Конспект занятия по художественной литературе в старшей группе "В поисках восьмого чуда света"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание.

Закрепить и уточнить знания детей о народных и авторских сказках, формировать умение выполнять задание в соответствии с сюжетом произведения, приобщать к работе парами, малыми группами, активизировать творческие способности детей через развивающие и интеллектуальные задания, побуждать к самостоятельному творческому поиску. Воспитывать интерес к чтению, познанию нового, бережное отношение и любовь к книге. Развивать умение формулировать аргументированные, доказательные высказывания.

Материалы и оборудование: Иллюстрации "Семь чудес света", ворота, макет "Чудо-дерево", игрушка Гном, заяц, ежик, белка, лесовичок, голубая ткань, пластины из крупного строителя, клубок ниток, книжки с произведениями К. Чуковского, наборы иллюстраций к сказкам, карточки "Герой и его тень", крупные пазлы, сумка, предметы из сказок, сундук, книги.

Ход занятия

Ребята, вы знаете что изображено на этих иллюстрациях?

Да, это произведения скульптуры и архитектуры древности - семь чудес света. Все эти памятники кроме пирамид погибли в огне пожаров, следствии стихийных бедствий. А сейчас, то чем можно удивить, чем можно любоваться и восхищаться называют восьмым чудом света.

А вы хотели бы найти восьмое чудо света?

Тогда нам предстоит нелегкое путешествие по сказочной стране. А чтобы туда попасть надо пройти в волшебные ворота, а для этого необходимо правильно ответить на мой вопрос.

О какой маленькой девочке рассказывается в сказке Г.Х.. Андерсена? (Дюймовочка)

А кто в этой сказке хотел жениться на Дюймовочке? (жук, жаба, крот)

У кого спрашивала о своей красоте королева в "Сказке о мертвой царевне и семи богатырях? (зеркальце)

Что потеряла Золушка на балу? (туфельку)

Героям какой сказки лиса помогала делить сыр? (Два жадных медвежонка)

Что снесла курочка Ряба? (яичко)

Что в сказках обычно надевают, чтобы стать невидимым? (шапка невидимка)

Куда не смогла улететь Серая шейка? (на юг)

Вот мы и в сказочной стране. Посмотрите, ребята, что это. Да, это "Чудо-дерево", а под ним сидит Гном. Он очень печальный от того, что не смог разобрать названия книжек, которые висят на чудо-дереве, они очень высоко, и Гном различил только несколько первых букв. Давайте поможем Гному, подскажем названия книг.

1. "Ай:" 4. "Пута:" 7. "Мой:"

2. "Теле:" 5. "Тара:" 8. "Кро:"

3. "Барм:" 6. "Краде:"

Замечательно! Можете ли вы мне ответить, на какие две вида делятся все сказки? (авторские и народные) А названные произведения, к какому виду относятся? (авторские)

Кто написал все эти произведения? (К. И. Чуковский)

Гном очень благодарен вам, ребята, и решил подарить волшебный клубочек, чтобы вы не заблудились в сказочной стране. Пойдемте скорее дальше, а в какую сторону, нам покажет клубочек, сматывайте ниточку.

Игра "Собери картинку".

Видите зайца, он очень печальный, потому, что на ярмарке купил картинки-сказки для своих зайчат, хотел порадовать малышей, да нечаянно уронил, а они рассыпались, помогите пожалуйста собрать. (Дети собирают картинки по типу пазлов, выполняя задание парами, называют сказку) Скорее вперед, за клубочком.

Игра "Найди тень"

Ой, посмотрите, что это, и здесь беда? Это картинки, сказочные персонажи, которые потеряли свою тень. Давайте поможем им. (Дети соединяют прямой линией сказочного персонажа с его тенью, называют сказку в которой встречается этот герой. Каждый выполняет задание индивидуально) Молодцы, и с этим заданием справились! А теперь в путь! Клубочек, подскажи дорогу!

Игра "Сказочные последовательности".

