ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Авторская программа “Воспитание здорового ребенка в семье и школе” представлена в рамках дополнительного обучения и воспитания детей прогимназии. Данная программа направлена на сохранение и укрепление здоровья детей младшего школьного возраста, на формирование у родителей и детей ответственных взглядов и убеждений в деле сохранения собственного здоровья.
Быть здоровым – это естественное стремление каждого человека. Как и в воспитании нравственности и патриотизма, так и воспитании уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства. Только вместе с родителями можно решить такую проблему, как стать ребёнку здоровым и счастливым. Именно родители в тесном сотрудничестве со школой должны способствовать воспитанию у детей привычки, а затем и потребности в здоровом образе жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений для поддержания и закрепления своего здоровья.
Актуальность программы подкрепляется практической значимостью, что способствует повышению интереса к познанию здорового образа жизни. Эта программа позволяет использовать данный материал на уроках окружающего мира, при проведении внеклассных мероприятий с учащимися и их родителями, а так же на родительских собраниях.
Программа “Воспитание здорового ребёнка в семье и школе” рассчитана на 17 часов. Тематическое планирование, рекомендации к занятиям, тесты-анкеты для родителей, богатый ресурсный материал – всё это сэкономит время подготовки к встрече с учениками и их родителями и поможет провести интересные мероприятия.
Цель программы:
1. Реализация идеи объединения усилий родителей и учителей для успешного решения оздоровительных и воспитательно-образовательных задач.
2. Содействие к сохранению здоровья школьника.
3. Демонстрация многогранной природы человеческого здоровья.
4. Формирование у детей и их родителей представления об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих.
5. Обеспечение необходимой информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.
6. Накопление учениками и их родителями опыта в вопросах здоровья и безопасности жизни.
Объекты программы:
- дети младшего школьного возраста;
- семьи детей, посещающих образовательное учреждение.
В программу “Воспитание здорового ребёнка в семье и школе” входят разделы:
- Основы здорового образа жизни.
- Я и моё ближайшее окружение.
- “Школа выживания”.
- Профилактика заболеваний.
- Семейное воспитание и здоровье наших детей.
Гигиена здоровья. Питание – основа жизни. Гигиена питания. Закаливание. Подвижные игры на воздухе. Воздушные и солнечные ванны. Оздоровительные двигательные минутки на уроках и дома. Действие алкоголя, наркотиков на организм человека.
Положительный образ “Я”. Каждый человек неповторим. Характер. Понятие “Семья”. Я и моя родословная. Традиции моей семьи. Правила семейного общения.
Основы личной безопасности. Опасные и безопасные ситуации. Правила поведения на улицах и дорогах, на воде, в экстренных ситуациях. Оказание первой помощи при простых травмах.
Здоровье и болезнь. Профилактика инфекционных заболеваний. Прививки. Гигиена труда и отдыха. Вредные привычки. Значение осанки.
Взаимосвязь физического, психического и духовного здоровья. Здоровый образ жизни школьников. Навыки закаливания. Навыки сохранения зрения. Практические рекомендации для семейного воспитания.
Задачи программы:
- охранять и укреплять здоровье детей;
- повышать тренированность организма, его устойчивость к воздействию различных неблагоприятных факторов;
- расширять и углублять представления и знания о пользе занятий физическими упражнениями и играми;
- воспитывать интерес к активной двигательной деятельности;
- обучение основным правилам поведения в обществе;
- укреплять психическое здоровье детей в школе и дома;
- формирование у учащихся желания и умения добывать и систематизировать информацию;
- в семье и школе соблюдать гигиенические условия и формировать у детей и взрослых привычку к здоровому образу жизни.
Формы работы: фронтальные, групповые, индивидуальные, совместно с родителями.
Организация работы: занятия проводятся в виде практикумов, бесед, работы в группах.
Критерии оценки результатов. Для оценивания результатов можно использовать различные варианты анкетирования и тестирования. Очень важным представляется, чтобы сам ученик видел свои достижения в вопросах здоровья. Поэтому желательно, чтобы у ребёнка сначала курса был отдельный “Дневник здоровья ученика начальной школы”. В нём ученик будет выполнять домашние задания, делать заметки, заполнять анкеты, строить результативные графики. Для родителей предлагается накопительная папка “Здоровье моего ребёнка”, где будут материалы: памятки, практические рекомендации для семейного воспитания по теме “Здоровый образ жизни”.
Ожидаемые результаты:
- повышение уровня физического и психического здоровья детей;
- формирование благоприятной среды воспитания и обучения с учётом возрастных особенностей личности;
- осознанное отношение детей и родителей к состоянию здоровья как основному фактору успеха;
- развитие умения самостоятельно приобретать, анализировать, усваивать и применять полученные знания;
- формирование у детей и взрослых привычки к здоровому образу жизни.
ЛИТЕРАТУРА
- Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007 г. - (Мастерская учителя).
- Ковалько В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007 г. – (Мастерская учителя).
- Саляхова Л. И. Родительские собрания. Сценарии, рекомендации, материалы для проведения. 1-4 классы /Л.И. Саляхова. – 2-е изд., стереотипн. – М.: Глобус, 2008 г. – (Классное руководство).
- Дик Н. Ф. Веселые классные часы и родительские собрания в1-2 классах /Н.Ф.Дик. 2-е. – Ростов н / Д : 2005 г. – (Сердце отдаю детям).
- Прищепа С.С. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет: Обзор программ дошкольного образования. – М.: Сфера, 2009 г. – (Программы ДОУ; Приложение к журналу “Управление ДОУ”).
- Езушина Е.В. Уроки здоровья. 4 класс: программа, конспекты занятий / авт.- сост. Е.В. Езушина. Волгоград: Учитель, 2009 г.
- Чупаха И. В., Пужаева Е. З., Соколова И. Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. - М.: Илекса, Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2006 г.
- Невдахина З.И. Дополнительное образование: сборник авторских программ / ред.-сост. З.И. Невдахина. - Вып. 3.- М.: Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2007 г.
- Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007 г., - (Педагогика. Психология. Управление.)