Программа "Здоровье"

Разделы: Администрирование школы


ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: создать условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся, сформировать у родителей и учащихся ответственные взгляды и убеждения в отношении сохранения собственного здоровья.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

  • Формирование у учащихся культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья.
  • Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс.
  • Организация системы профилактической работы по предупреждению детского травматизма и вредных привычек, снижению количества заболеваний учащихся школы.
  • Формирование положительного отношения к занятиям физической культурой и спортом.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ: весь период обучения ребенка в школе.

ФОРМЫ РАБОТЫ:

  • собрания педагогов по вопросам сохранения здоровья участников образовательного процесса;
  • беседы по тематике здоровья;
  • встречи с медицинскими работниками, специалистами, индивидуальные и групповые консультации по вопросам здоровья;
  • предметные встречи и мероприятия (классные часы, викторины, праздники);
  • спортивные соревнования, праздники, кружки, секции;
  • походы, дни и недели здоровья, экскурсии.

УЧАСТНИКИ ПРОГРАММЫ:

  • администрация школы;
  • социальный педагог;
  • педагог - психолог;
  • педагог - организатор (старшая вожатая);
  • классные руководители;
  • учителя - предметники;
  • медицинский работник школы, работники медицинских учреждений;
  • учащиеся;
  • родители;
  • представители общественных организаций.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И СОТРУДНИЧЕСТВО:

  • с медицинским работником и медицинскими учреждениями города с целью изучения состояния физического здоровья учащихся и проведения просветительской работы с учащимися, их родителями и педагогами;
  • с социальным педагогом школы с целью создания банка данных о социально неблагополучных семьях и обеспечения поддержки детей из таких семей;
  • с педагогом - психологом с целью раннего выявления учащихся с интеллектуальными, эмоционально-личностными сложностями, влияющими на обучение и здоровье;
  • с родителями, учащимися, классными руководителями и учителями - предметниками с целью организации мероприятий по профилактике заболеваний, вредных привычек, детского травматизма в школе и на улице;
  • с представителями благотворительных и общественных организаций с целью обеспечения питанием, одеждой и обувью учащихся с ослабленным здоровьем и из малообеспеченных семей.

Работа администрации:

  • общее руководство разработкой и реализацией программы;
  • организация работы и контроль социального педагога, педагога - психолога, педагога - организатора (старшей вожатой), классного руководителя, учителя - предметника и медицинского работника школы;
  • привлечение специалистов внешкольных организаций.

Работа социального педагога:

  • организация питания;
  • работа с социально неблагополучными семьями и учащимися из этих семей;
  • развивающие занятия по социальной адаптации учащихся.

Работа педагога - психолога:

  • диагностика учащихся;
  • коррекционно - развивающиеся занятия с учащимися;
  • психологическое просвещение учащихся, родителей и педагогического коллектива.

Работа преподавателя - организатора ОБЖ:

  • организация классных часов и мероприятий по экстремальным ситуациям.

Работа классного руководителя и учителя- предметника:

  • проведение классных часов по профилактике дорожно - транспортного, школьного и бытового травматизма, по поведению учащихся в экстремальных ситуациях;
  • проведение тематических классных часов;
  • проведение внеклассных мероприятия в рамках программы "Здоровье";
  • оздоровительные мероприятия;
  • работа спортивных кружков и секций;
  • преподавание на уроках биологии, физической культуры, ОБЖ, технологии, окружающего мира основ личной гигиены и здорового образа жизни;
  • проведение динамических пауз и профилактической гимнастики для глаз на уроках.

Работа медицинского работника школы:

  • участие в проведении медицинских осмотров учащихся школы;
  • определение уровня физического здоровья учащихся;
  • выявление учащихся специальной медицинской группы;
  • осмотр санитарно - гигиенического состояния кабинетов и пищеблока школы;
  • организация помощи специалистов медицинских учреждений.

Работа с родителями:

  • организация и проведение профилактической работы;
  • организация встреч родителей с представителями правоохранительных органов, работниками ГИБДД, медицинскими работниками и т.д;
  • привлечение родителей к участию в общешкольных мероприятиях.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  • Снижение количества наиболее часто встречающихся в школьном возрасте заболеваний.
  • Снижение поведенческих рисков, представляющих опасность для здоровья учащихся.
  • Уменьшение количества детей, употребляющих табак, алкоголь.
  • Стимулирование внимания учащихся и их родителей к вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной активности.

ОТСЛЕЖИВАНИЕ ПРОИСХОДЯЩИХ ИЗМЕНЕНИЙ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ:

  • Сравнительная характеристика статистических данных заболеваний всех учащихся, предоставленных детской поликлиникой № 4 г. Северодвинска за последние три года.
  • Сравнительная характеристика статистических данных по простудным заболеваниям и травматизму всех учащихся, предоставленных медработником школы.
  • Анализ результатов состояния здоровья, представленных классными руководителями, учителями - предметниками (биология, физкультура, социальный педагог, педагог - психолог), их наблюдения и оценки.
  • Анализ результатов, представленных родителями учащихся. Хорошее знание своих детей способствует оценке даже незначительных сдвигов в их состоянии здоровья.
  • Анализ результатов полученных от самих учащихся, путем их тестирования, анкетирования и опроса.

Примерный перечень тестов и анкет:

Вредные привычки:

"Я курю тогда, когда:" - анкета для родителей и детей;

"Незаконченное предложение" - тест для учащихся;

"Отношение к проблеме курения" - анкета для учащихся.

Тест - анкета для самооценки учащимися и их родителями факторов риска ухудшения здоровья.

Тест - анкета для самооценки учащимися изменений своего состояния здоровья.

Тест - анкета "Изменение в образе жизни и состоянии здоровья учащихся" - для социального педагога и классных руководителей.

Комплексная анкета школьника - старшеклассника.

Анкета по самооценке здоровья учащимися.

Анкета "Нравственные ценности".

Тесты психолога.

Список использованной литературы

  1. Взаимодействие школы и семьи ( педагогический всеобуч)\ Авт.-сост. С.А.Цабыбин. - Волгоград: Учитель, 2005.
  2. Маюров А.Н., Маюрова Я.А. Уроки культуры здоровья. Табачный туман обмана. Учебное пособие для ученика и учителя. 7-11 классы. Кн.2. М.: Педагогическое общество России, 2004.
  3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. - М.: АРКТИ, 2003.
  4. Требования к содержанию и оформлению образовательных программ
  5. Дополнительного образования детей. Журнал "Практика административной работы в школе" № 2 2004, стр.41
  6. Экология Архангельской области Учебное пособие для учащихся 9-11 классов общеобразовательной школы \ под ред. А.Е.Баталова,
  7. Л.В. Морозовой. - М. : Изд - во МГУ, 2004.

Приложение.