1. Патриотическое и духовно - нравственное воспитание.
Патриотизм - это синтез духовно - нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры, своей земли. Важно, чтобы ребёнок уже с дошкольного возраста начал осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины и чувствовал ответственность за них. Какой бы творчески и интеллектуально одарённой ни была личность, проявление в ней любви и уважения к своей стране и национальной культуре делает эту личность ярче, богаче и самобытнее.
Гражданское образование было направлено на:
- осознание учащимися как нравственной ценности своей причастности к судьбе России, её историческому прошлому, настоящему и будущему;
- сохранение национальной культуры, традиций и обычаев народов, населяющих Россию;
- усвоение и использование своих гражданских прав, выполнение гражданских обязанностей;
- формирование осознанного отношения к политике государства, формирование политической грамотности, выражающейся в наличии у школьников знания истории, сущности различных политических движений, умение ориентироваться в системе политических взглядов и отношений;
- развитие демократической культуры в системе ученического самоуправления и деятельности детских и молодёжных объединений;
- формирование умения выражать своё отношение к миру, к людям, к себе;
- формирование умений и навыков знакомства с лучшими образцами культуры, искусства своего народа, нации;
- формирование экологического мировоззрения, базирующегося на принципиально иной системе жизненных ценностей, экологической этики, экологической грамотности, экологической культуры.
"Созидается общество началами нравственности", - говорил Ф.М.Достоевский. Нравственность наряду с правом является одним из основных регуляторов социального поведения.
Основной целью нравственного воспитания является формирование личности устремлённой к добру.
Для этого в школе решался комплекс задач:
- формирование нравственного сознания;
- поддержание процесса формирования нравственных убеждений, ценностей, определяющих стойкое позитивное отношение к добру и негативное отношение к злу;
- создание условий для формирования нравственных привычек и нравственных черт характера - честности, мужества, трудолюбия, альтруизма и т.д.
Для решения этих задач использовались следующие средства:
- изучение Конвенции о правах человека и правах ребёнка (круглые столы, дискуссии, интеллектуальные игры, беседы, стенды в реакриациях, правовая викторина для учащихся 1- 4, 5 -11 кл., конкурс рисунков "Права глазами детей" для 1-4, 5-11кл.);
- изучение истории и культуры через учебный процесс (уроки истории, обществознания, экологии, МХК, литературы);
- изучение государственной, областной и районной символики и атрибутики (правовой стенд, неделя обществознания: игра "Правовой аукцион", тематические классные часы);
- школьный музей и кружок "Поиск" (экскурсии об истории села и школы, о выпускниках школы, о ветеранах ВОВ и труда для воспитанников ДОУ и учащихся 1 - 11 классов);
- сбор материалов о воинах - отличниках боевой подготовки, участие в благоустройстве братских могил и захоронений;
- неделя военно - патриотической работы (КВН "Наши Защитники" для учащихся 2-4кл, конкурс рисунков -1-11кл, заочная викторина "Я гражданин России" 1-4кл, заочная викторина "Полководцы и герои Великой Отечественной войны" - 5-11кл, соревнование по стрельбе), мероприятия, посвящённые Дню защитника Отечества (биатлон - 7-11кл, дартс - 2-11кл., перетягивание каната - 5-10кл., шашечный турнир - 1-6кл.),
- неделя Памяти к дню Победы (акция "Примите наши поздравления", участие в митинге, внеклассное мероприятие для учащихся 1-6кл "Великая Отечественная:", внеклассное мероприятие для учащихся 7-8 кл. "Песни и стихи о Великой Отечественной войне", познавательная игра "Дни великой Славы" для учащихся 9а, 9б кл., для учащихся 1-11кл:конкурс творческих работ, марафон по селу, выставка книг, наглядного материала, конкурсная программа "Тёркин 2009" для учащихся 8-11кл.), туристические походы;
- пополнение летописи школы и села, составление родословной;
- включение учащихся в экологические акции по сохранению чистоты и благоустройства школьной территории и территории села, закреплённой за школой;
- участие в работе международного фонда защиты животных IFAW: сбор подписей под петицией о сокращении использования пластиковых пакетов; акция "Собери пластиковый мусор", Неделя в защиту животных, "Живой океан в твоих руках"
- показ достижений и успехов России в области космоса (мероприятия к дню космонавтики), спорта, медицины (выпуск тематических газет);
- посещение Парка Победы;
- заочное путешествие в краеведческий музей г. Саратова;
- вовлечение учащихся в различные виды социально значимой деятельности (реализация социальных проектов: "Подарок своими руками", "Мастерская Деда Мороза и Снегурочки", "Помоги книге", "Деревенька моя" и акций: "Помоги ближнему", "Ты не одинок");
- участие в народных праздниках (Масленица, день села);
- индивидуальные и коллективные творческие работы детей (макеты школы будущего, макеты села, домов).
