Прохождение программы курса математики 5–6-х классов за 1,5 учебных года

Разделы: Математика


Математическое образование в нашей стране получают все школьники, начиная с первого года обучения и до последнего. Само собой разумеется, что лишь небольшая часть обучающихся впоследствии станет сама развивать математику. Но применять математические знания и методы станут все. Очень важно, чтобы учащиеся видели прикладные возможности всех разделов математики и почувствовали значение строгих логических рассуждений для всех видов деятельности.

Как же строится школьный курс математики?

В начальной школе дети изучают самый древний раздел науки - арифметику, т.е. основы начального курса математики, получают представления о натуральном числе и нуле, о четырех арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах. Также учащиеся на выходе из начальной школы должны уметь решать простейшие уравнения и задачи.

В курсе математики для V-XI кл. с учётом возрастных особенностей выделяются три ступени обучения: V-VI, VII-IX, X-XI классы.

На первой из этих ступеней изучается один предмет математического цикла – «Математика». На следующих ступенях предполагаются два предмета- «Алгебра»и «Геометрия» - в VII-IX классах; «Алгебра и начала анализа» и «Геометрия» - в X-XI классах. В последние годы в школьном курсе появился еще один предмет математического цикла – «Теория вероятностей и математическая статистика».

Главная цель изучения курса «Математика» в V-VI классах - это подготовка учащихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии.

В ходе изучения курса учащиеся развивают навыки вычислений с натуральными числами, овладевают навыками действий с обыкновенными и десятичными дробями, с положительными и отрицательными числами, знакомятся с буквенными выражениями, учатся составлять по условию текстовой задачи несложные линейные уравнения и решать их.

Следует отметить, что в V классе слишком много времени уделяется (по стандартной программе) повторению изученного в начальной школе.

Чтобы преодолеть такое положение вещей, делаются различные попытки, одной из которых является разработанная Г.Г. Левитасом переходная программа. Она рассчитана на изучение курса V-VI классов за один учебный год при пяти часах математики в неделю. Изучение этой программы предложено вести по учебникам Н.Я. Виленкина. При этом в течении каждой четверти программа строится из расчёта один пятиурочный цикл в неделю.

  • I четверть - изучение десятичных дробей, начало работы над решением текстовых задач и над процентами.
  • II четверть - изучение обыкновенных дробей, повторение десятичных дробей, продолжение работы над текстовыми задачами и процентами.
  • III четверть - изучение рациональных чисел, повторение десятичных и обыкновенных дробей, завершение работы над текстовыми задачами и процентами.
  • IV четверть - введение в геометрию и повторение всего пройденного в I-III четвертях.

Нами было разработано планирование, рассчитанное на изучение математики в V кл. при четырёх часах в неделю, а в VI кл. при пяти часах в неделю. В пятом классе пятый час в неделю может быть использован учителем на свое усмотрение. В зависимости от уровня математической подготовки учащихся, им могут быть предложены задания развивающего характера или задания на ликвидацию пробелов по изучаемой теме. Программа рассчитана на изучение материала V-VI классов за 1,5 учебных года, и поэтому в VI классе со II полугодия необходимо приступать к изучению материала VII класса.

В рамках V класса изучаются следующие темы: натуральные числа (повторение изученного в начальной школе), обыкновенные и десятичные дроби.

В VI классе: отрицательные и положительные числа, пропорции и проценты, решение уравнений и координатная плоскость.

5 КЛАСС

I четверть - посвящена целиком повторению изученного в начальнойшколе: действия с натуральными числами, свойства действий, решение уравнений и текстовых задач.

II четверть - традиционно изучаются обыкновенные дроби. Но на нашвзгляд, детям легче изучать десятичные дроби, нежели обыкновенные дроби сразу после натуральных чисел. Ведь сложение, вычитание и сравнение десятичных дробей аналогично действиям с натуральными числами - по разрядам! И так, за II четверть полностью изучаются десятичные дроби (за исключением темы «Проценты»).

III четверть - начинается с изучения новой темы «Обыкновенные дроби». Учащиеся полностью изучают сравнение, сложение и вычитание обыкновенных дробей, сокращение дробей, работу с координатным лучом, а также умножение и деление обыкновенных дробей.

IV четверть - начинается с изучения следующих тем: смешанные числа, задачи на дроби, решение уравнений (нахождение неизвестных множителей, делимого и делителя). Далее изучаются проценты, учащиеся решают текстовые задачи на проценты и на составление уравнений. После прохождения всех выше перечисленных тем, начинается заключительный этап учебного процесса по математике, а именно обобщение всего изученного и подведение итогов за год.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО КУРСУ «МАТЕМАТИКА» В 5-КЛАССЕ (ПО ЧЕТВЕРТЯМ).

