Программа дополнительного образования детей младшего школьного возраста "Воспитание здорового ребенка в семье и школе"

Разделы: Начальная школа, Спорт в школе и здоровье детей, Внеклассная работа


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Авторская программа “Воспитание здорового ребенка в семье и школе” представлена в рамках дополнительного обучения и воспитания детей прогимназии. Данная программа направлена на сохранение и укрепление здоровья детей младшего школьного возраста, на формирование у родителей и детей ответственных взглядов и убеждений в деле сохранения собственного здоровья.

Быть здоровым – это естественное стремление каждого человека. Как и в воспитании нравственности и патриотизма, так и воспитании уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства. Только вместе с родителями можно решить такую проблему, как стать ребёнку здоровым и счастливым. Именно родители в тесном сотрудничестве со школой должны способствовать воспитанию у детей привычки, а затем и потребности в здоровом образе жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений для поддержания и закрепления своего здоровья.

Актуальность программы подкрепляется практической значимостью, что способствует повышению интереса к познанию здорового образа жизни. Эта программа позволяет использовать данный материал на уроках окружающего мира, при проведении внеклассных мероприятий с учащимися и их родителями, а так же на родительских собраниях.

Программа “Воспитание здорового ребёнка в семье и школе” рассчитана на 17 часов. Тематическое планирование, рекомендации к занятиям, тесты-анкеты для родителей, богатый ресурсный материал – всё это сэкономит время подготовки к встрече с учениками и их родителями и поможет провести интересные мероприятия.

Цель программы:

1. Реализация идеи объединения усилий родителей и учителей для успешного решения оздоровительных и воспитательно-образовательных задач.

2. Содействие к сохранению здоровья школьника.

3. Демонстрация многогранной природы человеческого здоровья.

4. Формирование у детей и их родителей представления об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих.

5. Обеспечение необходимой информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.

6. Накопление учениками и их родителями опыта в вопросах здоровья и безопасности жизни.

Объекты программы:

- дети младшего школьного возраста;

- семьи детей, посещающих образовательное учреждение.

В программу “Воспитание здорового ребёнка в семье и школе” входят разделы:

  1. Основы здорового образа жизни.
  2. Гигиена здоровья. Питание – основа жизни. Гигиена питания. Закаливание. Подвижные игры на воздухе. Воздушные и солнечные ванны. Оздоровительные двигательные минутки на уроках и дома. Действие алкоголя, наркотиков на организм человека.

  3. Я и моё ближайшее окружение.
  4. Положительный образ “Я”. Каждый человек неповторим. Характер. Понятие “Семья”. Я и моя родословная. Традиции моей семьи. Правила семейного общения.

  5. “Школа выживания”.
  6. Основы личной безопасности. Опасные и безопасные ситуации. Правила поведения на улицах и дорогах, на воде, в экстренных ситуациях. Оказание первой помощи при простых травмах.

  7. Профилактика заболеваний.
  8. Здоровье и болезнь. Профилактика инфекционных заболеваний. Прививки. Гигиена труда и отдыха. Вредные привычки. Значение осанки.

  9. Семейное воспитание и здоровье наших детей.

Взаимосвязь физического, психического и духовного здоровья. Здоровый образ жизни школьников. Навыки закаливания. Навыки сохранения зрения. Практические рекомендации для семейного воспитания.

Задачи программы:

- охранять и укреплять здоровье детей;

- повышать тренированность организма, его устойчивость к воздействию различных неблагоприятных факторов;

- расширять и углублять представления и знания о пользе занятий физическими упражнениями и играми;

- воспитывать интерес к активной двигательной деятельности;

- обучение основным правилам поведения в обществе;

- укреплять психическое здоровье детей в школе и дома;

- формирование у учащихся желания и умения добывать и систематизировать информацию;

- в семье и школе соблюдать гигиенические условия и формировать у детей и взрослых привычку к здоровому образу жизни.

Формы работы: фронтальные, групповые, индивидуальные, совместно с родителями.

Организация работы: занятия проводятся в виде практикумов, бесед, работы в группах.

Критерии оценки результатов. Для оценивания результатов можно использовать различные варианты анкетирования и тестирования. Очень важным представляется, чтобы сам ученик видел свои достижения в вопросах здоровья. Поэтому желательно, чтобы у ребёнка сначала курса был отдельный “Дневник здоровья ученика начальной школы”. В нём ученик будет выполнять домашние задания, делать заметки, заполнять анкеты, строить результативные графики. Для родителей предлагается накопительная папка “Здоровье моего ребёнка”, где будут материалы: памятки, практические рекомендации для семейного воспитания по теме “Здоровый образ жизни”.

Ожидаемые результаты:

- повышение уровня физического и психического здоровья детей;

- формирование благоприятной среды воспитания и обучения с учётом возрастных особенностей личности;

- осознанное отношение детей и родителей к состоянию здоровья как основному фактору успеха;

- развитие умения самостоятельно приобретать, анализировать, усваивать и применять полученные знания;

- формирование у детей и взрослых привычки к здоровому образу жизни.

Приложение 1

ЛИТЕРАТУРА

  1. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007 г. - (Мастерская учителя).
  2. Ковалько В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007 г. – (Мастерская учителя).
  3. Саляхова Л. И. Родительские собрания. Сценарии, рекомендации, материалы для проведения. 1-4 классы /Л.И. Саляхова. – 2-е изд., стереотипн. – М.: Глобус, 2008 г. – (Классное руководство).
  4. Дик Н. Ф. Веселые классные часы и родительские собрания в1-2 классах /Н.Ф.Дик. 2-е. – Ростов н / Д : 2005 г. – (Сердце отдаю детям).
  5. Прищепа С.С. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет: Обзор программ дошкольного образования. – М.: Сфера, 2009 г. – (Программы ДОУ; Приложение к журналу “Управление ДОУ”).
  6. Езушина Е.В. Уроки здоровья. 4 класс: программа, конспекты занятий / авт.- сост. Е.В. Езушина. Волгоград: Учитель, 2009 г.
  7. Чупаха И. В., Пужаева Е. З., Соколова И. Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. - М.: Илекса, Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2006 г.
  8. Невдахина З.И. Дополнительное образование: сборник авторских программ / ред.-сост. З.И. Невдахина. - Вып. 3.- М.: Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2007 г.
  9. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007 г., - (Педагогика. Психология. Управление.)