Ребята, посмотрите дедушка Ёж просит вашей помощи. Он решил порадовать своих внучат сказками, да староват стал, все в сказках перепутал. Нужно быстро разобрать карточки с картинками и выложить из них цепочку, что было вначале, а что потом. (картинки из сказки "Муха Цокотуха" - монетка, самовар, сапоги, бочонок меда, паук, фонарик; из сказки "Приключения Буратино" - полено, кукла Буратино, азбука, золотые монеты, кот Базилио и лиса Алиса, золотой ключик. Выполняют задание по подгруппам) Замечательно, теперь дедушка Ёж непременно расскажет внучатам сказки! Поспешим вперед за волшебным клубочком, сматывайте ниточку!

Игра "Сума с потерянными и найденными вещами".

В этой сумке потерянные и найденные вещи, их много. Давайте попробуем отгадать из какой они сказки, и вернуть все на свои места.

Рыба, оторванный волчий хвост ("Лисичка-сестричка и серый волк")

Головка сыра ("Два жадных медвежонка")

Цветочек:краше которого на свете нет. ("Аленький цветочек")

Сколько тут орешков! Ух, как много! Да не простые. Все скорлупки золотые, ядра - чистый изумруд. ("Сказка о царе Салтане")

Ой, а это только осколок зеркала. Нехорошее это зеркало - злое, а еще шапочка, муфта, рукавички: ("Снежная королева")

А еще здесь какое-то полено, курточка из бумаги, ярко-зеленые штанишки, шапочка-колпачок, огромная борода и семихвостая плетка ("Приключения Буратино")

Отлично! Вы все правильно ответили. Отправляемся дальше, за клубочком!

Игра "Уроки веселой математики".

Посмотрите, здесь нас ждет Белочка, она хотела бы знать какие вы сообразительные и провести урок веселой математики. Готовы выполнять задание? Садитесь на пенечки, устраивайтесь поудобнее.

Сколько ночей подряд Айболит лечит несчастных африканских зверят в сказке К. Чуковского? (десять ночей подряд)

Как звали дочерей хозяйки в русской народной сказке "Крошечка-Хаврошечка"? (одноглазка, двуглазка, триглазка)

Сколько братьев было у царевны Лебеди в "Сказке о царе Салтане"? (тридцать три)

Сколько раз, и к кому обращался за помощью королевич Елисей? (три, солнце, ветер, месяц)

Назовите сказки в названии которых живет число 2, 3, 7.

Сколько лет, согласно сказке Г.Х.Андерсона "Русалочка" живут русалки? (300 лет)

На яблоньке росло 5 яблок, злая королева сорвала одно яблоко, чтобы угостить царевну. Сколько яблок осталось на яблоньке?

Все хорошо, вы замечательно справились с заданием. А теперь в путь!

Игра "Верни героя в сказку".

Ребята, вот здесь иллюстрации с изображением сюжетов из сказок, но на каждой из них не хватает кого-то из героев, давайте вернем героя в сказку. (дети прикладывают карточку с изображением героя к соответствующей иллюстрации, объясняют свой выбор, выполняют задание индивидуально) И с этим заданием вы справились, наматывайте ниточку.

Ниточка почти закончилась, осталось совсем чуть-чуть, только ручеек перейти, но мостика нет. Посмотрите, вот старичок-лесовичок здесь. Он даст нам досочку для мостика, если мы быстро ответим на его вопросы.

Игра "Назови друзей"

Вини-Пуха:

Малыша:

Незнайки:

Герды:

Крокодила Гены:

Маркиза де Карабаса:

Элли:

Доктора Айболита:

Соломинки:

Маугли:

Мухи-Цокотухи:

Вот и мостик готов, осторожно проходите, не упадите в воду. Ниточку мы смотали, куда же привел нас клубочек, что это? Да, это сундучок. А что мы с вами хотели найти? Наверное это чудо в сундучке? Открывайте скорее, что же там? Книги, сколько их много! Какой же мы можем сделать вывод? Да, книги это действительно чудо! Проходят годы, а литературные произведения продолжают удивлять и восхищать. Вы все молодцы, замечательно выполнили все задания, я думаю, что вы всем расскажите о восьмом чуде света, которое нам удалось найти!