Географическая карта -
одно из величайших
творений человеческой мысли.
А.М. Куприн
Сегодня изучение географии невозможно представить без использования картографической информации. Карта представляет не только привычное изображение земной поверхности на плоскости, а в настоящее время рассматривается как источник информации, который в свете информационных технологий можно было бы представить как определенный информационный продукт, полученный в результате картографических методов исследования отдельных территорий.
В современном обществе прослеживается тенденция возрастания роли картографической науки. Современный человек должен уметь пользоваться картами, столь привычно и свободно как книгами и компьютером. Данный интерес, возможно, объяснить несколькими факторами:
- возрастающей ролью рекреационной географии и способностью человека осуществлять путешествия;
- практической направленностью школьной географии;
- общим снижением интереса к чтению книг (карта позволяет создать образ территории; объясняет закономерности природных явлений, процессов)
Исходя из этого, можно определить цель географического образования.
(Примечание: в области работы с картографической информацией.)
– Формирование картографической грамотности современного школьника.
Уровни результатов географического образования определяются прохождением человеком следующих познавательных ступеней:
- 1 ступень - формирование грамотности
- 2 ступень - приобретение образованности
- 3 ступень - формирование предметных компетенций
- 4 ступень - овладение культурой работы с разного рода информаций.
В настоящий момент, я предполагаю, школьная география (в области картографии) находится на самой первой ступени. Исключением может стать только та часть учащихся, которая целенаправленно занимается изучением географии, участвует в олимпиадном движении школьников.
В процессе формирования картографической грамотности необходимо обратиться к методам, позволяющим организовать процесс «познания- понимания» карты – как источника информации географических знаний.
«Картографический метод исследования – эффективный инструмент познания закономерностей пространственного размещения, а также структуры географических объектов и явлений, их взаимосвязи и динамики изменения, средством мониторинга и прогнозирования». При работе с картой важным является анализ и синтез информации, позволяющие формировать представление об изучаемом географическом объекте. Важная роль отводится географическому описанию, которое является определенным результатом в работе с картой. Широчайшие возможности в изучении природы Земли, а также многих аспектов общественной деятельности человека открылись благодаря интеграции картографического и аэрокосмического методов географических исследований.
Восприятие картографической информации учащимися во многом зависит от психолого-возрастных особенностей личности, особенностей развития мышления, памяти.
Для школьников карта представляется достаточно сложным видом информации. Догеографическое знакомство с картой начинается в начальной школе в курсах «Окружающий мир», часто учителя, не владеющие приемами работы с картой, формируют некое «ложное» представление о картографическом языке. Например, многие младшие школьники предполагают, что зеленый цвет на карте обозначает «растительность», а коричневый «землю».
Научное знакомство с картой осуществляется по следующим этапам:
- формирование картографических знаний
- овладение практическими приемами работы с картой
- осмысление содержания карты
- пространственное представление
Этапы восприятия картографической информации в каждом курсе географии становятся более сложными, т.е. изучение и приобретение практических навыков работы с картой строится по принципу: «от простого к сложному».
По мнению К. А. Салищева карта имеет достаточно широкие функциональные возможности:
- познавательные, которые позволяют проводить пространственно-временные исследования природы и общества;
- оперативные для решения практических задач;
- конструктивные: разработка и реализация проектов;
- прогностические: прогноз изменений состояния объектов во времени.
Но одной из важных, на мой взгляд, является КОММУНИКАТИВНАЯ функция. Знание «картографического языка» позволяет человеку осуществить «перевод» информации с языка символов»; получить необходимую информацию и использовать ее в дальнейшем для реализации каких-либо целей.
В «общении» с картой учащиеся овладевают приемами работы с картографической информацией:
- графоаналитический прием – измерение расстояний, вычисление координат, определение абсолютных и относительных высот, измерение площадей; построение графиков, диаграмм, профилей,разрезов.
- картометрические приемы – измерение длины прямых и ломаных линий с помощью циркуля и масштаба.
- приемы математического анализа – создание математических моделей явлений, изучаемых по картам;
С помощью названных приемов учащиеся приобретают навыки «чтения» картографической информации. В педагогической практике географы часто используют следующие понятия: «знать карту», «читать карту». Первое понятие подразумевает умение учащихся ориентироваться по карте и показывать необходимые географические объекты, так называемую номенклатуру. Второе понятие более широкое, так как оно связано с изучением «азбуки картографии», овладением приемами сравнения, наложения, описания географических объектов; созданием «географических образов». В. П. Голов в своих работах о карте отмечает: «географические образы, сформированные с помощью карты …- это еще не географические знания. В них отсутствуют такие важные компоненты географических знаний, как факты, закономерности, теории». Поэтому изучение карты должно сопровождаться научной, энциклопедической, справочной информацией, что позволит сформировать образное представление географического объекта, вызвать ассоциации.
Каждый предмет формирует определенный набор предметных компетенций. В свою очередь формирование компетенций связано с практическими навыками работы с различными источниками информации, в том числе и картографическими. Карта – это средство, с помощью которого осуществляется весь спектр работы с информацией.
Сбор – хранение - передача - обработка информации - получение нового информационного продукта. В зависимости от целей учебного процесса карта может выступать как:
- объект изучения,
- средство наглядности,
- источник знаний,
- результат исследования.
По картам можно проследить историю развития культуры человеческого общества. Эволюция карты от наскальных рисунков до интерактивных изображений Земли, позволяет говорить о постоянном интересе человека к картографии. Изучение картографической информации в электронном или печатном виде является сегодня одной из главных задач школьной географии. «Карта – это обязательный свидетель географического открытия». А современный учитель не должен быть равнодушен к новым открытиям на уроках географии.
Список литературы:
- Барышева Ю.Г. «Использование средств обучения в преподавании географии»
- Голов В.П. «Средства обучения географии и условия их эффективного использования»
- Даринский А.В. «Методика преподавания географии»
- Куприн А.М. «Слово о карте»
- Салищев К.А. «Картоведение»