Внеклассное занятие по музыке "Я – русский композитор". По мотивам произведений С.В. Рахманинова

Разделы: Музыка


Цели:

1. Овладение образным языком музыкального искусства.

2. Формирование слушательской музыкальной культуры студента.

3. Развитие интегративных качеств восприятия, творческих способностей.

Материалы к занятию:

Музыкальный ряд:

    1-я часть 2-го концерта для фортепиано с оркестром, вокализ;

    Поэма – кантата “Колокола”;

    Прелюдия си-минор;

    Прелюдия до-диез минор;

Карточки с заданиями для практической работы.

    Карточки со стихами.

Литературный ряд:

Фрагменты стихотворения Э. По в переводе Бальмонта

“Колокольчики и колокола”;

Стихи А.Блока, С. Есенина, А. Пастернака, Ф. Тютчева;

Повести: Н. Калинина “ С.В. Рахманинов”;

Е. Дулова “Преодоление”.

Зрительный ряд: фотографии, рисунки к поэме-кантате “Колокола”.

ХОД ЗАНЯТИЯ

“Загадочный ты человек, Серёжа” - сказал как-то Фёдор Шаляпин Рахманинову (фото 1, приложение 1). “И музыка у тебя загадочная. То Русью в ней пахнёт, то восточной негой повеет. И так всё гордо, а в то же время задушевно и человечно. Объясни ты мне, бога ради, откуда ты всё это берешь? И вообще, что такое музыка?”

Рахманинов с улыбкой глядит на друга.

“Ты спрашиваешь у меня, что такое музыка? Неужели сам не знаешь?

Музыка это -...

- Что мог ответить Сергей Васильевич Рахманинов Шаляпину, как русский человек, как русский композитор?

Беседа со студентами.

Любовь к русской земле, её природе, к народным песням, колокольным звонам, хоровому пению навсегда сохранил в своем сердце Сергей Васильевич Рахманинов. Всё это нашло отражение в его творчестве, которое стало неотъемлемой частью нашей духовной жизни.

Так гениальной поэмой о Родине назовут современники второй концерт для фортепиано с оркестром.

У Рахманинова к этому произведению было особенное чувство. Оттого, так ярко жил в памяти вечер собственного исполнения.

“Большой зал Благородного собрания (фото 2, 3, приложение 1). Открытие филармонического сезона. Публика валом валит. Рахманинов долго ждет, пока успокоится переполненный зал. Наконец, наступает полная тишина…”

Звучит 1-я часть 2-го концерта.

Это произведение было дорого Рахманинову. После перерыва в творческой деятельности, связанного с неудачным исполнением первой симфонии, 2-ой концерт ознаменовал выход из тяжелой депрессии.

Вспомните слова Шаляпина “То Русью в ней пахнёт…”

- Чем же русским так “веет” от этой музыки?

Звучит начало концерта.

Беседа со студентами.

В основе первой части концерта лежит эпически величавая тема, олицетворяющая образ Родины, могучей и прекрасной. Очень необычно – гулкими набатными аккордами фортепиано, нагнетающими напряжение, открывается концерт.

Каждый раз с первого же колокольного удара чувствуется, как во весь рост подымается Россия. Можно, не боясь преувеличения, утверждать, что музыка концерта является художественным памятником знаменательной эпохи русской жизни – в ней слышны неуравновешенность, встревоженность начала века.

Думается, композитор мог бы повторить поэтические строки А. Блока:

И я люблю, сей мир ужасный:
За ним сквозит мне мир иной -
Неописуемый прекрасный
И человечески простой.

Прекрасный мир человеческой души русского человека удалось передать Рахманинову в “Вокализе”.

Вокализ – это пьеса для голоса без слов.

Вокализ Рахманинова был посвящен великой русской певице Антонине Васильевне Неждановой (фото4, приложение 1). Это талантливое, прекрасное произведение. Когда Нежданова высказала свое сожаление о том, что в этом произведении нет слов, Рахманинов на это сказал: “Зачем слова, когда Вы своим голосом и исполнением сможете выразить все лучше и значительно больше, чем кто-нибудь словами”.

Звучит вокализ.

- Можно ли сказать, что это изумительное произведение берёт истоки от русской народной песни?

- Чем вы можете обосновать? Что характерно для русской народной песни? Что прослеживается в данном произведении?

Беседа со студентами.

Широко, плавно льется мелодия. Как в лирической песне русский человек “изливал душу”, так и здесь без слов ясно, что речь идет о чём-то дорогом, близком и сокровенном.

Представим, что Рахманинов всё-таки решился подобрать поэтическое произведение. И этим поэтическими строками могли бы стать следующие стихотворения (приложение 2).

Студентам в каждом поэтическом произведении предлагается выбрать наиболее созвучные музыке строки (с каждым поэтическим произведением работает определенная группа).

Звучит вокализ.

Беседа со студентами.

Удивительна была способность Сергея Васильевича с такой силой и глубиной выражать в своих творениях национальный, русский характер. Оказывается и на текст американского поэта, да ещё мистика, склонного к потусторонней загадочности, можно написать русскую музыку. Да ещё просветлённо трагичную и человечную.

Незнакомая девушка послала Рахманинову анонимное письмо с советом прочитать поэму Эдгара По “Колокола” в переводе Бальмонта, уверяя, при этом, что ему доступно превратить в музыку силу этих поэтических строчек.

Так возникла кантата-поэма “Колокола”. В кантате 4 части.

Обратите внимание на карточку с заданиями по каждой части кантаты.