I четверть 9*4 ч.=З6 ч.

№ уроков  Содержание Кол-во уроков
1-12 Действия с натуральными числами. 12
13-16 Свойства действий с натуральными числами. 4
17-20 Решение уравнений. 4
21-30 Решение задач (типа «во ск.», «на ск.», больше-меньше; «на», «в», на движение). 10
31 Подготовка к контрольной работе. 1
32 Контрольная работа №1 1
33-36 Десятичная система исчисления, меры длины. 4

II четверть 7*4 ч.=28 ч.

№ уроков  Содержание  Кол-во уроков
36-39 Что такое десятичная дробь. Сравнение десятичных дробей. 4
40-43 Сложение и вычитание десятичных дробей. 4
44-46 Решение уравнений. 3
47 Подготовка к контрольной работе. 1
48 Контрольная работа № 2. 1
49-52 Умножение десятичных дробей. 4
53-56 Деление десятичных дробей. 4
57-59 Решение уравнений. 3
60 Подготовка к контрольной работе. 1
61 Контрольная работа № 3. 1
 62-63 Округление десятичных дробей. Прикидка 2

III четверть 10*4 ч.=40 ч.

№ уроков Содержание  Кол-во уроков
64-66 Обыкновенная дробь. Сравнение на луче. 3
67-68 Правильные и неправильные дроби. Сравнение с 1. 2
69-72 Признаки делимости. Разложение на простые множители. НОД. 4
73-76 Основное свойство. Сокращение дробей. 4
77-80 Сложение, вычитание и сравнение дробей с одинаковыми знаменателями. 4
81 Подготовка к контрольной работе. 1
82 Контрольная работа №4. 1
83-86 НОК. Приведение к общему знаменателю. 4
87-90 Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. 4
91-93 Решение уравнений. 3
94 Подготовка к контрольной работе. 1
95 Контрольная работа №5. 1
96-99 Умножение обыкновенных дробей. 4
100-104 Деление обыкновенных дробей. 4

IV четверть 8*4 ч.=32ч.

№ уроков Содержание  Кол-во уроков
105-107 Решение уравнений. 3
108 Подготовка к контрольной работе. 1
109 Контрольная работа №6. 1
110-113 Смешанные числа. 4
114-117 Три задачи на дроби. 4
118-121 Решение текстовых задач (составление уравнений, проценты). 4
122 Подготовка к контрольной работе. 1
123 Контрольная работа №7. 1
124-127 Все действия обыкновенными и десятичными дробями. 4
128-134 Повторение. Итоговая контрольная работа. 7

6 КЛАСС

Из программы 6 класса осталось пройти следующие темы: «Положительные и отрицательные числа», «Решение уравнений», «Координатная плоскость», «Пропорция».

За I четверть изучаются положительные и отрицательные числа, координатная плоскость. Первые уроки четверти посвящаются повторению пройденного в 5 классе.

II четверть начинается с изучения темы: «Решение уравнений», а затем до конца четверти учащиеся занимаются нахождением неизвестного члена пропорции и решают задачи на прямую и обратную пропорциональную зависимость.

С окончанием II четверти заканчивается изучение материала 6-го класса.

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО КУРСУ «МАТЕМАТИКА» В 6-КЛАССЕ НА I - II четверти.

I четверть 9*5 ч.=45 ч.

№ уроков  Содержание  Кол-во уроков
1-3 Натуральные числа. 3
4-6 Десятичные дроби. 3
7-9 Обыкновенные дроби. 3
10-12 Совместимые действия. 3
13 Подготовка к контрольной работе. 1
14 Контрольная работа №1. 1
15-18 Положительные и отрицательные числа. 4
19-22 Координатная плоскость. 4
23-26 Модуль числа. 4
27-30 Сложение рациональных чисел. 4
31-34 Вычитание рациональных чисел. 4
35-38 Умножение рациональных чисел. Законы умножения. Деление. 4
39-42 Задачи на все действия. 4
43 Подготовка к контрольной работе. 1
44 Контрольная работа №2. 1
45 Анализ контрольной работы. 1

II четверть 7*5ч.=35ч.

№ уроков  Содержание  Кол-во уроков
46-49 Раскрытие скобок. 4
50-51 Коэффициент. 2
52-55 Приведение подобных слагаемых. 4
56-59 Решение уравнений. 4
60 Подготовка к контрольной работе. 1
61 Контрольная работа №3. 1
62-65 Отношения. 4
66-69 Пропорция. Основное свойство пропорции. 4
70-73 Нахождение неизвестного члена пропорции. 4
74-77 Прямая и обратная пропорциональная зависимость. 4
78 Подготовка к контрольной работе. 1
79 Контрольная работа №4. 1
80 Анализ контрольной работы. 1