Цели занятия: расширение кругозора знаний о народных традициях, о культуре русского народа и истории Руси; воспитание любви к народному творчеству, бережное отношение к традициям и обычаям; прививать обучающимся (воспитанникам) интерес к швейному делу и конструированию.
Задачи:
- расширение представлений детей о народных традициях (внимательно вглядывайся, запоминай, сохраняй целостность культуры);
- развитие художественного вкуса и творческих способностей;
- воспитание уважительного отношения к человеку - творцу;
- формирование умения планировать свою деятельность, распределять операции, оценивать результат.
Организационный момент.
(звучит народная песня "Колыбельная")
Педагог убаюкивает куклу, призывая детей создать условие для сна куклы - тишину.
Кукла засыпает, педагог укладывает куклу в колыбель.
Вступительная часть.
Сегодня мы отправимся путешествовать в мир тряпичных кукол, чтобы не только познакомиться с историей куклы, но и научиться делать кукол так, как их делали наши прабабушки.
Кукла, изготовленная своими руками, всегда будет самой любимой и близкой.
У писателя Евгения Носова есть рассказ "Лоскутное одеяло". В нем два героя: бабушка Варвара Ивановна и её внук. Их роднит и душевно сближает "веселое разноцветное полотнище", умело собранное из лоскутков, обрезков от шитья "не хитрой крестьянской обновы". Каждый треугольничек и квадратик - как страница памятной родовой книги, которую по вечерам бабушка "читает" внуку.
На Руси в куклы играли и девочки, и мальчики (даже цари). Тряпичная кукла, была самой распространенной игрушкой. Кукол берегли: вырастает девчонка, становится мамой и передает свою куклу дочке. Тряпичная кукла жила в каждой семье, в некоторых домах их насчитывалось до сотни. Дети делали их сами, они начинали "вертеть" куклу лет с пяти. Играя в куклы, девочки учились шить, вышивать, прясть. Но, кроме игровых кукол, в доме всегда были куклы-обереги, которые отводили от хозяев несчастья и болезни. Эти куколки не имели лица, считалось, что в безликую куколку не может вселиться злой дух и навредить.
Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Многие куклы-талисманы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приемами их изготовления. И когда наступала пора, бабушка доставала из заветного сундука волшебных куколок, разноцветные лоскутки, мотки ниток и начинала обучать внучку старинному искусству кукольного рукоделия.
Куклы в древности служили обрядовым символом, они участвовали в магических заклинаниях и мистериях. Считалось, что при изготовлении обрядовых кукол недопустимо использовать колющие и режущие инструменты, которыми человек мог пораниться, Поэтому тряпочки и нитки, будущих кукол нужно было не резать, а рвать.
Сообщение темы.
Я предлагаю сделать тряпичную куколку-оберег "Кубышку-травницу". Эта куколка наполняется душистой лекарственной травой. В старину ее подвешивали в комнате над кроваткой, чтобы травяной дух отгонял злых духов и болезни. От куколки исходит теплота и доброта, как от заботливой хозяйки.
Представление образца куклы-оберега "Кубышки-травницы"
Многие куклы несут узелочки, а "Кубышка-Травница" - сама узелок.
Эта оригинальная по конструкции кукла связана из шести узелков, набитых сухими душистыми травами.
На большой узелок, напоминающий неваляшку, привязан узелок-головка. Из концов белого лоскута, обтягивающего головку, свернуты ручки-жгутики, к которым привязаны по узелку с травами. Еще 2 узелка образуют грудь куклы, привязаны к шеи. Передник и платок - одежда куклы травницы.
Немного творчества и фантазии и ваша кукла принесет вам радость.
ЗАГАДКИ (о цветах и травах)
Голова на ножке, В голове горошки (мак). |
Не шмель Не пчела, а жалит (крапива). |
Есть один такой цветок, Не вплетешь его в венок На него подуй слегка: Был цветок и нет цветка (одуванчик). |
На лугах среди букашек Поднялся переполох Оттеснил семью ромашек Великан (чертополох).. |
Белые горошки на зеленой ножке (ландыши). |
Стоят в лугах сестрички - Золотой глазок Белые реснички (ромашка). |
Объяснение темы.
Педагог предоставляет детям технологические карты о порядке изготовления куклы
Педагог разъясняет детям правила техники безопасности:
- работа с ножницами, иглой;
- правила пользования утюгом.
Творческая работа детей.
Подведение итогов.