Цели:
- Развивать умение делать поделки собственными руками;
- Умение видеть прекрасное в обычных вещах;
- Развивать навыки конструирования;
- Развивать мышление;
- Развивать аккуратность;
- Прививать любовь к народному творчеству;
- Чувство коллективизма;
- Ценить работы сделанные своими руками;
- Уважать труд своих товарищей.
Оборудование:
Для учителя:
- Бутылка - сувенир выполненная в технике "Мозаика из круп";
- Образцы узоров изделий из серебра армянских мастеров.
Детям:
- Пустая бутылка;
- Карандаш;
- Альбомный лист;
- Ластик;
- Фломастер;
- Строительный грунт;
- Акриловая краска;
- Разноцветная манная крупа;
- Калька;
- Копировальная бумага;
- Кисточки разного размера;
- Клей ПВА;
- Лосьон.
Ход урока
Оргмомент.
А ну-ка, дети,
Встаньте в ряд!
Готов к работе
Мой отряд?
Приближается праздник "Новый год" самый веселый, самый загадочный, самый радостный. К этому празднику по нашей традиции мы делаем друг другу подарки. Я предлагаю вам сделать подарок своими руками бутылку - сувенир с восточным орнаментом. (Демонстрирую образец готовой бутылки - сувенира).
Есть у нас закон такой
Все что надо под рукой!
1 этап. Подготовительный.
Лосьоном обезжириваем поверхность бутылки. Наносим на нее строительный грунт. Пока грунт сохнет (10минут), я предлагаю вам рассмотреть изделия из серебра армянских мастеров. Обратите внимание, в этих ювелирных изделиях присутствуют традиционный восточный орнамент, отличный от нашего русского орнамента.
Грунтовка высохла, и мы с вами окрашиваем нашу бутылку акриловой краской в выбранный вами цвет.
Для того чтобы дальше продолжить работу краска должна полностью высохнуть.
Пока краска будет сохнуть, я предлагаю вам проанализировать образцы изделий из серебра армянских мастеров.
Физминутка.
Ветер дует нам в лицо
(дети выполняют махи руками)
И качает деревцо.
(делают наклоны вправо-влево)
Ветер тише, тише, тише
(делают наклоны вперед)
Деревцо все ниже, ниже.
(приседают)
Учитель берет в руки сигнальный круг яркого цвета и начинает движения кругом вправо-влево, вверх-вниз, по кругу и дети начинают движение глазами, следя, за сигнальным кругом, тем самым, снимая, напряжение с глаз.
2 этап. Выполнение работы.
Проанализировав образцы грузинских мастеров, я предлагаю на основе этих образцов составить свой узор на бумаге и затем перенести его на бутылки.
3 этап. Выполнение рисунка на выпуклой поверхности.
Свой узор можно перевести при помощи копировальной бумаги или же, можно сразу рисовать узор на бутылке фломастером.
4 этап. Рассказ из истории украшения посуды.
"Посуду украшали издавна. Достаточно вспомнить древнегреческие кувшины - амфоры. Они служили не только для хранения масла, вина и воды, но одновременно были предметами украшения и повествования. О подвигах Геракла, приключениях Одиссея и первых Олимпийских играх нам до сих пор нагляднее всего рассказывают изображения на древнегреческих сосудах, выполненные в технике чернофигурной и краснофигурной росписи.
Расписная керамика Древней Греции оказала огромное влияние на развитие всего мирового декоративно-прикладного искусства. Широко известны разнообразные типы древнегреческих ваз (амфоры, гидрии, килики, кратеры), украшенные искусными цветочными узорами, которые затем сменяет ковровый орнамент с изображениями животных и фантастических существ.
Римская керамика тоже оставила свой след в искусстве керамики. Не роспись, а рельеф был излюбленным приемом мастеров Арециума - центра изготовления керамической посуды Древнего Рима. Здесь были широко распространены сосуды с рельефным орнаментом, покрытые прозрачной глазурью.
Позднее, в средние века металлическую посуду (кубки) украшали резьбой и драгоценными камнями. После того как научились окрашивать стекло, стали выдувать цветные кувшины, вырезая на них замысловатые узоры. А Русский фарфор, изукрашенный причудливыми орнаментами, или английский, расписанный сценами охоты на лис или пейзажами - каждый из них уникален и красив по-своему.
5 этап. Заполнение узора манной крупой.
Берем тонкую кисточку и при помощи клея ПВА наносим манную крупу по линиям орнамента на стеклянную поверхность. Несколько минут выдерживаем паузу и стряхиваем излишки манной крупы, таким способом выполняем весь орнамент.
Даем крупе высохнуть. Орнамент сбрызгиваем лаком для волос, который выполняет в данном случае две функции: закрепляет манную крупу на поверхности, предотвращая осыпание, и проявляет цвет окрашенной манной крупы (она становится ярче).
Анализ выполненной работы
По завершению работы делаем выставку, находим лучшие работы, оригинальные, аккуратные, правильно выполненные. Высказываем пожелания.
Итог урока.
- Понравился ли вам урок?
- Что нового для себя вы узнали?
- Довольны ли вы своей работой?
- Как собираетесь использовать свой сувенир?
- Есть ли желание еще выполнить работу в этой технике?