Классный час "Храни меня от бед, семья моя". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель: развитие ценностного отношения к семье и её традициям.

Задачи: формировать представление о роли семьи в жизни человека; развивать чувство гордости за свою принадлежность к семье, уважительное отношение к членам семьи.

Оборудование: компьютер, магнитофон, костюмы для феи и детей с Голубой планеты.

Ход классного часа

Звучат фанфары, и на сцену выходит фея в ярком и нарядном платье. Она подходит к дереву жизни и внимательно его рассматривает. В это время на сцену выбегают мальчик и девочка, взявшись за руки. Они подбегают к дереву, рассматривают его и видят фею.

Мальчик и девочка. Ой, здравствуйте!

Фея. Здравствуйте, дети! Вы тоже пришли на такой важный праздник?

Мальчик и девочка. А о каком празднике вы говорите, уважаемая фея?

Фея. О празднике семьи.

Мальчик и девочка. Семья? А что это такое - семья? Мы живем на Голубой Планете и такое слово слышим впервые.

Фея. Мне вас жаль, дети Голубой планеты. Вы не знаете, что означает семья. Может, вам помогут ребята Планеты Земля? Но прежде я расскажу вам одну сказку:

(Звучит музыка к песне " Маленький принц".)

Давным-давно, много веков тому назад, так много звезд на небе, как теперь, не было. В ясную ночь можно было видеть только одну звездочку, свет которой был то ярким, то очень тусклым. Однажды Луна спросила у Звездочки: "Звездочка, почему твой свет такой разный: то яркий, указывающий дорогу даже ночью; то тусклый и незаметный"?

Звездочка долго молчала, а потом, вздохнув, ответила: "Свет мой становится тусклым тогда, когда мне одиноко. Ведь рядом со мной нет ни одной звездочки, похожей на меня. А так хочется видеть и слышать кого-то рядом с собой!

"А в какие ночи твой свет становится ярким?" - спросила Луна.

"Мой свет становится ярким тогда, когда я вижу спешащих странников. Мне всегда было интересно узнать, что их так манит в дороге, куда они так спешат"?

"Ты узнала тайну спешащих странников"? - спросила Луна.

"Да, - ответила Звездочка. - Однажды я задала этот вопрос страннику, который был долгое время в дороге. Он выглядел изможденным и очень усталым от долгого пути, каждый шаг давался ему с большим трудом, но глаза..."

"А какими были его глаза?" - недоуменно спросила Луна.

"Они светились в темноте от счастья и радости" - ответила, тяжело вздохнув, звездочка и продолжила. - Чему ты радуешься, странник"?

И он ответил: "Замерзая в снегу, голодая без куска хлеба, задыхаясь от жары, я шагал вперед, преодолевая все преграды, потому что знал: дома меня ждет тепло и уют, забота и сердечность моей семьи - жены, детей, внуков. Ради их счастливых глаз я готов совершить даже невозможное". Звездочка замолчала, а затем ответила: "Вот с той самой поры я и стараюсь дарить как можно больше света тем путникам, которые несут счастье в свой дом, в свою семью".

Луна посмотрела на Звездочку и спросила: "Моя маленькая помощница! А ты хотела бы иметь свою семью, любящих людей, которые бы помогали тебе делать людей счастливыми"?

"А разве это возможно"? - с надеждой спросила Звездочка.

Луна, не говоря больше ни слова, махнула рукавом своего золотого одеяния, и в тот же миг на небе засияли тысячи новых звезд, которые мигали своим неповторимым мерцающим светом маленькой звездочке, как будто говорили: "Мы рядом, мы здесь, дорогая, мы теперь - одна Семья"!

Учитель. Ребята, почему звёздочка была такой грустной?

Вам понравилась сказка, дети Голубой Планеты?

Дети. Да! Но мы хотели бы поподробнее узнать, что же такое семья.

Фея. Садитесь, пожалуйста, и внимательно слушайте! А наши ребята попробуют вам рассказать, что значит для них слово "семья".

Учащиеся читают стихи.

