Цель урока: Возрождение традиций русского гостеприимства.
Задачи:
- познакомить учащихся с традициями русского гостеприимства.
- воспитывать уважение к русским традициям и обычаям.
- обобщить и систематизировать знания, умения, навыки обучающихся, полученные ими на уроках технологии и факультативных занятиях.
Инструменты и приспособления: столовая и чайная посуда, самовар, музыкальные инструменты, народные костюмы.
Ход урока: 1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний учащихся:
- история возникновения чая. Виды чая. Способы заваривания чая;
- традиции русского стола;
- правила этикета;
- загадки, частушки, песни о русском чае.
3. Практическое занятие (чаепитие).
4. Подведение итогов.
Учитель: Чай - это прекрасный, полезный напиток, который утоляет жажду, снимает усталость, придаёт бодрость, поднимает настроение. Для многих народов он также необходим и ничем не заменим, как и хлеб.
- Ученик:
Чай горячий, ароматный
И на вкус весьма приятный.
Он недуги исцеляет
И усталость прогоняет,
Силы новые даёт
И друзей за стол зовёт.
С благодарностью весь мир
Славит чудо – эликсир!
Учитель: Одна из старинных китайских легенд так рассказывает о происхождении чая:
“Давным-давно пастухи заметили, что стоит их овцам пощипать листьев вечно зелёного растения, растущего в горах, как они начинают резвиться и легко взбираются на кучи. Пастухи решили испробовать чудодейственную силу листьев на себе. Они высушили их, заварили в кипятке. И стали пить ароматный настой, ощущая мгновенный прилив сил…”.
Действительно, впервые чай стали пить в Китае, где он известен с древних времён. В китайских письменных источниках этот напиток упоминается за 2737 лет до нашей эры.
В одной древнекитайской книге даётся такое описание свойств чая:
“Чай усиливает дух, смягчает сердце, удаляет усталость, пробуждает мысль и не дозволяет поселиться лени, освежает тело…
Сладкий покой, который ты обретёшь, употребляя этот напиток, можно ощутить, но описать его не возможно…
Пей медленно этот чудесный напиток, и ты почувствуешь себя в силах бороться с теми заботами, которые обыкновенно удручают нас…”
В давние времена чай в Китае ценился очень высоко. Императоры дарили его своим вельможам за особые услуги. Во дворце этот ароматный напиток пили во время торжественных придворных церемоний. Чай поэты воспевали в стихах. Распространению чая способствовал китайский император Киенг Лон, владевший фабрикой чайной фарфоровой посуды. На чашках была написана поэма, прославляющая чай. Считалось не приличным не знать стихов императора, чашки раскупались, и росла слава воспетого на них напитка.
Выращивание и изготовление стало таким же секретным, как производство шёлка, фарфора, бумаги. Чайные плантации скрывали и строго охраняли от чужеземцев. Китайские купцы продавали чай в другие страны.
2. Ученик: Из Китая чай начал своё триумфальное шествие по миру.
В VIII веке чай попал в Японию. Затем чай проник в Корею, Индию, Индонезию, Иран, Монголию в Юго-Восточную Сибирь, Среднюю Азию.
Не все европейцы умели обращаться с чаем. Сохранился рассказ об английском моряке: “ Моряк прислал своей матери ценный, по тем временам подарок-фунт чая. Она пригласила гостей на изысканное заморское блюдо. Сварив весь фунт в миске, слила ненужную, по её мнению, коричневую горькую воду, разложила по порциям вываренные чайные листья и, приправив их сметаной, подала к столу”.
Чай пришёлся англичанам по душе. В настоящее время в Англии пьют чай больше, чем в любой другой стране.
3. Ученик: В 1638 году русский царь Михаил Фёдорович Романов направил своих послов в Сибирь с богатыми дарами к Монгольскому хану. Тот встретил их с почестями. Провожая посланников, хан подарил царю связки пушнины, чёрный атлас, вышитый золотом и серебром, а также 200пакетов с надписью “Бах-чай”. “Чай - для заварки”- так перевели царю эти слова. Русские послы пытались, но приближенные хана, настояли на своём, утверждая, что царю напиток, придётся по душе. В Москве лекарь испробовал действие отвара, на заболевшем придворном. Тот попил и подтвердил, что ему полегчало.
4. Ученик: В 1679 году Россия заключила с Китаем договор о постоянных поставках чая. Чай всё больше распространялся в нашей стране, но был ещё очень дорогим из-за трудной доставки, высоких пошлин и алчности купцов, продававших его в 5-6 раз дороже, чем закупали. Для крестьян чай был почти недоступен, и они пили его лишь в особых случаях. Поэтому и возникло выражение “чайком побаловаться”. Многие бедняки даже не знали, как заваривать чай. Есть такая народная шуточная песня XIX века.
