Методы, используемые на уроке: объяснительно - иллюстративный, частично-поисковый.
Цели урока:
- Воспитывать внимательное отношение к окружающему миру; умение удивляться и смотреть на мир по-новому; через восприятие собственного "Я" уважительное отношение к себе как к неповторимой личности на Земле, а значит и к другим, гордиться успехами русских ученых-исследователей.
- Развивать память, воображение детей, учить их владеть основными мыслительными операциями (анализ, сравнение, поиск), устанавливать причинно-следственные связи.
Содержание и планируемые результаты обучения:
Содержание учебного материала. | Опорные знания и умения. | Планируемые результаты. | |
Численность населения земли. Основные расы. Равенство рас. | Происхождение человека: вклад народов Востока и Средиземноморья в развитие научных знаний и искусства. (история древнего мира 6 класс) | Знания. | Умения. |
Знать численность населения земли (как факт); представление о расах внешних признаках, равенство рас. | Продолжить формировать общеучебные умения и навыки. (работа с текстом учебника.) |
Оборудование : физическая карта полушарий. План урока :
Вступительное слово. Легенда.
Объявляю тему урока, цели.
Объяснение нового материала.
Работа с учебником с. 169. Сравнение. Много или мало?
Расы. Работа с таблицей.
Равенство рас. Опережающее задание. Миклухо-Маклай.
Итог урока. Домашнее задание. П. 51, 52.
ПЛАН
1. В тишине четко слышится тиканье часов.
Ребята, а что вы слышите? Что отсчитывают часы? Слышите, как быстро идет время, можно сказать, бежит и даже катится! И, двигаясь по кругу, стрелки часов начали отсчитывать время нашего урока.
"Гуляя в тенистой роще, греческий мудрец беседовал со своим учеником.
- Скажи мне, - спросил юноша, - почему тебя часто одолевают сомнения? Ты прожил долгую жизнь, умудрен опытом и учился у великих эллинов. Как же так, что и для тебя осталось столь много неясных вопросов?
В раздумье философ начертил посохом перед собой два круга: маленький и большой.
- Твои знания - это маленький круг, а мои - большой. Но все, что осталось вне этих кругов, - неизвестность. Маленький круг мало соприкасается с неизвестностью. Чем больше круг знаний, тем больше его граница с неизвестным. И впредь, чем больше ты станешь узнавать нового, тем больше будет возникать у тебя неясных вопросов."
На сегодняшнем уроке мы узнаем с вами о населении Земли, рассмотрим расовый состав, совершим путешествие на острова Новой Гвинеи, познакомимся с русским исследователем Миклухо-Маклаем. (прил.1 рис.1, рис.2) Итак, в путь!
2. На земной шаре живут сотни различных народов и народностей.
Они говорят на различных языках. Наиболее распространенными являются 10 языков мира, на которых говорит 60% всего человечества. Если основных языков 10, то наречий и диалектов очень много (в Африке, например, их около 1000, в Индии - около 200). Каждый народ имеет свои обычаи, свою национальную одежду, свои песни, свое национальное блюдо. Самая распространенная фамилия у русских - Иванов, а самая распространенная на земном шаре имеет происхождение от слова "кузнец":
- у русских - Кузнецов,
- у украинцев - Ковальчук, Коваленко ("коваль" - кузнец)
- у поляков - Ковальский, Ковалевский
- у англичан - Смит
- в Германии, Австрии - Шмидт
3. В 7 часов утра 1987 года в Югославии появился на
свет Матей Гашнар, которого условились считать
пятимиллиардным жителем Земли. Бурный рост
численности населения характерен для XX века. За
последние 50 лет число жителей Земли удвоилось.
Каждую минуту население нашей планеты
увеличивается на 150 человек, каждый день - 220
тысяч, каждый год - более чем на 80
миллионов человек. Итак, во всех странах мира
живет более 5 миллиардов человек. Много это или
мало?
4. Прочитайте в учебнике на стр. 169 последний абзац.
Работа с таблицей "Численность населения". (прил. 2) Показать динамику роста населения. Работа с картой.
5. Расы.
Что называют расами? Что называют расовыми признаками?
Люди не одинаковы по внешнему виду - по цвету кожи, глаз, по форме черепа, лица. Почему же существуют такие различия во внешнем облике представителей различных рас и почему каждой расе те или иные признаки?
- Ученые отвечают на это так: человеческие расы сформировались в результате приспособления к разным условиям окружающей среды и эти условия наложили свои отпечатки на представителей рас.
6. Работа с таблицей.
Расы | Внешние признаки | Причины отличий | Области расселения |
Существует 3 основных расы: европеоидная, монголоидная, экваториальная.
Найдите в учебнике стр. 171 описание внешнего вида рас. Почему расы имеют те или иные признаки?
7. Миклухо-Маклай Н.Н.
Сейчас мы узнаем о замечательном русском ученом Н.Н. Миклухо-Маклае, который чтобы доказать полную несостоятельность теории о существовании "низших рас", неспособность к умственному развитию, в 1870 году поселился на острове Новая Гвинея, где жили представители черной расы - папуасы.
А) Биография.
Б) Исследования М.-М..
Каково значение его исследований?
8. Итог урока.
Итак, наше время подошло к концу, мы узнали о численности населения Земли, познакомились с основными человеческими расами Земли, узнали причины отличий внешних признаком, познакомились с русским ученым Н.Н. Миклухо-Маклаем и его исследованиями, которые доказывают равенство народов всех рас.