Цель: формирование звуковой стороны речи.
Задачи:
- Обучение детей интонационному выделению звука [ж] в слове.
- Развитие умения подбирать слова с заданным звуком.
- Обогащение словарного запаса детей.
- Развитие произвольных движений пальцеврук.
Оборудование: игрушка жука; предметные картинки (жук, ёж, жираф, подорожник, сапожник, шарф, куртка, пальто, туфли) ; флажок; кукла; предметы и игрушки (жук, жираф, ёжик, ножницы, кружок).
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель читает наизусть:
Жук над травкою кружит
И жужжит, жужжит, жужжит.
(читать надо медленно и выделять протяжной интонацией звук [ж])
Прилетает жук и жужжит.
Жук читает стишок:
Я, жук сижу на веточке
Здравствуйте деточки
Попробуйте-ка сами
Пошевелить усами!
Воспитатель: Ребята, давайте расскажем жуку, что мы о нём знаем. (Дети показывают на жука. Сжать кулачёк. Указательный палец и мизинец развести в стороны «Усы». Пошевелить «усами». Могут сказать, что жук-насекомое.)
Воспитатель: А есть ли у жука любимая песенка?
Дети отвечают. (Да)
Жук: Ребята, я вас приглашаю на
интересную прогулку, мы с вами поищем мою
жужжащую песенку, которая спряталась где-то
здесь.
Жук приглашает детей вместе с ним по
путешествовать и поискать в словах его песенку.
Дети отправляются в путь.
И где останавливается жук, дети ищут слова со
звуком [ж].
Задание 1.
Жук останавливается около стола. На столе лежат картинки с изображениями сапожника и ёжа. Жук читает стихотворение:
Сапоги сапожник шил.
Жук: В каком слове спряталась моя песенка?
Ответ ребят.
Жук: Ёж в лесу под ёлкой жил.
Ответ ребят.
Жук: Даже туфли шил сапожник.
Хорошо в лесу жил ёжик.
Путешествуют дальше.
Задание 2.
Жук останавливается и прислушивается.
Жук: Здесь я слышу свою песенку, но никак не пойму где она спряталась?
Воспитатель: Ребята я нашла. Мы будем отгадывать с вами загадки и в отгадках найдём песенку жука.
Загадки:
1. У него на теле пятна,
Он высок не вероятно,
Превышает ростом шкаф
Даже маленький… (жираф)
2. Лечит раны, порезы, ожоги.
Он обычно растёт у дороги. (Подорожник)
3. Ёлку он задел слегка,
Жестки иглы у зверька. (Ёжик)
4. Жесткокрыл и гладкотел,
Уползти в траву хотел.
Как его я углядел? (Жук)
Жук: Молодцы ребята. Отправляемся дальше.
Задание 3.
Долетает до шкафа с красками и останавливается.
Жук спрашивает: Может мне послышалось?
Воспитатель помогает: Здесь у нас лежат краски.
Дети перечисляют цвета красок. Находят жёлтый цвет краски.
Воспитатель: Скажите ребята про какие предметы можно сказать:
Жёлтый (шарф)
Жёлтая (куртка)
Жёлтое (пальто)
Жёлтые (туфли)
При затруднении воспитатель помогает, показывая картинки.
Жук: Молодцы!
Отправляется дальше на поиск. Останавливается около флажка. Дети находят песенку жука в слове флажок.
Жук: Сложи-ка дружок,
Из пальцев флажок!
Пальчиковая гимнастика
Четыре прямых пальца правой руки, кроме большого, плотно прижать друг к другу. Отвести правую руку в сторону. Развернуть её так, чтобы большой палец, оттянутый до отказа, оказался внизу.
Дети делают флажок.
Жук: Флажок мы возьмём, играть мы пойдём!
Игра: «Подбери игрушки»
Игра начинается с того, что педагог показывает детям незнакомую им куклу (мальчика или девочку) и предлагает придумать ей такое имя что бы слышался звук [ж] («песня жука»). Дети вспоминают имена: Женя, Жора, Жанна. Воспитатель повторяет их, выделяя голосом [ж]: Женя, Жанна. Затем он повторяет, что у Жени дома много разных игрушек и предметов, в название которых тоже есть [ж]. «Кто скажет, какие игрушки и предметы есть у Жени дома?». Если дети сами не смогут ответить, воспитатель предлагает им посмотреть вокруг и сказать, какие они видят игрушки и предметы, в которых есть «песенка жука». Найденные и названные предметы ставят на стол. Воспитатель следит за тем, чтобы дети чётко и чисто произносили слова со звуком [ж], выделяли его голосом.
Воспитатель: Ребята, что нам пришлось сделать, чтобы найти «песенку жука». Как звучит «песенка жука»? А где пряталась «песенка жука»?