Литературное чтение

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • обобщить знания учащихся о жизни и творчестве И.А.Крылова, ознакомить с баснями вне программы, закреплять навык умения определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении;
  • развивать навыки выразительного чтения, умения инсценировать, сопоставлять и сравнивать, развивать память, логику мышления, творческие способности;
  • воспитывать уважение к культурному наследию.

Форма проведения: урок-соревнование.

Оборудование:

  • выставка книг И.А.Крылова;
  • портрет А.И.Крылова;
  • рисунки детей к басням И.А.Крылова;
  • магнитофон и записи отрывков из басен "Стрекоза и Муравей", "Кукушка и Петух", "Квартет";
  • таблички с названиями команд;
  • чёрный ящик с предметами из басен (очки, виноград, зеркало);
  • карточки с пословицами;
  • листы с кроссвордами;
  • листы оценивания;
  • оценочная таблица.

Ход урока

Оргмомент.

Вступительное слово учителя.

Уч.-Ребята, сегодня наш урок посвящён творчеству замечательного человека И.А.Крылова. А.С.Пушкин очень любил басни Крылова и назвал его "истинно народным поэтом"

Урок пройдёт в форме соревнования. Мы разделились на 3команды, осталось назвать команды.

Капитаны выходят, берут карточки с названиями команд и оглашают их.

1команда - "Лебедь", 2команда-"Щука", 3команда- "Рак"

Уч.- Названия ваших команд - это герои басни Крылова. Угадали, из какой они басни?

Дети называют басню. "Лебедь, Рак и Щука"

Уч.- Каких пороков нужно избежать вам, основываясь на мораль этой басни, чтобы удачно пройти испытания?

Дети отвечают.

Уч.-

"Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт.
А выйдет из него не дело только мука:"

Значит, вы должны быть дружными, сплочёнными.

Команды названы, а судить наши соревнования мы попросим наших гостей.

Учитель представляет жюри и вручает им оценочный лист соревнований.

См. приложение №1

Уч.- Но и вам придётся самим оценить свою работу на уроке.

Учитель раздаёт командам листы самооценивания.

См. приложение №2

1конкурс "Блиц"

Уч.- Он посвящён биографии баснописца. Каждый факт из жизни и творчества Ивана Андреевича-1 балл. Отвечаете по очереди.

Дети самостоятельно проводили поисковую работу, собирая информацию о жизни и творчестве И.А.Крылова. Это задание было домашним.

Уч.- Молодцы, вы хорошо знакомы с биографией Крылова, много интересного рассказали о его жизни, жюри внимательно следило за вашими ответами и готово подвести итоги 1конкурса.

Жюри оглашает итоги 1конкурса.

Уч. - Вся информация, найденная вами и только что озвученная, поможет вам и в следующем конкурсе.

2 конкурс "Кроссворд".

Вы можете заработать 6б, если первыми разгадаете кроссворд и назовёте ключевое слово.

Учитель раздаёт командам листы с кроссвордом и дети его разгадывают.

См. приложение №3

(ключевое слово- мораль)

Уч.-Что же такое мораль???

Ответы детей.

(поучительный вывод из басни, поучение)

Уч.- Правильно, поучительный вывод из басни, поучение. Значит, вы готовы к проведению следующего конкурса. Но, давайте предоставим слово нашему жюри.

Жюри оглашает результаты.

3конкурс "Мораль"

Уч.- 3конкурс покажет, насколько хорошо вы знакомы с творчеством Ивана Андреевича. Он так и называется "Мораль". Сейчас прозвучат отрывки из басен Крылова, в которых заключена мораль. Вам нужно назвать басню и подобрать пословицу, подходящую к ней. Назвали басню- 3б, подобрали пословицу- 3б.

Учитель раздаёт листы с пословицами (см. приложение № 4 ) и поочерёдно включает магнитофонную запись с отрывками из басен И.А.Крылова (отрывки записывались с диска "Басни И.А.Крылова). Дети внимательно слушают и выполняют поставленную задачу, если возникают сложности, помогают команды-соперницы.

1 отрывок:

"За, что же, не боясь греха,
Кукушка хвалит Петуха?
За то, что хвалит он Кукушку".

2 отрывок:

"А вы, друзья, как не садитесь,
Всё в музыканты не годитесь".

3 отрывок:

"Ты всё пела? Это дело:
Так, поди, же, попляши!"

При выборе пословицы, команда аргументирует свой выбор. Есть несколько вариантов выбора.

Уч. - Мы плодотворно поработали, пришла пора и отдохнуть. Физминутка.

Учитель включает музыку, и дети произвольно изображают поведение животных из басен И.А.Крылова.

Уч. - Давайте послушаем жюри.

Жюри оглашает итоги 3 конкурса и общий счёт.

4 конкурс "Чтецы"

Уч. - Молодцы, с этим испытанием вы справились, теперь давайте прочтём эти басни по ролям, за что вы сможете заработать ещё 4б.

Учитель раздаёт тексты басен "Квартет", "Стрекоза и Муравей", "Кукушка и Петух" в течение 5 минут дети работают с текстом и представляют чтение по ролям той басни, которая им досталась.

5 конкурс "Чёрный ящик"

Уч. - 5 конкурс самый загадочный, он называется "Чёрный ящик". Его условия следующие, в ящике лежат предметы из басен. Вам потребуется назвать басню, за это вы можете заработать 3б, вспомнить её мораль-3б, а прочитав эту басню наизусть, вы заработаете ещё 4б. Итого 10б.

Представители команд выходят к "Чёрному ящику", вытягивают предметы и совместно с командой выполняют задание.

(В ящике лежат: очки, зеркало, виноград)

Учитель может после ответа ребят процитировать мораль из текста.

К несчастью так бывает и людей:
Как не полезна вещь,- цены не зная ей,
Невежда про неё свой толк всё к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он её ещё и гонит.
"Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться"
"Ну, что ж!
На взгляд-то он хорош,
Да зелен- ягодки нет зрелой:
Тотчас оскомину набьёшь"

Уч. - Перед последним конкурсом необходимо знать счёт и поэтому послушаем жюри.

Жюри зачитывает результаты перед финальным конкурсом.

Уч.- Мы приблизились к самому творческому конкурсу "Баснописцы", в котором вы попробуете себя в роли поэта- баснописца. Это сложно, поэтому вам даны опорные слова, а вам необходимо вставить слова, чтобы получилась басня. За этот конкурс вы можете заработать 10б.

Ребята получают карточки с опорными словами (см. приложение №5), работают 5минут и зачитывают получившиеся отрывки.

Уч. -Мы сегодня поработали на славу, каждый из вас уже стал победителем, знакомясь с творчеством И.А.Крылова. Басни - замечательный жанр литературы. Они дают широкое поле деятельности, их можно читать по ролям, наизусть, а ещё инсценировать. Сюрприз для нас приготовили наши ребята.

Ребята инсценируют басню "Ворона и Лисица"

Подведение итогов. Жюри оглашает результаты соревнований.

Уч. - И.А.Крылов очень любил людей, он не высмеивал людей, он смеялся над их пороками, он хотел, чтобы люди были лучше. Я надеюсь, что после этого урока у вас возникнет желание продолжить знакомство с творчеством И.А.Крылова, в нашей библиотеке вы можете взять книги, представленные на выставке.

Приложения.