают русские песни. Самая значительная первая часть. И в начале, и в конце первой части мы слышим образ Родины. Звучит последний “мирный” аккорд, и в среднем разделе первой части начинает звучать аккуратная, симметричная знаменитая тема фашистского нашествия. Сам Д.Д. Шостакович писал так: “Первая часть рассказывает о том, как в нашу мирную жизнь ворвалась грозная сила – война”

А теперь звучит святая святых великая и прекрасная классическая музыка.

IV. “Эпизод нашествия” из Седьмой симфонии Д. Д. Шостаковича - слушание.

- Почему Шостакович так назвал эту музыку, в чём её особенность? Попробуйте разобраться в характере образа, в его жизненном содержании.

На фоне музыки звучит стихотворение Болеславского Л. “Седьмая”. Приложение 1.

- Какой жанр лежит в основе этой музыки? (Марш, в начале он военный, игрушечный, но в конце музыки лязг бездушных машин заглушает тему, мелодия становится всё более грубой, жестокой, бесчеловечной).

- Какие характерные черты в музыке вы подметили? Какие инструменты исполняют? (Начинается еле слышным звучанием маленького барабана и флейты. Динамическое развитие от pp до ff. А мелодия остается неизменной, но она видоизменяется, разрастается, варьируется. Становится злой, страшной, угрожающей, она резкая, лишённая песенности, звучит в умеренном темпе.)

- Какой образ создал Шостакович? (Образ разрастающегося нашествия, наступления фашистов, движение фашистских танков, самолётов. Силы зла изображены очень рельефно. Кажется, что всё происходит с нами, сейчас. Автор показал страшную силу врага, смертельную схватку).

После темы “нашествия” звучит тема “сопротивления” и кульминация схватки и песня-монолог памяти погибших советских людей.

- Есть здесь музыкальная драматургия? (Да.)

“Любая симфония – это целый мир. Мир художника, её создавшего. Мир времени его породившего. В симфониях Д.Шостаковича воплощён XX век с его бурями, трагедиями и свершениями. В них отражены события нашей истории и образы людей – современников композитора, строящих, борющихся, ищущих, страдавших и победивших. Реальные картины войны, схватки, битвы”.

Композитор показал педантичность, тупую автоматическую дисциплину гитлеровских солдат, которым не полагалось рассуждать, а надо было слепо подчиняться фюреру. Сначала “тема нашествия” кажется не столько угрожающей, сколько тупой. Но в развитии раскрывается её страшная сущность. Шаг марионеток превращается в движение механического чудовища, уничтожающего на своём пути всё живое.

Со дня первого исполнения “Ленинградской” симфонии прошло 65 лет. Каждый раз её исполнение воскрешает незабываемые страницы современной истории.

Седьмую симфонию сравнивают с документальными произведениями о войне. Потому что она очень точно передает дух времени, военных событий, схватку советского народа с фашистами. Схватку добра и зла. И мы понимаем, что против смерти есть только жизнь.

Шостакович - лауреат Сталинских и Государственных премий. В 1954 году ему присвоили звание народного артиста СССР, в 1965 году учёную степень доктора искусствоведения, а в 1966 году композитор был удостоен звания Героя Социалистического труда.

V. “Соловьи, расскажите…” песня Н. Груздя на слова Н. Палькина – исполнение.

1.

Соловьи над рекою
Нет от вас нам покоя.
В ваших грустных напевах
Дни былые слышны.

Припев:

Соловьи, не томите,
Хоть чуть-чуть помолчите.
Мы без вас помним тех,
Кто не вернулся с войны.

2.

Не забыты дороги
Не забыты тревоги
Всё печалятся вдовы
В час ночной тишины.

Припев.

3.

На просторах России,
Как дубки молодые,
Ветеранам на смену
Подрастают сыны.

Припев.

4.

Светит солнце нам ясно.
Жизнь трудна и прекрасна.
Нашей мирной работе
Не придумать цены.

Припев:

Соловьи, не томите,
Соловьи, расскажите
Всем живущим о тех, кто
Не вернулся с войны.

Презентация слайд № 5-14.

В городе Новосибирске 6 ноября 1967г был открыт Монумент Славы. Автором Монумента Славы является новосибирский художник-монументалист Александр Сергеевич Чернобровцев. В 1968 году за монументальное панно в сквере Героев революции и мемориальный ансамбль “Подвигу сибиряков в Великую Отечественную войну 1941 - 1945гг.” Чернобровцеву была присуждена премия имени Ленинского комсомола.

В монументе Славы новосибирцы воплотили свою память и безмерную благодарность тем, кто отдал жизнь за свободу и независимость Родины, за счастье живущих ныне и грядущих поколений. Живые свято чтят подвиг воинов-новосибирцев. Нескончаем людской поток к Вечному огню, к пилонам с фамилиями павших воинов. На пилонах монумента 30 266 фамилий воинов-новосибирцев, погибших в годы ВО войны. Русских людей погибло в Великую Отечественную войну 20 000 000. А немцев – 9 700 000. Из Краснозёрского района ушло на фронт 6426 человек, домой не вернулось 4073 краснозёрца.

Презентация слайд № 15.

Здесь есть и памятник погибшим в Карабахе, Абхазии, Таджикистане, Чечне, Осетии, Сумгаите и в Приднестровье.

Презентация слайд № 16 – 17.

Лучшие ученики города через каждые двадцать минут заступают в почётный караул на пост № 1 у Вечного огня.

Презентация слайд № 18 - 24.

Непрерывно идут к Монументу Славы горожане – родственники и товарищи погибших, ветераны войны и труда, рабочие, студенты, школьники. Новобрачные приходят к Вечному огню в день свадьбы. Здесь бывают целыми семьями. Особенно людно у мемориала в День Победы.

Домашнее задание.

  1. Найдите песни о войне, созданные в наше мирное время, в исполнении современных певцов.
  2. Подготовьте реферат на тему “Ленинградская симфония”.

VI. Итог.

Мы должны помнить о том, что русский народ освободил землю русскую и всю Европу от фашизма. Вечная слава и почет тем, кто ещё жив. Низкий им поклон – обычным солдатам.

Светлая память всем защитникам Родины, отдавшим за неё самое дорогое, что у них было, - жизнь. Почтим их память минутой молчания.

Звучит песня “День Победы” - муз. Д. Тухманова, ст. В. Харитонова.

Литература.

  1. Абдуллин Э. Б., Бейдер Т. А., Вендрова Г. Е. и др. под руководством Кабалевского Д. Б. “Программы общеобразовательных учреждений. Музыка” Москва “Просвещение” 2005 год.
  2. Михеева Л. В. “Музыкальный словарь в картинках”, Москва “Советский композитор” 1988г.
  3. Усольцева Л. “Подвигу сибиряков посвящается”, Западно-Сибирское книжное издательство 1977г.
  4. Галицкий В. Г. Стихотворение “Война…” газета “Краснозёрская новь” 2008г.
  5. Журнал “Музыка в школе” № 3 2006г., и № 1 2008г.

Приложение 2.