Дыхательные упражнения как игровой метод оздоровления и развития дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


1. Оздоравливающий аспект.

Болезни дыхательной системы занимают одно из ведущих мест в патологии детского возраста. Это связано как с анатомо-физиологическими особенностями, так и со своеобра­зием реактивности организма ребенка. Важнейшие из мор­фологических особенностей сводятся к «экспираторному» строению грудной клетки (как бы находящейся в состоянии вдоха) в раннем возрасте, сравнительной узости трахеи, брон­хов и бронхиол, незавершенности морфологических структур органов дыхания, бедности эластических волокон, мягкости и податливости ребер, хрящей трахеобронхиального дерева. В связи с этим у ребенка ограничены возможности вентиля­ции, имеются благоприятные условия для развития отека, нарушений бронхиальной проходимости и генерализации ин­фекции.

Физиологическое своеобразие дыхания ребенка связано с большой функцио­нальной нагрузкой при продолжающемся развитии и морфологической дифференцировке. В то же время отмечаются меньшая растяжимость легочной ткани и относительно большая работа дыхания, слабость дыхательной мускулатуры, приводящая к ее истощению при повышенных требованиях к ды­хательному аппарату. К физиологическим особенностям ды­хания ребенка относится также более низкая возбудимость дыхательного центра и более поздняя адаптация к гипоксемии, сравнительно меньшее давление в малом круге кровооб­ращения, обусловливающее наклонность к сдавливанию сосу­дов при воспалительных изменениях.

При заболеваниях органов дыхания у ребенка следует учиты­вать, что и аппарат внешнего дыхания, и газообмен функциони­руют у детей в особых условиях, обеспечивающих потребности организма путем более напряженной деятельности. Физиологи­ческие приспособительные механизмы функциональной систе­мы дыхания нестойки, а резервы — недостаточны.

Важную роль в оздоровлении играет развитие дыха­тельного аппарата. Каждое мышечное сокращение, вызывая изменения химизма мышц, рефлекторно воз­буждает функцию дыхания. Работа мускулатуры не только сопровождается соответствующим усилением вентиля­ции и газообмена, но и требует четкого согласования работы внутренних органов, обеспечивающих мышечное сокращение. Несмотря на произвольное регулирование дыхания, дыхатель­ная функция тонко приспосабливается к меняющимся по­требностям организма за счет наличия богатого рецепторного аппарата функциональной системы дыхания и ряда возмож­ных путей регуляции функции.

Отмечаются некоторые особенности реагирования дыха­ния на мышечную работу у детей, которые сводятся к усилению вентиляции преимущественно за счет учащения и меньше за счет углубления дыхания. При системной работе над развитием дыхательного аппарата у детей наблюдается относительно больший прирост легочной вентиляции. Увеличение газооб­мена при мышечной работе достигает некоторого предела, известного в физиологии дыхания как величина максимального потребления кислорода, определяющего функциональные возможности дыхания, лимитирующие объем производимой работы. Максимальное потребление кислорода увеличивается по мере роста ребенка. В то же время у детей возможность длительно сохранять потребление кислорода на максимальном уровне ограничена и увеличивается с возрастом и в зависи­мости от занятий.

Под влиянием систематических занятий дыхательными упражнениями увеличи­ваются резервные возможности дыхания — жизненная емкость легких, максимальная вентиляция, бронхиальная проходимость; возрастает коэффициент использования кислорода из вентили­руемого воздуха. Уменьшается работа дыхания в расчете на еди­ницу вентиляции и потребления кислорода; улучшается кислородтранспортная функция крови и совершенствуются механиз­мы тканевого дыхания. Все эти благоприятные функциональные сдвиги являются не только прямым следствием возрастного пре­образования дыхательной системы.

В патологических условиях при заболеваниях органов дыха­ния нарушается тонкий приспособительный механизм, обеспе­чивающий адекватное включение многочисленных звеньев функциональной системы дыхания и предупреждающий нару­шения гомеостаза. Восстановление нейрогуморальной регуля­ции дыхания, приспособительная перестройка его в целях обес­печения жизнеспособности детского организма — важнейшая лечебная задача.

Про­извольное изменение дыхания во время выполнения упраж­нений осуществляется по механизму условного рефлекса и вырабатывается на основе словесных раздражителей, по показу в игровой форме, применяется в связи с нормализу­ющим действием мышечной работы на нервную систему, аппа­рат внешнего дыхания. Оказывая положительное влияние на корковые процессы, упражнения способствуют из­менению общей реактивности организма ребенка, снятию повышенной возбудимости, уменьшение отечности и набухлости слизистой оболочки, уменьшение проявлений дискринии, т.е. устраняются основные патофизиологические механизмы нарушения бронхиальной проходимости.