2. Правовое просвещение.
К.Д. Ушинский писал: "Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа". Это справедливо и применительно к правоведению, к изучению отечественного права. Опора на гражданское воспитание - залог успешного воспитания подрастающего поколения. Поэтому целью гражданского воспитания в школе является формирование правовых знаний, правил поведения в обществе, так как каждый ребёнок находится в социуме.
Предупреждение несчастных случаев с детьми:
- Общешкольная линейка "Как вести себя с незнакомыми людьми"
- Общешкольная линейка "Где может подстерегать опасность"
- Классные часы "Как себя защитить от опасности"
- Классные часы "Если к тебе подошёл незнакомец"
- Классные часы "Физическое и психическое насилие над человеком"
- Выпуск общешкольной газеты "Где тебя может подстерегать опасность"
Предупреждение несчастных случаев на водоёмах
- Общешкольная линейка "Правила поведения на воде"
- Общешкольная линейка "Правила поведения на воде"
- Выпуск общешкольной газеты "Это должен знать каждый"
- Инструктаж учащихся школы по поведению на воде в период зимних каникул
- Общешкольная линейка "Моя безопасность"
Месячник безопасности детей
- Обновление стендов по ГО и ЧС, пожарной безопасности и противодействию терроризму.
- Инструктаж учащихся "Действия по сигналам: пожар в школе, разлив ртути, выброс аммиака, теракт, эвакуация в безопасное место"
- Заочная викторина по тематике ОБЖ и ГО
- Конкурс рисунков "Безопасное поведение на дорогах"
- Практическая отработка действий учащихся по сигналу: пожар в школе
Месячник по профилактике табакокурения
- Акция "Класс свободный от курения"
- Классный час "Табак - наш враг"
- Классный час "Курить - здоровью вредить"
- Выпуск буклетов "Я сегодня бросил курить" и их распространение среди учащихся школы
- Выпуск листовок "Курение - это яд" и их распространение среди учащихся школы
- Классный час "Мы за здоровый образ жизни"
- Беседа для девочек 8-11 классов "Здоровье и курение"
- Общешкольная тематическая линейка, посвящённая Международному дню отказа от курения.
3. Неделя обществознания.
Правовая заочная викторина
Конкурс рисунков "Права глазами детей"
Игра "Правовой аукцион"
День борьбы со СПИДом
Круглый стол "Вич - скрытая угроза"
Классные часы "День борьбы со СПИДом"
Профилактика табакокурения и употребления алкогольных напитков
Индивидуальные беседы с учащимися, замеченными в употреблении табака
Беседы с родителями, чьи дети употребляют табак
Просмотр фильма о вреде курения, употребления алкогольных напитков и его обсуждение
Родительское собрание: об ответственности за курение табака и употребление алкоголя
Классный час "Что человеку приносит вред" /влияние на организм табака и алкогольных напитков; ответственность учащихся и их родителей за табакокурение на территории школы
Общешкольная линейка "Здоровый образ жизни"
Рейды по школе по выявлению учащихся - курильщиков
Круглый стол "Здоровый образ жизни"
Просмотр фильма о вредных привычках с последующим обсуждением
Центр социально - психологической помощи молодёжи "Молодёжь плюс"
Программа "Молодёжь и право" - 9б кл., Егорова ЕВ
Семейное право. Права несовершеннолетних в семье.
Конвенция по правам человека
Уголовное и административное право. Правовая ответственность несовершеннолетних.
Уголовное и административное право. Наркотики и уголовная ответственность.
Закон "О защите прав потребителей"
Уголовное и административное право. Действия. Ответственность. Поступки.
Избирательное право "Я на выбору пойду, пусть меня научат"
Тренинговые занятия с учащимися - 10,11кл, Гаврилова А.Д.
