В курсе предмета "Технология" есть модуль "Рукоделие". На этих уроках учащиеся знакомятся с техникой вязания, вышивки, аппликации изготовления различных поделок, сувениров и т.д.
В нашей школе большое внимание уделяется экологическому образованию учащихся, выработке у них активной жизненной позиции в вопросах сохранения окружающей среды. Учитель на этих уроках может на реальных примерах показать учащимся возможность рационального использования отходов швейной, текстильной, обувной промышленности, а так же использование бытовых отходов для создания оригинальных изделий. Например: цветы из йогуртовых упаковок, пластиковых бутылок, карнавальные костюмы, оригинальные занавески из полиэтиленовых пакетов, цветочные кашпо из старых пластинок. На занятиях уделяется большое внимание развитию ручной умелости, творческого ведения. Именно это умение отличает человека - творца, человека - созидателя. Главная составляющая творческой деятельности в выполнении таких заданий - это умение выразить свои чувства, эмоции. При этом важен и экологический аспект проблемы: утилизация отходов. Для ребят очень важной оказалась идея о том, что своим конкретным трудом они помогают не загрязнять окружающую среду и дают вторую жизнь старым, ненужным вещам.
Трудности подбора объектов труда заключаются в том, что они должны отвечать сразу нескольким требованиям: быть интересными и посильными для учащихся, полезными и мало затратными. Нередко сами учащиеся с большой выдумкой пытаются использовать отслужившие предметы быта, находя самое неожиданное применение.
Пример такого нестандартного решения - игрушка -сувенир "Мишка" выполненный из ленты видеокассет и полиэтиленовых пакетов. Видеокассеты испорчены, просмотр фильмов затруднен или невозможен - казалось бы, им самое место в мусорном ведре. Но не нужно спешить выбрасывать. Дайте им вторую жизнь.
Едва ребенок начинает познавать окружающий мир, игрушка становится его спутником. Игра и игрушка - не только забава и развлечение, это и способ творческого самовыражения ребенка. Соединить игру, труд и творчество возможно в процессе создания игрушки своими руками. Это занятие закрепляет у учащихся умение работать с различными инструментами, развивает фантазию, образное мышление и, кроме того, доставляет детям большое удовольствие и радость.
Игрушку - сувенир "Мишка" можно предложить для изготовления учащимся 5-7 классов, как девочкам, так и мальчикам. Красивый мишка может служить игрушкой, подарком-сувениром.
Последовательность изготовления игрушки - сувенира "Мишка":
1. Разобрать видеокассету, освободить пленку, перемотать пленку на заготовленную шпильку. |
2. Из плотного картона вырезать два одинаковых круга, диаметр которых равен диаметру выполняемой детали: туловище, голова, уши, нос, ручки, ножки соответственно в пропорциях. |
3. Сложить круги и обвить их пленкой. Для украшения добавляем полоски другого цвета, нарезанные из старых пакетов. |
4. Центральное отверстие должно быть почти заполненным. |
5. Ввести конец ножниц между кругами и разрезать пленку. |
6. Немного раздвинуть круги, обвязать прочной нитью, сильно затянув на узел. Нить должна быть длинной, для соединения деталей. |
7. Снять круги и расправить шарик. Придав ему форму, обрезав ножницами выступающую пленку. |
8. Из таких шариков соединяя их между собой начиная с туловища, самого большого шарика получаем прекрасную игрушку. |
9. Чтобы шарики держались, можно место соединения промазать клеем "Момент". |
10. Глазки, язычок можно вырезать из
старых книжных обложек. Приклеить клеем. Вот он наш прекрасный "Мишка" |
Литература:
- Л.Е.Коринкова "Поделки из различных материалов" 1998 г.
- А.М.Гукасова "Рукоделие в начальных классах" 1984 г.
- Журнал "Лиза" 2006-2007 г.