КОЛОКОЛА

1-я часть

  1. Определите эмоциональную сферу данного фрагмента?
  2. Подберите рисунок (укажите номер)

2-я часть

  1. Выберете соответствующие характеристики данного музыкального фрагмента (праздничность, тревога, торжественность, опасность, величавость).
  2. Подберите рисунок,  №…

3-я часть

  1. Какие чувства вызывает у вас этот музыкальный фрагмент?
  2. Подберите рисунок,  №…

4-я часть

  1. Какое настроение создал композитор в данном музыкальном фрагменте?
  2. Подберите рисунок №…

Зрительный ряд (приложение 3).

Звучат фрагменты 4-х частей кантаты-поэмы “Колокола”.

Студенты выполняют задания на карточке.

(После просушивания заслушиваются варианты ответов по заданиям на карточке. Далее преподаватель предлагает вниманию студентов поэтические отрывки “Колоколов” Эдгара По к частям кантаты в такой последовательности: 1, 4, 2, 3 части. Номер части не называется, предложенные поэтические строки нужно соотнести с музыкальным фрагментом и рисунком.)

1-я часть.

Слышишь, сани мчатся в ряд,
Мчатся в ряд!
Колокольчики звенят
Серебристым легким звоном слух наш сладостно томят
Этим пеньем и гуденьем о забвеньи говорят.

4-я часть.

Похоронный слышен звон,
Долгий звон!
Горькой скорби слышны звуки, горькой жизни кончен сон.
Звук железный возвещает о печали похорон!

2-я часть.

Слышишь: к свадьбе звон святой,
Золотой!
Сколько нежного блаженства в этой песне молодой!
Нарастая, упадая, брызги светлые летят,
Вновь потухнут, вновь блестят.

3-я часть.

Слышишь: воющий набат,
Словно стонет медный ад!
Эти звуки в дикой муке сказку ужасов твердят.
Точно мелят им помочь,
Крик кидают прямо в ночь.

(В результате работы студенты должны “свести воедино” муз. фрагменты, поэтические строки, рисунки. Результат 1 ч-2 рис., 2 ч-5 рис., 3 ч- 1 рис., 4 ч – 3 рис. )

Написанная за год до начала 1-й мировой войны, кантата отразила ощущение приближающейся грозы. Настороженность и предчувствие тревог Родины сквозит в этой музыке.

А музыку Рахманинова высоко оценили и в России и на Западе. Но год 1917 оказался в судьбе композитора роковым.

“Осень 1917 года. Машина подъехала к усадьбе. Возле дома размахивали руками какие-то мужики, а другие выносили оттуда разную утварь. Но не это потрясло Рахманинова: широкие окна во втором этаже распахнулись, там показалось нечто большое, черное, сверкающее,- надвинулось на подоконник, выпятилось наружу и вдруг грохнулось вниз. И лишь ударившись о землю и взвыв оборванными струнами, обнаружило свою сущность кабинетного рояля “Стейнвей”.

Волоча ноги, как дряхлый старик, Рахманинов побрёл к дому. Мужики заметили его, когда он оказался рядом с трупом рояля, и оцепенели. У них не было личной ненависти к Рахманинову, и если в отсутствие он становился “барин” и “помещик”, то живой его образ напоминал, что он не просто барин, совсем не барин, а нечто другое, далеко не столь им враждебное.

- “Ничего, продолжайте” - рассеянно проговорил Рахманинов и остановился над черными блестящими досками, чей смертельный взвой продолжал звучать в его ушах.

Звучит прелюдия си-минор.

(На фоне музыки) Он глядел на … еще дрожащие струны, на разбросанные кругом клавиши… и понимал, что никогда не забудет этой минуты”.

Не в силах понять происходящего и расценивая всё как всенародное бедствие, Рахманинов принимает решение временно покинуть Россию. И уезжает с тяжёлым чувством, ещё не зная, что уезжает навсегда, и что много раз пожалеет о том, что сделал этот шаг.

Впереди его ждала новая жизнь, громкий успех и безмерная тоска по Родине. Мощный поток рахманиновской музыки прервался, лишившись питательных соков родной почвы, “воздуха” России.

Рахманинов занимается концертной деятельностью. А в годы войны, неизлечимо больной, он дает концерты, чтобы материально помочь соотечественникам (фото 5, 6, приложение 1).

Часто на концертах звучит прелюдия до-диез минор.

- Почему именно это произведение входило в концертный репертуар последних лет жизни композитора?

Исполняется фрагмент прелюдии до-диез минор.

Беседа со студентами.

Последний концерт. Рахманинов исполняет прелюдию до-диез минор.

Овация зала. Рахманинов пытается встать, но не может. Скученный невыносимой болью позвоночник, не дает ему подняться.

- Занавес! ! Занавес!! – разносится за кулисами.

- Носилки! – потребовал врач.

- Погодите!...Я должен поблагодарить публику… И попрощаться.

Занавес успели опустить, прежде чем он рухнул на помост…

В конце марта 1943 года в России из черных репродукторов без обычного дикторского объявления выросли восемь начальных аккордов 2-го фортепианного концерта.

Звучит начало концерта.

После чего было сказано, что в США скончался Сергей Васильевич Рахманинов. Рахманинова не стало, а его музыка продолжала согревать души исстрадавшихся от войны соотечественников.

И нота каждая его кричит: - Прости!
И крест над холмиком кричит: - Прости!
Он на чужбине столько погрустил!
Он на чужбине только погостил…

“Я - русский композитор, и моя Родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка – это плод моего характера, и поэтому это русская музыка…”. С.В. Рахманинов

Список литературы

1. Дулова Е.В. Преодоление. - М.: Детская литература.,1984.

2. Калинина Н.А. С.В. Рахманинов. Повесть. - М.: Детская литература,1989.

3. Рудакова Е.Н. С.В.Рахманинов. Альбом. - М.: Музыка,1988.

4. Соколова Е.И. С.В. Рахманинов. - М.: Музыка, 1983.