Звёздные войны / установление комфортных взаимоотношений в коллективе
Планета людей / формирование отношений между полами в подростковой среде
Как быть личностью / профилактика кризисных ситуаций в подростковой среде
Как быть с эмоциями / профилактика кризисных ситуаций в подростковой среде
Как быть уверенным в себе / профилактика кризисных ситуаций в подростковой среде
Мафия /психологическая и средовая игра на сплочение коллектива
Кораблекрушение / психологическая и средовая игра на сплочение коллектива
Тренинговые занятия с учащимися - 8акл, Гаврилова А.Д.
Профилактика кризисных ситуаций в подростковой среде
4. Открытые уроки и внеклассные мероприятия
Система ценностей. Формирование ценностных установок личности - урок обществознания в 10 кл.
Ток - шоу "Я выбираю:" - для учащихся 8 - 11кл.
Приключения в лесу и не только: - классный час в 5 кл.
Семинарское занятие "Что такое "Тревожность" - для учащихся 8бкл.
В школьном правовом воспитании стараемся использовать такую педагогическую технологию, которая отвечает потребностям самого ученика, общества и учитывает закономерности формирования правового сознания. А это деятельностный подход к изучению права.
Формирование здорового образа жизни
Здоровье сегодня выступает как мера качества жизни, здоровье нации - это конечный результат политики государства.
По определению Всемирной организации здравоохранения, "Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов".
Поэтому деятельность всего педагогического коллектива была направлена на организацию здоровьесберегающего процесса по следующим направлениям:
Организация здоровьесберегающего процесса:
Обновление и пополнение нормативно - правовой базы школы (СанПиН, здоровьесберегающие технологии и программы, рекомендованные на федеральном и региональном уровнях).
Обеспечение соблюдения санитарно - гигиенических норм при организации образовательного процесса, норм по охране труда и технике безопасности (инструктажи при проведении массовых мероприятий, походок, поездок в г. Саратов, во время работы на пришкольном участке).
Обеспечение здоровьесберегающего режима работы школы (расписание занятий, 10-ти дневное меню, проветривание помещений, влажная уборка, дежурство по школе учащихся).
Обеспечение оптимального режима двигательной активности учащихся (динамические перемены и паузы на уроках, третий урок физической культуры, спортивные секции для всех возрастных групп).
Разработка комплекса мероприятий по выявлению уровня физического и психического здоровья обучающихся (разработка дней диагностики, регулирования и коррекции, методики для изучения процесса и результатов развития личности учащегося, диагностики сформированности коллектива, для исследования удовлетворённости педагогов, учащихся и родителей организацией воспитательного процесса и жизнедеятельностью в школе, материалы для оценки состояния здоровья и напряжённости учебного процесса, организации учебного процесса, учебной и внеучебной нагрузки, режима дня по 20 пунктам).
Обновление банка данных о заболеваемости учеников, анализ заболеваний и их динамика.
Составление социальных карт по классам, составление списков: учащихся группы риска, семей СОП, многодетных семей, малообеспеченных семей, неполных семей, детей на "Д" учёте.
Диспансеризация учащихся школы.
Учёт посещаемости учащихся школы.
Обеспечение готовности школьных помещений, систем отопления для работы в зимний период.
Обеспечение соблюдения правил пожарной безопасности в школе и проведение эвакуаций.
Организация ремонта учебных кабинетов.
Рейды по проверке внешнего вида учащихся, по сохранности библиотечных учебников.
Оформление стендов по ОБЖ (действия при пожаре, при теракте, при наводнении, техногенных катаклизмах, поведение на дорогах).
Оформление листков здоровья в классных журналах.
Обеспечение учащихся ГПД и школы из социально - незащищённых семей бесплатными завтраками и обедами.
Инструктивно - методическая и учебно - воспитательная работа с обучающимися, их родителями и учителями
Проведение вводного инструктажа по правилам ТБ, пожарной безопасности и охране труда.
Озеленение классных комнат, реакриаций и территории школы.
Обеспечение соблюдения требований к объёмам домашних заданий.
Классные часы по правилам дорожного движения, встречи с представителями ГИБДД.
Проведение семинаров специалистами центра "Молодёжь плюс".
Соблюдение правил ТБ и пожарной безопасности во время проведения новогодних мероприятий и на каникулах.
Оформление сменного стенда "Методы оздоровления детей в домашних условиях"
Конкурс плакатов "Мы выбираем жизнь".
Проведение школьной спартакиады (сентябрь - осенний кросс, октябрь - велокросс, ноябрь - соревнования по волейболу, пионерболу, декабрь - соревнования по баскетболу, январь - настольный теннис, февраль - неделя, посвящённая дню Защитника Отечества, март - соревнования по гимнастике, апрель - неделя здоровья, май - легкоатлетический пробег, посвящённый Дню Победы).
