Урок русского языка в 4-м классе по теме "Личные местоимения 1, 2, 3-го лица"

Разделы: Начальная школа


Цель: познакомить учащихся с категорией лица у личных местоимений, с изменением местоимений 3 лица единственного числа по родам.

I. Организация класса. Оформление тетради.

II. Словарная работа.

На доске зашифровано слово. Расшифруйте.

Слайд №1

  1 2 3 4 5
6 в а с э р
7 ж к л ч я
8 я с п у м
9 ф к и е з

Шифр - 24, 14, 16, 14,32, 30, 16, 27, 35.

Слайд № 2

ЭКСКУРСИЯ

- Запишите слово ЭКСКУРСИЯ в тетради.

- Что обозначает слово экскурсия?

а) Лексическое значение

- Слово латинского происхождения экс + курус

В толковом словаре Ожегова говорится: коллективная или индивидуальная поездка или посещение чего-либо с познавательной целью.

б) Грамматическое значение

имя существительное, ж. р., 1 скл., И. п. , ед.,

в) Как бы вы хотели поработать с этим словом?

Фонетический разбор частичный, деление на слоги, придумать предложение.

Запись предложения в тетради и на доске, синтаксический разбор.

2. Работа с интерактивной доской.

Слайд № 3

1. Я л.чу, леч. стр.лой,
Только пыль взм.таю.

2. Плещешь ты куда з.хочешь,
Ты м.рские камни точишь.

3. Добрый доктор ::::::::!
Он под деревом с.дит.

4. Мы сегодня (в)лес пойдем
За зеленой елкой.

5. Вес.ло текли вы,
Детские года.

6. Что за яблоко! Оно
Соку спелого полно.

7. (В) небо (в)зл.тают цветные огни
Вес?ть (о) победе разносят они.

-Что видите на доске? (стихи)

-Что нужно сделать? (вставить буквы, объяснить)

-Чтение 1 двустишия; вставьте, объясните.

-Чтение 2 двустишия; вставьте, объясните.

-Чтение 3 двустишия; Какое слово нужно вставить? Как будете писать?

-Чтение 4,5,6 двустиший; Что общего?

-Прочитайте 7 двустишие; Найдите слова с приставкой; найдите слова с предлогами, прочитайте.

Что общего во всех двустишиях?(есть местоимения)

-Выпишите все местоимения.

Слайд № 4(все слова двигаются по экрану)

Я ты мы вы

Он они оно она

Прочитайте, Проверьте.

-Так что же такое местоимение?

-На какие группы вы можете разделить эти местоимения.

по числам (двигают)

Ед. ч. Мн. Ч.
Я, он, оно, ты Мы, вы, они

От лица говорящего или говорящих - я, мы.

Указывают на собеседника или собеседников - ты, вы.

Указывают на тех, кто в момент речи отсутствует - он, она, оно, они.

Работа с экраном

Слайд № 5

1 лицо я мы

2 лицо ты вы

3 лицо он они она оно

III. Выведение темы и цели урока.

Местоимения 1, 2, 3 лица; четко знать Какие местоимения относятся к 1лицу, какие ко 2 лицу, какие к3 лицу. Что местоимение 3 лица в ед. ч. изменяется по родам.

IV. Работа по теме урока.

1. Изменение по родам

- Я прочитаю загадку, а вы отгадайте.

Утром, так заведено-
Разомкнешь ресницы,
И к тебе идет ОНО
Розовой жар-птицей.
А стемнеет - ОН придет
Тоненький, смущенный,
Он на цыпочках войдет
Долькою лимонной.
Срок пройдет-придет ОНА
В пелене тумана
Круглолица и грустна,
Будто Несмеяна.

Слайд №6

Дети отгадывают, затемнение убирается.

Соедините. Какое местоимение к какому слову подходит. (Все слова двигаются по экрану)

Вывод: Так как же изменяются местоимения 3 лица ед. ч.? (по родам)

2. Упражнение для закрепления №379

-Прочитайте.

-Выполнение

-Проверка.

Прочитайте, назовите местоимения, укажите лицо. Какие предложения составили и записали?

Рефлексия.

Перед вами лежат карточки. Я буду читать стихи, а вы должны на слух определить местоимение и вписать его в нужную графу.

  Ед. число Мн. число
1 лицо    
2 лицо    
3 лицо    

И если видел ОН пожар
Плывущий дым угарный
ОН поднимал сигнальный шар
Над каланчой пожарной.
Мама спит ОНА устала,
Ну и Я играть не стала
Я волчка не завожу
Я уселась и сижу.
МЫ едем, едем, едем
В далекие края
Хорошие соседи-веселые друзья.
Посмотри, погляди-
Ручеёчки, как звоночки
Ой, весна, ТЫ красна
ТЫ цветами, жемчугами разукрашена.
Под окном за пряжу села ждать хозяев,
А глядела все на яблоко
ОНО соку спелого полно.
Мчитесь ВЫ будто, как Я же изгнанники
С милого севера в сторону южную.
Случается, что девочки бывают очень грубыми,
Хотя не обязательно ОНИ зовутся Любами.

Проверка.

V. Итог урока.