Классный час "Цветок здоровья", или гимнастика для ума

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Классное руководство


Цель: формирование представления о здоровье как ценности.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с понятием “здоровье”.
  2. Определить основные факторы, влияющие на здоровье.
  3. Развивать логическое, образное мышление, творческое воображение, речь.

Оформление: (на доске)

  • изречения известных людей “ Надо, чтобы ум был здравым в теле здоровом” (Ювенал); “ Здоровье это единственная драгоценность” (Монтень).
  • нарисовать цветочный горшок и из него тонкий стебелек в центре, которого сердцевина со словом “здоровье” (в последствии к ней прикрепляются лепестки со словами: спорт и физкультура, питание, режим дня, закаливание, положительные эмоции).

Приложение.

Оборудование:

“Цветок здоровья”, жетоны для победителей, ручки, листы бумаги, практический материал, классическая музыка.

Форма мероприятия: интеллектуальная игра.

Виды деятельности: групповая, практическая, теоретическая, коллективная.

План классного часа:

  1. Интерактивная беседа по теме “Здоровье - это что?”
  2. Интеллектуальная игра “Цветок здоровья” или гимнастика для ума.
  3. Заключительное слово.
  4. Подведение итогов, награждение (рефлексия).

Ход мероприятия.

1ю Интерактивная беседа по теме “Здоровье - это что?”

Учитель. Здравствуйте, дорогие девочки и мальчики! Я говорю вам “здравствуйте”, а это значит, что я всем желаю здоровья! Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья? Наверное, потому, что здоровье для человека – самая главная ценность. Но, к сожалению, мы начинаем говорить о здоровье тогда, когда его теряем! Сегодня у нас необычная встреча. Сегодня мы вместе с вами вырастим “цветок здоровья”, от каждого из вас будет зависеть успех нашего общего дела. Вы разделились на две команды. Каждой команде необходима четкость, слаженность ведь от этих качеств зависит успех команды. На протяжении всей встречи каждая команда может заработать жетоны, а в конце мы определим победителя.

Настойтесь на серьезный лад и… начинаем. До 1940 года считалось, что здоровье - это отсутствие болезней. Теперь же считается что здоровье – это не просто отсутствие болезней, это состояние физического, психического и социального благополучия. А также здоровье - это неоценимое счастье в жизни любого человека. Нам хочется быть бодрыми, веселыми, сильными и ловкими. Так что же такое “здоровье”? Вы сейчас сами попробуйте ответить на этот вопрос.

Практическая работа: перед каждой командой лежит лист бумаги, где написано бесценное слово “здоровье”. Вам нужно подобрать на каждую букву (кроме мягкого знака “ь”) как можно большее слов, которые имеют отношение к здоровому образу жизни. Как только закончит играть музыка, вы кладете ручки, у какой команды будет больше слов, та и победила. Начинаем! (Звучит классическая музыка – 3 минуты.)

Приложение 1.

Учитель. Так что же такое “здоровье”? (Ответы детей.) А знаете ли вы, что в литературе дано более трехсот понятий “здоровья”. Но самое популярное определение, данное Всемирной организацией здравоохранения, звучит так: “Здоровье – это состояние полного физического, социального, душевного благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов”.

2. Интеллектуальная игра “Цветок здоровья” или гимнастика для ума.

1. Конкурс знатоков

Чтобы вырастить цветок “здоровья” нам с вами нужно определить главные факторы здоровья. Итак, 1-й лепесток цветка – это…попробуйте догадаться сами. Я буду задавать вам вопросы, если вы знаете ответ, то хлопните в ладоши после этого назовите ответ. Если вы ответили неправильно, то вопрос передается другой команде.

ВОПРОСЫ:

  1. Хотя этот спортивный инвентарь не должен ничего резать, по русской поговорке, его вострят. (Лыжи.)
  2. Снаряд для занятий этим видом спорта может поднять даже грудной ребенок, так как он весит 2,5 грамма. (Мяч для игры в настольный теннис.)
  3. На этом “мягком” пути спортсмена сопровождает японский язык. (“Татами”– “дзюдо”.)
  4. Одним из горячих поклонников этого вида спорта и одним из первых спортсменов был граф Лев Толстой. (Велосипедный спорт.)

-Как можно, одним словом назвать ваши ответы? (Спорт.) Это и есть наш 1-й лепесток (спорт и физкультура) в нашем цветке

Физкультминутка. Для следующего задания нам потребуется активизировать весь потенциал вашего мозга. Для этого мы с вами сейчас выполним упражнение называемое “Кнопки мозга”.