Когда родилась наша дружная семья,
Рядом с папой и мамой не было меня.
Часто я смотрю на фото их красивое,
И немножко злюсь, и чуть-чуть завидую.

Спрашиваю папу: "Где я был тогда"?
Отвечает папа: " Не было тебя "!
Как же может быть такое, чтобы без меня
Родилась такая дружная счастливая семья?

Я так люблю, когда луна глядит в окошко,
И сказки тихо бродят по углам.
А рядом мама держит за ладошку,
И гладит мои волосы слегка.

Сегодня в доме выходной,
Сегодня - воскресенье.
Мы с папой на кухне колдуем вдвоем,
Для мамы печем печенье.

Мы стол накрываем и ставим цветы,
Печенье кладем на блюдо.
Мы маме подарим любовь и букет,
И с мамой помоем посуду.

Мой папа любит в дневнике
Красиво расписаться,
А с двойками, что ставят мне,
Он разрешает маме разбираться.

Сегодня праздник у меня,
Сегодня день рождения!
Придет поздравить вся семья,
Готовим угощенье!

Две бабушки мои придут
И два солидных деда,
Рассказы слушать их люблю
Про светлый день Победы!

Придет любимая сестра
С племянницей-малышкой.
И с важным видом буду ей
Показывать я книжки.

Сегодня очень счастлив я!
Я жду тебя, моя семья!

Учитель. Семья. Что обозначает это слово? Кого мы называем членами семьи?

У каждой семьи есть своя история, своя родословная, которую принято представлять в виде дерева. Его называют генеалогическое дерево или древо жизни. В самом слове "древо" чувствуется его древнее происхождение. А почему именно дерево? Да потому что дереву всегда поклонялись наши предки. Дерево символ жизни. Дерево связует три мира. Корни - подземный мир (прошлое), ствол - жизнь на земле (настоящее), ветки - небесный мир (будущее). Каждый человек должен знать свою родословную. Человека, знающего свою родословную, называют благородным.

- Кто из вас может рассказать, кого из родоначальников вашей семьи вы знаете?

(Дети рассказывают о своих прабабушках и прадедушках. Показ слайдов)

Учитель. Чувствуется, что вы знаете свою родословную и гордитесь своими прабабушками и прадедушками.

Учитель. Почему люди живут семьями? Может быть, легче было бы жить по одному?

(В семье все заботятся друг о друге, во время болезни помогут, распределяются дела, если беда или просто плохое настроение, то семья поддержит и поможет)

Учитель. Игра. Продолжите предложение "Если бы моя семья оказалась на необитаемом острове, я бы распределил обязанности так.........

Учитель. А если бы человек оказался на острове один, какие опасности его подстерегают? (Погас костёр, разрушится жилище, если заболеет некому помочь, одиночество)

Вывод: поддержка и взаимопомощь в семье сохраняет здоровье её членов, даёт ощущение мира и покоя.

Учитель. В народе всегда славилась дружная семья. Это отложилось в исторической памяти народа в виде пословиц и поговорок. Прочитайте пословицы. Как вы их понимаете?

"В гостях хорошо, а дома лучше". (В гостях хорошо, но дома спокойнее, всё своё)

"Дома и стены помогают". (Если у человека проблемы, их легче решитъ в своей семье, могут помочь друзья)

"Один в поле не воин". (Работу легче сделать всем вместе, чем одному.)

"Нашла коса на камень". (Когда не могут уступить друг другу, не могут договориться)

"Дружба да лад - в семье клад". (Хорошие отношения сохраняют здоровье, а здоровье не купишь ни за какие деньги, даже, если ты нашёл клад.)

Учитель. Всегда ли в семье царит лад и от чего это зависит? Прослушайте стихотворение, которое подскажет вам ответ на мой вопрос.