(Исполняет ученик в русском народном костюме)
1. Раз прислал мне барин чаю
И велел его сварить,
А я отроду не знаю,
Как проклятый чай варить.
2. Взял тогда налил водички,
Всыпал чая я весь в горшок
И приправил перцу, луку
Да петрушки корешок.
3. Разлил варево по плошкам
Хорошенько размешал,
Остудив его немножко,
На господский стол подал.
4. Гости с барином плевались
Сам он ажно озверел
И отправил на конюшню,
Меня выпороть велел.
5. Долго думал, удивлялся.
Чем же мог не угодить?
А потом – то догадался,
Что забыл я посолить.
Учитель: В России первое время были и противники чая. Некоторые религиозные секты отвергали его, как и табак. А кое-кто приписывал чаю вредные свойства. Но постепенно были обнаружены истинные достоинства этого напитка. Вскоре Россия заняла второе место после Англии по потреблению чая. Открывались специальные магазины. Торговали чаем, некоторые были оформлены в китайском стиле. Трактиры набиты народом, который пьет чай (выносят самовар). В
В VIII веке в России изобрели самовар. Его изготовили на Урале, затем массовое производство в Туле.
“В трубу, которая находится внутри самовара, засыпали сосновые шишки или сухие чурки, древесный уголь, поджигали их лучиной, раздували огонь сапогом, и вода закипала. Сверху у самовара имелось отверстие для установки заварного чайника”.
В России, с появлением чая, начали развиваться и традиции чаепития. В русском чаепитии, прежде всего, важна компания. Не особенно важно, каким будет чай и каким печеньем его будут заедать. Пожалуй, неосознанная радость от того, что за столом сидят хорошие люди, что разговор течет мирно и степенно — именно она является самой важной частью русского чаепития.
Стол принято накрывать белой льняной скатертью, сервировать фарфоровыми чайными парами. На столе должна быть сахарница с рафинадом - чтобы его можно было есть вприкуску с чаем, и щипчики. Также должен быть молочник и тарелочка с порезанным дольками лимоном. К чаю обязательно должно подаваться угощение - всяческие сладости, плюшки, булочки, пирожки и пироги, различные бублики и прочее, все, что подскажет вам ваша фантазия.
Самовар стал таким же традиционным русским сувениром, как “Матрёшки”.
(слова М. Пляцковского, музыка Е.Птичкина. Исполняют девочки в народных костюмах). “Наш красавец самовар”.
- Посидеть за самоваром
Рады все наверняка.
Ярким солнечным пожаром
У него горят бока. - Самовар поёт-гудит
Только с виду он сердит.
К потолку пускает пар
Наш красавец-самовар! - Самовар пыхтит, искрится-
Щедрый, круглый, золотой.
Озаряет наши лица
Он своею добротой! Лучше доктора любого
Лечит скуку и тоску
Чашка вкусного, крутого
Самоварного чайку!
(исполняют танец матрёшки)
1. Ученик: Родился добрый обычай - всей семьёй собираться за столом с кипящим самоваром. За чаем обсуждали новости, решали семейные дела (выходит доктор Пилюлькин - герой сказки Н. Носова “Приключение Незнайки и его друзей”).
Я хочу открыть секрет
И полезный дать совет:
Если хворь с кем приключится,
Чаем можете лечиться.
Чай всех снадобий полезней,
Помогает от болезней.
Чай в жару нас освежает,
А в морозы согревает,
И сонливость переборет,
И с усталостью поспорит,
Сокрушит любой недуг
Чай здоровью - лучший друг!
Учитель: Действительно, учёные установили, что в чае содержатся полезные вещества: кофеин, минеральные соли, танин, почти все витамины. Они укрепляют сосуды мозга, улучшают работу сердца, обмен веществ, повышают умственную и физическую работоспособность человека. Особенно хорошо утоляет жажду и быстрее восстанавливает силы - чай с лимоном. Чай усиливает сопротивляемость простуде, инфекционным болезням, восстановительным процессам, снимает головную боль. При солнечных ожогах помогают компрессы и примочки из тёплого чая. Китайские и японские учённые установили, что люди, регулярно пьющие чай, реже других заболевают раком.
2. Ученик: Чтобы получить от чая истинное удовольствие и максимальную пользу, нужно его правильно хранить, приготовлять и пить. При длительном хранении – эфирные масла улетучиваются, и он теряет аромат. Поэтому его следует хранить в фарфоровой или стеклянной чайнице с плотно закрытой крышкой, (правила заваривания чая, заваривание чая).
