Цели урока:
- продолжать формировать представление о многообразии цветковых растений;
- закрепить знания учащихся об отличительных особенностях растений класса однодольные и класса двудольные;
- познакомить учащихся с характерными признаками растений семейства лилейные;
- закрепить умения составлять морфологическое описание растений, давать систематическую характеристику растения;
Оборудование:
- таблицы “Семейство лилейные”,
- гербарий растений семейства лилейные,
- модель цветка тюльпана, луковицы лука и чеснока,
- комнатные растения данного семейства,
- инструкционные карты к лабораторной работе.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Повторение изученного материала
1. Несколько человек на доске дают характеристику семейств класса двудольные.
2. По каким признакам цветковые растения делят на классы?
3. Перечислить признаки класса однодольные.
4. Что такое видоизменённый побег? Какие видоизменённые побеги вы знаете?
3. Актуализация изучения нового материала
На прошлых уроках мы изучали различные семейства растений класса двудольные.
- Каковы особенности растений этого класса?
(стержневая корневая система, жилкование листьев перестое или пальчатое, в зародыше семени две семядоли, число частей цветка кратно 4 или 5).
- Какие из известных вам семейств относятся к этому классу?
(крестоцветные, розоцветные, бобовые, паслёновые, сложноцветные)
На сегодняшнем уроке мы приступаем к изучению семейств класса однодольные. Перед нами стоит задача выяснить особенности представителей данных семейств и их значение в нашей жизни. И начнём мы это изучение с семейства, которое объединяет очень удивительные, красивые и необходимые для человека растения. Сейчас я буду загадывать вам загадки, а отгадки на них это и есть растения данного семейства.
Загадки:
Сидит дед на грядках
Весь в заплатках
Кто его раздевает
Тот слезы проливает. (лук)Цветок, как бубенчик,
Беленький венчик
Цветет он не пышно
Звенит ли – не слышно. (ландыш)
В землю – зубочек
Из земли – клубочек. (чеснок)
А за луковицы этого растения в 1634 г. в Амстердаме были куплены два каменных дома. В Голландии 1944-45г.г. луковицы этого же цветкового растения спасли народ от голода. Догадались о каком растении идет речь? (тюльпан)
Все эти растения относятся к одному семейству – лилейные.
Всего в семействе лилейных около 4 тыс. видов. Давайте дадим характеристику этого семейства по плану, изложенному в инструктивной карте. И заполним таблицу.
Инструктивная карточка №1
- Жизненная форма.
- Местообитание.
- Корневая система (стержневая, мочковатая)
- Побег (надземный, подземный)
- Лист (простой, сложный), жилкование (сетчатое, параллельное, дуговое)
- Соцветие (кисть, колос, зонтик, корзинка или одиночные цветки)
- Цветок (количество пестиков, тычинок, чашелистиков, лепестков)
- Плод (сухой, сочный)
Жизненная форма Многолетние травы Распространение По всему земному шару Корневая система Мочковатая Побег Луковицы, корневища Лист Цельно-крайние, Соцветие Одиночные цветки (тюльпан), кисть (ландыш) Цветок *О3+3Т3+3П1 (тюльпан) *О(6)Т6П1 (ландыш)
Плод Сухой - коробочка (тюльпан), сочный – ягода (ландыш)
Проверяем особенности внешнего строения представителей семейства Лилейные по таблице.
Итак, мы выяснили особенности строения, а теперь давайте узнаем, какое значение имеют лилейные в нашей жизни (Самостоятельная работа учащихся по учебнику. Значение выписываются самостоятельно по тексту учебника в таблицу и объединяются в хозяйственные группы). Проверяем.
Значение Представители 1. Декоративные Лилия, тюльпан 2. Овощные Спаржа, репчатый лук, чеснок 3. Ядовитые Вороний глаз, ландыш майский 4. Лекарственные Вороний глаз, ландыш майский
4. Закрепление
1. Какие общие черты в строении Лилейных позволяют объединить их в одно семейство?
2. По каким признакам Лилейные относятся к покрытосеменным растениям?
3. По каким признакам Лилейные относятся к однодольным растениям?
4. Какое значение имеют Лилейные в жизни человека?