Цели урока:
Обучающие:
- познакомить учащихся с классом программ - электроныые таблицы, их назначением, основными функциями;
- научить их заполнять и форматировать таблицы;
- сформировать понятие об электронных таблицах;
- освоить основные приемы заполнения и редактирования ячеек;
- научиться загружать и сохранять электронную таблицу Excel, научить использовать Excel в практической деятельности;
Развивающие:
- развитие теоретического мышления;
- формирование операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений поставленных задач, пользоваться практическими знаниями и инструкциями.
Воспитательные:
- воспитание любви к своей профессии, аккуратности и исполнительности при работе на ПК;
- воспитание бережного отношения к оборудованию,
План урока:
- Организационный момент.
- Актуализация опорных знаний.
- Объяснение нового материала.
- Закрепление новых знаний: практическая работа.
- Подведение итогов урока.
- Домашнее задание.
Ход урока
Организационный момент.
Учитель: Приветствие. Проверка наличия учащихся, размещение на рабочих местах.
Ученики: Приветствие, размещение на рабочих местах, подготовка к занятию
Постановка целей и задач урока.
Актуализация опорных знаний.
У каждого учащегося, на Рабочем столе компьютера, размещен файл "Коды символов.xls". Необходимо выполнить предложенные в них задания. Приложение 1.
Объяснение нового материала.
Объяснение новой темы лучше начать с того, что наиболее распространенные электронные таблицы - таблицы Excel. Затем дать определение: Электронная таблица - это программа для обработки числовой информации в табличном виде.
Основные возможности электронной таблицы:
- создание, редактирование и форматирование таблиц;
- выполнение вычислений;
- построение диаграмм и графиков.
Такая таблица состоит из столбцов, обозначенных буквами (A,B,C,:), и сторк, обозначенных числами (1,2,3,:). На пересечении строки и столбца образуется ячейка. Адрес каждой такой ячейки составляется из заголовка столбца и заголовка строки (A1, B2,:). Ячейка, скоторой производятся какие-то действия, выделяется рамкой и называется активной.
Таблицы, с которыми пользователь работает в приложении, называются рабочими листами. Можно вводить и изменять данные одновремено на нескольких листах, а также выполнять вычисления на основе данных из нескольких листов. Документы электронных таблиц могут включать несколько рабочих листов и называются рабочими книгами.
В работе с электронными таблицами выделяют три основных типа данных:
- числа - целые, вещественные, денежный формат, дата/время;
- текст - произвольный набор символов;
- формулы - последовательность символов, начинающаяся со знака "=".
Текст в ячейке выравнивается по левому краю (по умолчанию), а числа по правому, так как в столбце удобно иметь выравнивание чисел по разрядам (единицы под единицами, десятки под десятками и так далее).
Формула начинается со знака равенства и может включать в себя числа, имена ячеек, функции и знаки математических операций. Например, формула =A2+B2 суммирует числа, хранящиеся в ячейках A2 и B2. Арифметические операции: сложение (+), вычитание (-), умножение (*), деление (/), возведение в степень (^).
При выводе формул в ячейке отображается не сама формула, а результат, вычисленный по этой формуле. При изменении исходных значений, используемых в формуле, результат немедленно пересчитывается.
Закрепление новых знаний: практическая работа "Вычисления в Excel".
Проводим практическую работу, посвященную выполнению несложных вычислений в среде электронных таблиц Excel.
Цель работы: познакомить с операциями ввода, редактирования и форматирования данных в электронных таблицах Excel.
Программное обеспечение: Microsoft Excel.
Задание 1. Вычислить периметр и площадь прямоугольника, заданного своими сторонами (например, a=4, b= 6).
Математическая модель: P=2(a+b), S=ab
Задание 2. Вычислить периметр и площадь прямоугольного треугольника , заданного своими катетами (например, a=5, b= 7).
Математическая модель: , P=a+b+c, S=ab.
Алгоритм выполнения работы:
Запустить программу Microsoft Excel командой [Пуск - Программы - Microsoft Office - Microsoft Excel] или ярлыком на Рабочем столе.
Ввести в ячейки A1,B1,C1,D1: "a", "b", "P" и "S", соответствующие принятым в математике обозначениям.
Ввести в ячейки A2 и B2 значения длин сторон прямоугольника.
Ввести в ячейку C2 формулу для вычисления периметра:
=2*(A2+B2)
Ввести в ячейку D2 формулу для вычисления площади:
= A2*B2
Выделить ячейки от A1 до D2. Установить границы ячеек кнопкой
Выделить ячейки от A1 до D1. Отформатировать ячейки полужирным шрифтом, по центру, размером шрифта 12.
Выделить ячейки C2 и D2. Применить к ним залмивку серым цветом.
Переименовать Лист 1 в "Прямоугольник" командой Переименовать контекстного меню.
Перейти на Лист 2 и переименовать его в "Треугольник".
Ввести в ячейки A1,B1,C1,D1, Е1: "a", "b", "с", "P" и "S", соответствующие принятым в математике обозначениям.
Ввести в ячейки A2 и B2 значения длин катетов треугольника.
Ввести в ячейку C2 формулу для вычисления гипотенузы:
=(A2^2+B2^2)^(1/2)
Ввести в ячейку D2 формулу для вычисления периметра:
= A2+B2+С2
Ввести в ячейку Е2 формулу для вычисления площади:
= A2*B2/2
Отформатировать ячейки первой строки полужирным шрифтом, по центру, размером шрифта 12. Применить к ячейкам с результатом заливку серым цветом.
Сохранить документ в свой папке под именем "Вычисления.xls". Приложение.
Анализ практической работы:
Назначение электронных таблиц (создание, редактирование и форматирование таблиц, выполнение вычислений).
Назвать ячейки таблицы, в которые был введен текст (A1,B1,C1,D1, Е1), числа (A2,B2), формулы (C2,D2,Е2).
Сравните приемы форматирования текстового редактора Word и электронных таблиц Excel.
Подведение итогов урока.
Учащиеся делают вывод о назначении полученных знаний на уроке в практической деятельности;
Выставление оценок. Говорят, что нового узнали на уроке; высказываются о трудностях, возникших по ходу работ.
Домашнее задание.
Составить кросворд и тест по теме "Электронные таблицы Excel".
Урок окончен. До свидания!