Цели:
- закрепление представлений о мире профессий;
- расширение кругозора учащихся;
- развитие мышления, памяти, творческого воображения;
- воспитание у детей чувства коллективизма, взаимной поддержки;
Участники: 4-5 классы.
Оборудование: плакаты с высказываниями и пословицами о труде, плакаты о профессиях, столы, стулья, маршрутные листы, конструктор, пазлы, задания для команд, призы, грамоты.
Организация. Игру лучше проводить в
просторном помещении (например, в спортивном
зале). На выбранной площадке для каждой станции
показать флажками (или каким-либо другим
способом) ее место, поставить столы, указать
стрелками маршруты движения между «станциями».
В каждой команде по 6-7 человек. Капитаны команд
получают «маршрутные» лист с
последовательностью прохождения станций.
Каждой станцией руководит вожатый. Руководители
станций после выполнения заданий командами
ставят оценку в путевой лист.
После того, как команды пройдут по всем станциям
они сдают свои «маршрутные» листы жюри,
в состав которого входят родители, педагоги.
Перед игрой проводится общая линейка, на которой
детям объясняют условия состязаний,
представляют жюри, называют все станции,
порядок передвижения от станции к станции,
выдают маршрутные листы.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Каждая команда проходит по очереди все станции.
1. Станция «Юный эрудит»
- команды должны отгадать загадки о профессиях;
- команды должны придумать как можно больше профессий на определенную букву.
2. Станция «Творческая мастерская»
- команды должны собрать с помощью пазлов макет дома;
- команды должны построить из приготовленного материала (конструктор) прочный, красивый дом.
3. Станция «Музыкальная»
- команды должны вспомнить как можно больше песен про профессии и представителей разных профессий.
4. Станция «Третий лишний»
- командам предлагают определить из трех названных слов одно лишнее. Например: машинист, металлург, продавец (продавец, т.к. оно начинается на букву П, а остальные на»М»), учитель парикмахер, ножницы; программист, повар, компьютер и т.д.
5. Станция «Азбука профессий»
Ведущий предлагает вспомнить азбуку. Он говорит, что будет показывать какую – нибудь букву и одновременно задавать вопрос, а участники должны ответить словом, которое начинается с этой буквы. Например:
- Буква А. творческая специальность (актер);
- Б. человек, работающий с финансами (бухгалтер);
- В. Человек, лечащий людей (врач);
- Д. руководитель оркестра (дирижер);
- И. человек, работающий с чертежами (инженер);
- К. повар на корабле (кок);
- П. человек, занимающийся воспитанием и обучением детей (педагог).
Подведение итогов игры
После того, как все мастерские пройдены, капитаны сдают карточки с оценками. Жюри подводит итоги, а участники играют в игру «кто больше». Для этого от каждой команды выходят представители, они должны по очереди называть орудия труда разных профессий, т.е. с чем человек взаимодействует в процессе трудовой деятельности(например, ножницы – орудие труда у парикмахера и т.д.). Повторяться нельзя, участник, не назвавший орудие труда, выбывает из игры, оставшийся игрок становится победителем.
Награждение команд
Победителей игры награждают грамотами и призами.
Литература:
- Игумнова Е.Л. Банкир, фермер иль портной…Кто же я буду такой: Новосибирск: Призвание, 1994. – 174 с., ил.
- Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9 – 11 классы): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов. – М.: Вако, 2006, 240с.
- Твоя профессиональная карьера: методика: кН. Для учителя/ С.Н. Чистякова, И.А. Умовская, Т.И.Шалавина, А.И. Цуканов; под.ред. С.Н. Чистяковой. – М.: Просвещение, 2006. – 160с.