Цели урока:
Тип урока: нестандартный урок.
Методы: слово учителя, беседа, игра.
Оборудование: таблица, тексты с заданиями, стихи, вопросы.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1. Cообщение темы. В русском языке существует специальная часть речи - это местоимение. Каждое местоимение – загадка. За ним может скрываться множество слов. Он – это и папа и брат. Сегодня мы попробуем прикоснуться к тайне этих слов. А урок мы проведём в форме очень популярного телевизионного жанра – ток-шоу. 2. Лексическая работа. - Каково, по-вашему происхождение этого слова “ток-шоу”? - Из какого языка оно к нам пришло? - Постараемся, чтобы наш урок получился не столько показным, сколько полезным. Итак… Ток-шоу открывается! 3. Коммуникативная ситуация. - Любое представление начинается с приобретения билета. Не будем отступать от правила! - Послушайте диалог. У кассы Ты послушай, дай билет! - Что было не соблюдено в диалоге? - Что такое “этикет”? - Не случайно на нашем ток-шоу встретились местоимения и этикет. Посмотрите, какие правила этикета нарушил покупатель? - Когда уместно употребление местоимения “ты”? Обратимся за помощью к таблице. Употребление местоимений Уместно Ты, твой
Вы, ваш
Вывод - Как связаны между собой этикет и употребление местоимений? - Умение правильно употреблять местоимения – очень важно. - Сейчас вы в этом ещё раз убедитесь. - Приглашаю наших первых гостей. Послушаем их рассказы, в чём их трудности? Ученица. Мы с Артуром ходим на дополнительные занятия по русскому языку. Но вчера Артур пропустил занятие, сказал, что ходил с мальчиками в кино. А дальше – как в известном стихотворении. Ученик. Они ползут, а он им – раз! - В чём причина непонимания между одноклассниками? 4. “Местоимения-заместители”. - Какие части речи могут заменить местоимения? 5. Комплексный анализ текста. - Послушайте стихотворения Агнии Барто, о чём говорится в нём? Я люблю ходить вдвоём - Какие местоимения преобладают в стихотворении? Какую тональность они придают ему? 6. “Шутке – минутка”. - Прежде чем пригласить нашу следующую гостью, сделаем рекламную паузу: отвечаем на вопросы-шутки. 1) Какие местоимения читаются одинаково слева направо и справа налево? 2) Какое местоимение, если его прочитать наоборот, станет союзом? 3) Из какого указательного местоимения можно испечь пирог, если прибавить 100? 4) Cын моего отца, но не мой брат. Кто это? 5) Какие два личных местоимения портят дороги? 6) Какой газ отрицает личное местоимение? 7) Какому личному местоимению надо добавить не один год, а года, чтобы получился синоним слова “польза”? 7. Игра “Аукцион”. - В русском языке есть немного примеров, когда речь можно сделать яркой с помощью фразеологизмов. Приведите примеры. - А теперь устроим аукцион. Вот этот лот (подарок) получит тот, кто последним назовёт фразеологизм, состоящий только из местоимений (и служебных слов). 8. Редактирование предложений. - Редакторы нашего ток-шоу приготовили предложения, в которых неверно употреблены местоимения. Нужно устранить ошибки и пояснить причины таких ошибок. Предложения
9. Обобщение, подведение итогов. - Что нового узнали? - Какие задания были наиболее интересными? 10. Домашнее задание. - Составить рассказ по теме урока, используя выводы и самостоятельно подобранные примеры. |
“Ток” - англ. “разговор,разговаривать. “Шоу” - англ. “показывать,смотреть”.
Два ученика разыгрывают сценку.
Правила этикета. “Этикет” (франц.) “принятый порядок поведения”.
Обратился на “ты”.
Выводы записывают в тетрадь.
Вывод записывают в тетради.
Ответ детей. - грустную, печальную; отрицательные местоимения подчёркивают одиночество лирического героя. Оно, тот. Он, но. Тесто. Я сам. Я - мы. Не - он. Вы - года. Проводит подготовленный ученик. - И нашим и вашим; - ни то, ни сё; - всё или ничего; - сам не свой.
На парте у каждого ученика. 1) Местоимение “они” не является заместительным. 2) Двусмысленность. 3) “У ней” - просторечное. 4) Не литературная норма. 5) Исключить местоимение “он”. 6) Повесть “в ней”. |