Нестандартный урок по русскому языку в 6-м классе по теме "Употребление местоимений в речи". Ток-шоу "Слова-загадки"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  1. Научить правильно употреблять местоимения, чтобы речь была ярче, красивее и выразительнее.
  2. Развивать внимание, память, творческие способности.
  3. Воспитывать в учениках любовь к языку, слову.

Тип урока: нестандартный урок.

Методы: слово учителя, беседа, игра.

Оборудование: таблица, тексты с заданиями, стихи, вопросы.

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность учеников
1. Cообщение темы.

    В русском языке существует специальная часть речи - это местоимение. Каждое местоимение – загадка. За ним может скрываться множество слов. Он – это и папа и брат. Сегодня мы попробуем прикоснуться к тайне этих слов. А урок мы проведём в форме очень популярного телевизионного жанра – ток-шоу.

2. Лексическая работа.

- Каково, по-вашему происхождение этого слова “ток-шоу”?

- Из какого языка оно к нам пришло?

- Постараемся, чтобы наш урок получился не столько показным, сколько полезным. Итак…

Ток-шоу открывается!
К началу все готовы!
Билеты предлагаются
За вежливое слово.

3. Коммуникативная ситуация.

- Любое представление начинается с приобретения билета. Не будем отступать от правила!

- Послушайте диалог.

У кассы

Ты послушай, дай билет!
Ваше вежливое слово!
У меня такого нет.
Ах, у Вас такого нет?
Не получите билет!

- Что было не соблюдено в диалоге?

- Что такое “этикет”?

- Не случайно на нашем ток-шоу встретились местоимения и этикет. Посмотрите, какие правила этикета нарушил покупатель?

- Когда уместно употребление местоимения “ты”?

Обратимся за помощью к таблице.

Употребление местоимений

Уместно

Ты, твой

- По отношению к хорошо знакомому человеку.

- В неофициальной обстановке, при дружеских отношениях.

- По отношению к равному или младшему.

Вы, ваш

- По отношению к незнакомому человеку.

- В официальной обстановке.

- При подчёркнуто вежливом, сдержанном отношении к человеку.

Вывод

- Как связаны между собой этикет и употребление местоимений?

- Умение правильно употреблять местоимения – очень важно.

- Сейчас вы в этом ещё раз убедитесь.

- Приглашаю наших первых гостей. Послушаем их рассказы, в чём их трудности?

Ученица. Мы с Артуром ходим на дополнительные занятия по русскому языку. Но вчера Артур пропустил занятие, сказал, что ходил с мальчиками в кино. А дальше – как в известном стихотворении.

Ученик.

Они ползут, а он им – раз!
А тут как раз она ползла,
А он как даст ему со зла!
А он им – раз ! Они ей – раз!
Но тут как раз её он спас,
Ведь он был с нею заодно…

- В чём причина непонимания между одноклассниками?

4. “Местоимения-заместители”.

- Какие части речи могут заменить местоимения?

5. Комплексный анализ текста.

- Послушайте стихотворения Агнии Барто, о чём говорится в нём?

Я люблю ходить вдвоём
В поле, в лес, на водоём.
Я люблю пускаться в путь
Не один, а с кем нибудь…
Белка в зелени густой
Скачет в перелеске.
Крикнуть некому: “Постой!”
Я один: мне красотой
Поделиться не с кем.

- Какие местоимения преобладают в стихотворении? Какую тональность они придают ему?

6. “Шутке – минутка”.

- Прежде чем пригласить нашу следующую гостью, сделаем рекламную паузу: отвечаем на вопросы-шутки.

1) Какие местоимения читаются одинаково слева направо и справа налево?

2) Какое местоимение, если его прочитать наоборот, станет союзом?

3) Из какого указательного местоимения можно испечь пирог, если прибавить 100?

4) Cын моего отца, но не мой брат. Кто это?

5) Какие два личных местоимения портят дороги?

6) Какой газ отрицает личное местоимение?

7) Какому личному местоимению надо добавить не один год, а года, чтобы получился синоним слова “польза”?

7. Игра “Аукцион”.

- В русском языке есть немного примеров, когда речь можно сделать яркой с помощью фразеологизмов. Приведите примеры.

- А теперь устроим аукцион. Вот этот лот (подарок) получит тот, кто последним назовёт фразеологизм, состоящий только из местоимений (и служебных слов).

8. Редактирование предложений.

- Редакторы нашего ток-шоу приготовили предложения, в которых неверно употреблены местоимения. Нужно устранить ошибки и пояснить причины таких ошибок.

Предложения

  1. “Слышу, сзади меня кто-то танцует. Вижу, они танцуют на большой фанере”.
  2. “Дубровский застрелил медведя.Троекуров велел снять с него шкуру”.
  3. “Лицо у ней круглое”.
  4. “Из ихнего окна раздавались звуки знакомой мелодии”.
  5. “Мурзик, когда видел незнакомые лица, он лаял”.
  6. “Повесть “Выстрел” - интересна. В нём много захватывающих событий”.

9. Обобщение, подведение итогов.

- Что нового узнали?

- Какие задания были наиболее интересными?

10. Домашнее задание.

- Составить рассказ по теме урока, используя выводы и самостоятельно подобранные примеры.

 

 

 

 

 

 

“Ток” - англ. “разговор,разговаривать.

“Шоу” - англ. “показывать,смотреть”.

 

 

 

 

Два ученика разыгрывают сценку.

 

 

 

 

 

Правила этикета.

“Этикет” (франц.) “принятый порядок поведения”.

 

 

 

 

 

Обратился на “ты”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы записывают в тетрадь.

 

 

 

 

 

Вывод записывают в тетради.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответ детей.

- грустную, печальную;

отрицательные местоимения подчёркивают одиночество лирического героя.

Оно, тот.

Он, но.

Тесто.

Я сам.

Я - мы.

Не - он.

Вы - года.

Проводит подготовленный ученик.

- И нашим и вашим;

- ни то, ни сё;

- всё или ничего;

- сам не свой.

 

На парте у каждого ученика.

1) Местоимение “они” не является

заместительным.

2) Двусмысленность.

3) “У ней” - просторечное.

4) Не литературная норма.

5) Исключить местоимение “он”.

6) Повесть “в ней”.