Оздоровительно - профилактическая работа
Работа по пропаганде здорового образа жизни среди учащихся (месячник по профилактике табакокурения: тематическая общешкольная линейка, классные часы: Курение - занятие для дураков - 8кл., Здоровый образ жизни - 6акл., Здоровье - это не просто отсутствие болезней - 8кл., В здоровом теле - здоровый дух - 6б кл.; выпуск и распространения учащимися 6бкл буклетов, учащимися 9б кл мини-плакатов, беседа для девушек 8-11классов "О вреде курения для женского организма" проведённая учащимися 9б класса, выпуск буклета и его распространение среди учащихся "Я сегодня бросил курить" учащимся 10 кл; день борьбы со СПИДом: круглый стол "Вич - скрытая угроза" для учащихся 8 - 10классов).
Оказание социальной поддержки детям и подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Проведение месячника по очистке и благоустройству школьной территории.
Проведения Дня бегуна для учащихся 1-11 классов.
Проведение надели здоровья (день рекордов - 1-4кл, Азы безопасности - разгадывание ребусов, 1-11кл, олимпиада по физической культуре - 7-8кл., 9а,9бкл, соревнования по Дартсу - 1-4кл, соревнования по волейболу - 5-6кл, весёлые старты - 1-4кл., спортивно-интеллектуальная игра "Всё о здоровье" - 5-8кл, игра-викторина "Если хочешь быть здоров" - 1-4кл, ток-шоу "В поисках истины").
Соблюдение санитарно - гигиенических требований на уроках, профилактика у учащихся близорукости и сколиоза, режим проветривания кабинетов на переменах
Проведение медосмотра педагогов школы.
Обучение школьников эффективным поведенческим стратегиям: умению разрешать проблемы, эффективно общаться, владеть своими эмоциями.
Витаминотерапия в весенний период.
Работа летнего оздоровительного лагеря при школе с дневным пребыванием детей.
Организация отдыха детей в летний период.
Проведение однодневных походов с детьми.
Работа спортивных секций.
Использование на уроках и во внеурочной деятельности здоровьесберегающих технологий.
Методическая работа
Заседания МО для учителей, участвующих в экспериментальной работе по внедрению здоровьесберегающих технологий.
Круглые столы по обмену опытом в разработке эффективных форм и методов работы, направленных на оздоровление учащихся.
Заседания ШМО классных руководителей по подведению итогов по здоровьесберегающим технологиям и программам.
Рекомендации по проведению классных часов и родительских собраний, направленных на оздоровление учащихся.
Родительские собрания, посвящённые пропаганде здорового образа жизни (Режим дня, Семья - здоровый образ жизни, Здоровый образ жизни подростка).
Районный семинар директоров школ и ЗД по учебно-воспитательной работе -26.11.08г. - по теме "Здоровьесбережение в общеобразовательном учреждении" с использованием мультимедиа (Фадеева НН):
Визитная карточка школы (директор школы - Павлова Н.Б.)
Реализация здоровьесберегающих технологий в школе (ЗД по УВР - Бирюкова Р.П.)
Фрагменты уроков и внеклассных мероприятий:
- "Гимнастика" в 6бкл - урок физической культуры (Логутов М.В.);
- "Сказки авторские и народные" во 2кл. - урок литературного чтения (МухинаОА);
- "Молодость и здоровье - нам с бабулей подспорье" в 4кл. - внеклассная конкурсная программа (Николаева М.Е.);
- "Приключения в лесу и не только:" в 5кл. - классный час (Иванова ТП); "Система ценностей. Формирование ценностных установок личности" в 10кл. - урок обществознания (Сидорова Е.А.);
- Проектная деятельность как способ актуализации знаний (Воробьёва ГВ)
- Выставка рисунков: Поговорим о:. правильном питании, спорте, режиме дня, вреде веществ (Николаева М.Е., Фадеева НН)
- РМО социальных педагогов и психологов
- Практическое занятие по преодолению школьной тревожности "Поверь в себя" с учащимися 5 класса (Веремеева ОА)
- Использование зоровьесберегающих технологий в работе социального педагога (Кумарина АГ)
- Использование зоровьесберегающих программ, технологий и методик в работе учителя (Фадеева Н.Н.)
- Распространение буклета "Детская тревожность"