Упражнение 1. Сложите ладони перед грудью пальцами вверх, не дышите, сдавите изо всех сил основания ладоней. У вас напряжены мускулы плеч и груди. Теперь втяните живот и потянитесь вверх. Как будто, опираясь на руки, выглядываете из окна. Всего 10-15 секунд. Повторите.

Упражнение 2. Сложите руки в замок, обхватите ими затылок, направьте локти вперед. Потяните голову к локтям. Не сопротивляйтесь, растягивайте шейный отдел позвоночника. Тяните ровно - так, чтобы было приятно, 10-15 секунд.

2. Конкурс “От умеренной еды – сила, а от обильной - могила”

-Итак, мы готовы к напряженной работе. Как утверждает журнал “Мужское здоровье”. Древние китайцы были уверены, что человек болеет только по двум причинам: или в него вселились злые духи, или он что - то не то… Закончите фразу.

—Правильно...съел. Это наш 2-й лепесток – питание. Знаете ли вы, что энергетическая ценность пищи измеряется в калориях. Сейчас мы будем их считать. У вас на листе бумаги дана задача, попробуйте ее решить.

Приложение 2.

-А знаете ли вы, что кондитерские изделия доставляют людям не только необходимые калории, но и удовольствие от процесса еды, что тоже немаловажно.

Физкультминутка. Я вижу, что вы устали сидеть! Давайте поиграем. Я буду задавать вопросы, если ваш ответ утвердительный вы должны встать. Начнем!

  • Любите ли вы сладости?
  • Вы чистили сегодня утром зубы?
  • Делаете ли вы по утрам зарядку?
  • Вы ехали в школу на автобусе, автомобиле?

3. Конкурс “Народная мудрость”: Переходим к следующему заданию. Каждая команда будет из выданных слов составлять пословицу.

  • “Холода не бойся, сам по пояс мойся”.
  • “Соблюдай режим труда и быта – будет здоровье крепче гранита”.

-В течение 5-ти минут подумать:

  1. О чем говорится в каждой из пословиц?
  2. Составить несколько основных правил, которые важно соблюдать при этом. (Ответы детей.)

Вот и появились у нас 3-й лепесток – это режим дня и 4-й лепесток- это закаливание.

Игровой тест. А сейчас я вам предлагаю выбрать свой цвет и подойти к нему. Спасибо! У каждого человека во всем свой вкус. Общность вкусов объединяет людей – проявляет единство отношения к жизни, к проблемам и трудностям. Психологи часто могут составить весьма точный портрет личности, опираясь на знание ее цветовых предпочтений. Это попробую сделать и я.

Как правило, любители оранжевого цвета – люди активные, оживленные, радостные, деятельные.

Синий цвет – обычно люди спокойные, удовлетворенные собственным положением.

Зеленый цвет – люди настойчивые, строгие и серьезные.

Желтый цвет – люди веселые и общительные.

Игра “Давайте говорить друг другу комплементы”. Теперь вы знаете, какие вы. И чтобы проверить ваш выбор, предлагаю вам следующую игру “Давайте говорить друг другу комплементы”

Передавая вот этот мяч, вы говорите своему соседу комплимент или доброе пожелание.

-“Шутка – минутка, а заряжает на час”. И 5-тый лепесток – это положительные эмоции.

-И последнее. Пожалуйста, внимательно послушайте.

Притча.

- Куда ты идешь? – спросил путешественник, встретившись с Чумой.

- Иду в Багдад. Мне надо заморить 5 тысяч человек.

Через несколько дней тот же человек снова встретил Чуму.

- Ты сказала, что заморишь 5 тысяч человек, а заморила 50 тысяч. – упрекнул он ее. – Почему умерло людей в 10 раз больше?

- Нет, - запротестовала Чума. – Я заморила только 5 тысяч, а остальные умерли от…

-Ваше мнение, от чего умерло людей в 10 раз больше. (Ответы детей.)

Учитель. Сейчас я покажу вам, что силой мысли можно затушить свечу.

Фокус со свечой.

Приложение 3.

3. Заключительное слово.

Учитель. Вывод: свое здоровье человек может корректировать сам. На 50% оно зависит от образа жизни, а главное – от желания самосовершенствоваться и сохранять свое здоровье.

4. Подведение итогов, награждение (рефлексия).

Литература

  1. Филинкова О.В. Моё кредо - быть здоровым / Физкультура в школе, 1997.
  2. Мудрое слово о здоровье (изречения, афоризмы, пословицы, поговорки). – М., 1996.