Чем раньше дыхательные упражнения включаются в методику занятий, тем больше их эффект. Только правильное выполнение будет эффективным: дыхательные упражнения с удлиненным и ступенчато-удлиненным выдо­хом, дыхательные упражнения с произнесением на выдохе ряда дрожащих, шипящих и свистящих звуков, вызывающих дрожание голосовой щели и бронхиального дерева (физио­логический вибрационный массаж, приводящий к снижению тонуса гладкой мускулатуры), дыхательные упражнения с урежением и задержкой дыхания на выдохе, упражнения в расслаблении, физические упражнения для мышц верхних конечностей и грудной клетки, дренажные, упражнения, кор­ригирующие упражнения. Необходимо проводить подбор упражнений с учетом периода заболевания, возрас­та ребенка, его индивидуальных особенностей и перено­симостью физических нагрузок.

2. Развивающий аспект.

Учитывая факт, что ряд речевых нарушений имеет в своей симптоматике синдром нарушения физиологического и речевого дыхания, работа по преодолению нарушений речи носит комплексный характер и включает в себя «постановку» правильного физиологического и речевого дыхания. Для этого используются статические и динамические дыхательные упражнения, направленные на выработку умения дышать носом, на развитие ротового выдоха, умения дифференцировать носовой и ротовой выдох, рационально использовать выдох в момент произнесения звуков, слогов, слов, фраз.

В рамках теории деятельности в логопедической работе широко используется игровой метод, который предполагает использование различных игр, упражнений игрового характера в сочетании с другими приемами: показом, пояснением, указаниями и вопросами.

Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений. Ребенок, занимаясь дыхательной гимнастикой, попадет в особый микромир сказок, песен, игр, стихов.

Сказка – популярный и любимый детьми жанр. В современной педагогике и психологии сказка рассматривается, как многообразный по своим возможностям источник развития ребенка. Особое внимание обращается на тесную связь сказки с игрой. Через сказочные сюжеты и мотивы, ребенок легче включается в предлагаемый вид деятельности.

Стихи – короткие рифмованные строки (ряды), соотносимые и соизмеримые между собой. Стихи хорошо запоминаются и эмоционально воспринимаются детьми. Пояснения, относительно смысла упражнений, приемов их выполнения или правил игры лучше воспринимаются и запоминаются детьми, если предъявляются в форме стихотворений, коротких рифмовок. В самом стихотворении может содержаться какой-либо сказочный сюжет, призывающий к игре.

Вспомогательным средством, необходимым для создания позитивного эмоционального настроя, атмосферы творчества и фантазии является музыка. Помощь в подборе музыкального репертуара для сопровождения дыхательных игр и упражнений может оказать музыкальный руководитель.

Пение – форма дыхательной гимнастики, развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь. Систематическое применение пения оказывает выраженную положительную динамику показателей функции внешнего дыхания. Наблюдается увеличение жизненной емкости легких, резервных объемов вдоха и выдоха, одновременное уменьшение частоты и минутного объема дыхания, а также снижение дыхательных энергозатрат.

Взаимосвязь музыки, слова и движения прекрасно представлена в хороводах.

Работа по формированию правильного физиологического и речевого дыхания у детей с речевой патологией, осуществляемая в условиях специализированной группы дошкольного образовательного учреждения, предполагает решение следующих задач:

  1. Улучшить функцию внешнего (носового) дыхания.
  2. Вырабатывать более глубокий вдох и более длительный выдох.
  3. Развивать фонационный (озвученный) выдох.
  4. Развивать речевое дыхание.
  5. Тренировать речевое дыхание в процессе произнесения текста.

Ребенок, освоивший правильное дыхание, нуждается в постоянном контроле и наблюдении за правильностью его дыхания. Отсюда необходимость постоянного повторения дыхательных упражнений для закрепления навыков правильного физиологического и речевого дыхания.

Вся работа по формированию физиологического и речевого дыхания, которая проводится в дошкольном образовательном учреждении, требует участия следующих специалистов: логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, психолога, медицинских работников. Виды этой работы:

  1. Дыхательные пятиминутки перед завтраком, после дневного сна.
  2. Звукодыхательные игры, как фрагмент логопедического занятия – 5 минут.
  3. Звукодвигательные игры, дыхательные игры как фрагмент занятия по физкультуре и на прогулке – 5 минут.
  4. Звукоречевые игры как фрагмент логопедического занятия – 5 минут.
  5. Голосовые упражнения и исполнение песен на музыкальных занятиях.
  6. Психологические тренинги.

Дополнительно применяются общие дыхательные упражнения, дутье на ватку и бумажные игрушки; игра на детских духовых инструментах.

При выполнении дыхательных упражнений необходимо соблюдать следующие требования:

    1. не заниматься в пыльном, непроветренном, или сыром помещении;
    2. температура воздуха должна быть на уровне 18-20° С;
    3. одежда не должна стеснять движений;
    4. не заниматься сразу после приема пищи;
    5. не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии.

Упражнения могут выполняться в исходном положении лежа, сидя, стоя, а также в сочетании с движениями и речью.

3. Игровые дыхательные упражнения.

Таблица.