Стоит небольшой старинный
Дом над зеленым бугром.
У входа висит колокольчик,
Украшенный серебром.
И если ты ласково, тихо
В него позвонишь, то поверь,
Что в доме проснется старушка,
Седая-седая старушка,
И сразу откроет дверь.
Старушка приветливо скажет:
- Входи, не стесняйся, дружок.
На стол самовар поставит.
В печи испечет пирожок.
И будет с тобою вместе
Чаек распивать дотемна.
И старую добрую сказку
Расскажет тебе она.
Но если, но если, но если
Ты в этот уютный дом
Начнешь кулаком стучаться,
Поднимая трезвон и гром,
То выйдет Баба Яга,
И не слыхать тебе сказки,
И не видать пирога.

Учитель. Как же нужно приходить в дом, в семью? (С любовью, с добром, с хорошим настроением)

Почему же во втором случае к ребёнку вместо доброй старушки вышла "Баба Яга"?

Вывод: результат общения зависит от характера поведения.

Учитель. Кого называют хранительницей очага? (Маму). Ребята расскажите, что для вас значит слово "мама". Кто она для вас? Какая она? (Друг, заботливая няня, ласковая, добрая)

В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час,
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда спросишь ты,
В доме столько доброты,
Что от этой доброты
Приживаются цветы.
Рыбки, ёжики, птенцы?
Я отвечу тебе прямо:
Это - мама, мама, мама!

Учитель. Мама. В этом слове всё - и доброта, и нежность. Это слово дорого для любого человека. Поэтому не могла не родиться такая песня.

(Поём куплет песни " Мама")

Учитель. Ребята, вы очень хорошо знаете роль папы в семье, роль мамы. И, наверное, каждый из вас старается походить на своих родителей, подмечая у них только самое хорошее. Сейчас мальчики расскажут нам, какими они будут папами.

Когда я буду взрослым,
Я буду очень грозным
И скажут мои детки:
"Нельзя ли погулять?"
"А час какой? Девятый?
Пожалуй, поздновато,
А ну, скажу, ребята,
Сейчас же марш в кровать!"
Когда я буду взрослым,
Я буду очень грозным.
И скажут мои детки:
"Нельзя ли поиграть?"
Скажу: "Весь день играли?
Коробку поломали?
Катушку потеряли?
Сейчас же марш в кровать!"

Учитель. У некоторых из вас есть братишки и сестрёнки. Как у вас складываются с ними отношения? (2-3 рассказа детей). Иногда случаются сложные ситуации, из которых нужно найти выход. Вот одна из них.

За кота и за юлу
Брат опять стоит в углу.
Плачет Леночка всерьез:
Жалко братика до слез.
Горько плакала сначала,
Вдруг затихла, замолчала.
Лена плакать перестала...
Рядом с братом
В угол встала.

Учитель. Почему так поступила девочка? А вы как в таких ситуациях поступаете?

Учитель. Вы говорили, что в семье должна быть взаимопомощь. Часто вся тяжесть заботы о семье ложится на плечи мамы. На помощь в дружной семье приходят все члены семьи, в том числе и вы. Как вы ей помогаете?

(Рассказы детей)

Об одном помощнике вам хотят рассказать ребята.

Мама уходит, спешит в магазин.
"Лемеле, ты остаешься один".
Мама сказала:
"Ты мне услужи:
Вымой тарелки, сестру уложи.
Дрова наколоть не забудь, мой сынок,
Поймай петуха и запри на замок".
Сестренка, тарелки, петух и дрова,..
У Лемеле только одна голова!
Схватил он сестренку
И запер в сарай.
Сказал он сестренке:
"Ты здесь поиграй".
Дрова он усердно помыл кипятком,
Четыре тарелки разбил молотком.
Но долго пришлось с петухом воевать:
Ему не хотелось ложиться в кровать.

Учитель. Как вы думаете, почему так произошло?

Заключение. Давайте подведём итоги нашего занятия.

Что же хранит нас от разных бед? (Семья)

Что помогает семье быть дружной, сильной? (Ответы детей)

(Любовь, доброта, взаимопонимание, взаимопомощь)

Учитель. Есть такое выражение "Береги честь фамилии". "Фамилия" в переводе с немецкого языка означает семья. И оно справедливо, потому что каждое поколение должно приумножать добрые дела своих предков.