Цели:
- обобщить знания учащихся о жизни и творчестве И.А.Крылова, ознакомить с баснями вне программы, закреплять навык умения определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении;
- развивать навыки выразительного чтения, умения инсценировать, сопоставлять и сравнивать, развивать память, логику мышления, творческие способности;
- воспитывать уважение к культурному наследию.
Форма проведения: урок-соревнование.
Оборудование:
- выставка книг И.А.Крылова;
- портрет А.И.Крылова;
- рисунки детей к басням И.А.Крылова;
- магнитофон и записи отрывков из басен "Стрекоза и Муравей", "Кукушка и Петух", "Квартет";
- таблички с названиями команд;
- чёрный ящик с предметами из басен (очки, виноград, зеркало);
- карточки с пословицами;
- листы с кроссвордами;
- листы оценивания;
- оценочная таблица.
Ход урока
Оргмомент.
Вступительное слово учителя.
Уч.-Ребята, сегодня наш урок посвящён творчеству замечательного человека И.А.Крылова. А.С.Пушкин очень любил басни Крылова и назвал его "истинно народным поэтом"
Урок пройдёт в форме соревнования. Мы разделились на 3команды, осталось назвать команды.
Капитаны выходят, берут карточки с названиями команд и оглашают их.
1команда - "Лебедь", 2команда-"Щука", 3команда- "Рак"
Уч.- Названия ваших команд - это герои басни Крылова. Угадали, из какой они басни?
Дети называют басню. "Лебедь, Рак и Щука"
Уч.- Каких пороков нужно избежать вам, основываясь на мораль этой басни, чтобы удачно пройти испытания?
Дети отвечают.
Уч.-
"Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт.
А выйдет из него не дело только мука:"
Значит, вы должны быть дружными, сплочёнными.
Команды названы, а судить наши соревнования мы попросим наших гостей.
Учитель представляет жюри и вручает им оценочный лист соревнований.
См. приложение №1
Уч.- Но и вам придётся самим оценить свою работу на уроке.
Учитель раздаёт командам листы самооценивания.
См. приложение №2
1конкурс "Блиц"
Уч.- Он посвящён биографии баснописца. Каждый факт из жизни и творчества Ивана Андреевича-1 балл. Отвечаете по очереди.
Дети самостоятельно проводили поисковую работу, собирая информацию о жизни и творчестве И.А.Крылова. Это задание было домашним.
Уч.- Молодцы, вы хорошо знакомы с биографией Крылова, много интересного рассказали о его жизни, жюри внимательно следило за вашими ответами и готово подвести итоги 1конкурса.
Жюри оглашает итоги 1конкурса.
Уч. - Вся информация, найденная вами и только что озвученная, поможет вам и в следующем конкурсе.
2 конкурс "Кроссворд".
Вы можете заработать 6б, если первыми разгадаете кроссворд и назовёте ключевое слово.
Учитель раздаёт командам листы с кроссвордом и дети его разгадывают.
См. приложение №3
(ключевое слово- мораль)
Уч.-Что же такое мораль???
Ответы детей.
(поучительный вывод из басни, поучение)
Уч.- Правильно, поучительный вывод из басни, поучение. Значит, вы готовы к проведению следующего конкурса. Но, давайте предоставим слово нашему жюри.
Жюри оглашает результаты.
3конкурс "Мораль"
Уч.- 3конкурс покажет, насколько хорошо вы знакомы с творчеством Ивана Андреевича. Он так и называется "Мораль". Сейчас прозвучат отрывки из басен Крылова, в которых заключена мораль. Вам нужно назвать басню и подобрать пословицу, подходящую к ней. Назвали басню- 3б, подобрали пословицу- 3б.
Учитель раздаёт листы с пословицами (см. приложение № 4 ) и поочерёдно включает магнитофонную запись с отрывками из басен И.А.Крылова (отрывки записывались с диска "Басни И.А.Крылова). Дети внимательно слушают и выполняют поставленную задачу, если возникают сложности, помогают команды-соперницы.
1 отрывок:
"За, что же, не боясь греха,
Кукушка хвалит Петуха?
За то, что хвалит он Кукушку".
2 отрывок:
"А вы, друзья, как не садитесь,
Всё в музыканты не годитесь".
3 отрывок:
"Ты всё пела? Это дело:
Так, поди, же, попляши!"
При выборе пословицы, команда аргументирует свой выбор. Есть несколько вариантов выбора.
Уч. - Мы плодотворно поработали, пришла пора и отдохнуть. Физминутка.
Учитель включает музыку, и дети произвольно изображают поведение животных из басен И.А.Крылова.
Уч. - Давайте послушаем жюри.
Жюри оглашает итоги 3 конкурса и общий счёт.
4 конкурс "Чтецы"
Уч. - Молодцы, с этим испытанием вы справились, теперь давайте прочтём эти басни по ролям, за что вы сможете заработать ещё 4б.
Учитель раздаёт тексты басен "Квартет", "Стрекоза и Муравей", "Кукушка и Петух" в течение 5 минут дети работают с текстом и представляют чтение по ролям той басни, которая им досталась.
5 конкурс "Чёрный ящик"
Уч. - 5 конкурс самый загадочный, он называется "Чёрный ящик". Его условия следующие, в ящике лежат предметы из басен. Вам потребуется назвать басню, за это вы можете заработать 3б, вспомнить её мораль-3б, а прочитав эту басню наизусть, вы заработаете ещё 4б. Итого 10б.
Представители команд выходят к "Чёрному ящику", вытягивают предметы и совместно с командой выполняют задание.
(В ящике лежат: очки, зеркало, виноград)
Учитель может после ответа ребят процитировать мораль из текста.
К несчастью так бывает и людей:
Как не полезна вещь,- цены не зная ей,
Невежда про неё свой толк всё к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он её ещё и гонит.
"Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться"
"Ну, что ж!
На взгляд-то он хорош,
Да зелен- ягодки нет зрелой:
Тотчас оскомину набьёшь"
Уч. - Перед последним конкурсом необходимо знать счёт и поэтому послушаем жюри.
Жюри зачитывает результаты перед финальным конкурсом.
Уч.- Мы приблизились к самому творческому конкурсу "Баснописцы", в котором вы попробуете себя в роли поэта- баснописца. Это сложно, поэтому вам даны опорные слова, а вам необходимо вставить слова, чтобы получилась басня. За этот конкурс вы можете заработать 10б.
Ребята получают карточки с опорными словами (см. приложение №5), работают 5минут и зачитывают получившиеся отрывки.
Уч. -Мы сегодня поработали на славу, каждый из вас уже стал победителем, знакомясь с творчеством И.А.Крылова. Басни - замечательный жанр литературы. Они дают широкое поле деятельности, их можно читать по ролям, наизусть, а ещё инсценировать. Сюрприз для нас приготовили наши ребята.
Ребята инсценируют басню "Ворона и Лисица"
Подведение итогов. Жюри оглашает результаты соревнований.
Уч. - И.А.Крылов очень любил людей, он не высмеивал людей, он смеялся над их пороками, он хотел, чтобы люди были лучше. Я надеюсь, что после этого урока у вас возникнет желание продолжить знакомство с творчеством И.А.Крылова, в нашей библиотеке вы можете взять книги, представленные на выставке.