3. Ученик: Чай выращивают 33страны. Чайный куст - вечнозелёное растение, высотой около метра. Он требует большого ухода. Круглый год у чайных кустов хлопочут люди: мотыжат землю, удобряют её, пропалывают сорняки, подрезают кусты. Но основная - работа сбор листа. Сбор листа длится 7 месяцев (с апреля по октябрь). С верхушек срывают молодые побеги с двумя, тремя листочками. Сборщицы с корзинами обходят куст за кустом, дорожа каждой минутой: ведь чайный лист хороший сегодня, завтра уже будет негодным. Дальше листочки чая отправляют на фабрику. Там почти всё делают машины. Сначала листочки сортируют и вялят в потоке тёплого воздуха. Затем в особых машинах они скручиваются и поступают в сушильные камеры. На чаеразвесочной фабрике его фасуют, а затем чай поступает в магазины.
4. Ученик: На столе у нас пирог,
Пышки и ватрушки,
Так споём же под чаёк
Чайные частушки.
1. Ученик: В пляске не жалей ботинки!
Предлагай-ка чай друзьям,
Если в чашке есть чаинки
Значит, письма пишут вам.
2. Ученик: Самовар блестит кипя,
Чай в нём пенится!
Погляди-ка на меня,
Ну и отраженьице!
3. Ученик: Подавай мне чашку чая,
Ведь тебе не жалко чай?
В чае я души не чаю,
Наливай горячий чай!
(играет задорная, плясовая выбегают скоморохи).
Пляска скоморохов с народными музыкальными инструментами.
Первый скоморох:
Внимание! Внимание! Внимание!
Открывается весёлое гуляние.
Торопись честной народ,
Тебя ярмарка зовёт!
Второй скоморох:
Ждёт вас множество затей
В игры можно поиграть,
Силу, ловкость показать.
От души повеселиться
Сладкого чайку напиться!
Третий скоморох:
Все на ярмарку спешите
И друзей собой возьмите.
Всех гостей мы угощаем,
Ароматным, крепким чаем
Тех, кто чай с охотой пьёт,
“Чайная” давно уж ждёт!
(В “Лавке сластей” указанна стоимость лакомств жетонах).
Первый скоморох:
Для ловких, отважных
У нас поощрение:
Конфет много разных
И много печенья!
Второй скоморох:
Пряник сладкий, ароматный
Удивительно приятный!
Подходите, получите
Лишь ответ нам предъявите.
Вопросы:
1. Кто открыл чай?
2. Где впервые стали пить чай?
3. Какими свойствами обладает чай?
4. Что означает “давать чаевые”?
5. В какой стране больше всех пьют чай?
6. Как использовал чай русский царь?
7 .Как заваривали чай бедняки (шуточ.)?
8. “Побаловаться чайком” - откуда взялось это выражение?
9. Где изобрели самовар?
10. Как кипятили самовар?
11. Какие болезни лечит чай?
12. Как правильно заваривают чай?
13. Как нужно хранить чай?
14. Как выращивают чай?
15. Где использовали чай, в качестве денег?
Игры:
1. “Петухи”
2. “Заря-зареница”
3. “Весёлый дворник”
4. “В гости к бабушке”
5. “Узелки”
Приложение к уроку:
- Оформление: плакаты.
“Чайная” (над входом нарисован большой крендель, по обе стороны от входа - самовары).
На стенах – тексты:
“Не толпитесь у дверей,
Проходите поскорей!
Здесь вас с чаем, ребятишки,
Ждут баранки и коврижки!”“Это всё для вас, детишки:
Калачи, ватрушки, пышки.
Налетайте, разбирайте,
Сладким чаем запивайте!”.“К нам, смотр, не опоздай,
А не то остынет чай!”.
- Над входом в “Блинную”
“Всех кто мимо не проходит,
В нашу блинную заходит,
Мы блинами угощаем
И поим душистым чаем!”
- “Лавка сластей” - над входом
- “Если чай не пьёшь, где силы берёшь?”
- “Чай пить – приятно жить!”
- “Выпей чайку – позабудешь тоску!”
- “Устал - пей чай,
Жарко – пей чай,
Хочешь согреться – пей чай!”
Список литературы
1. Давиташвили М.Д.; “Наш друг чай”; 1979.
2. Смирнов А.В.; “Вершки и корешки”; Москва; “Детская литература”; 1986.
3. Скляревский Л.Я; Чубанов И.А.; “Лекарственные растения в быту”; 1986; Москва.
4. Хохлачёв В.В.; “Всё о чае”; Энциклопедический словарь юного натуралиста; 1987.
5. Сколотчева Л. “Праздники в школе”; Санкт-Петербург. 2002.
6. Учачова В.О.; Школяр А.В. “Музыкальное искусство”, Учебник. Москва. Вента-Граф, 2003 г.
7. Детская музыкальная энциклопедия. Москва. Астрель, 2003 г.