Цели:
- познакомить детей со стихотворением А.С. Пушкина “Уж небо осенью дышало…”,
- учить выразительному чтению лирического стихотворения, способствовать пониманию учащимися текста лирического произведения;
- развивать образное мышление, воссоздающее творческое воображение, умение анализировать, обобщать, сопоставлять;
- воспитывать любовь к природе в различных её проявлениях, интерес к литературному чтению.
Оборудование:
- Портрет А.С. Пушкина, художник Тропинин;
- Аудиозаписи:
П.И. Чайковский “Октябрь” (из цикла “Времена года”)
А.С. Пушкин “Уж небо осенью дышало…” (в исполнении профессионального артиста); - Листы кальки (для каждого ученика);
- Иллюстрации с осенними пейзажами;
- Таблицы “Паузы”, “Логическое ударение” ( для каждого ученика ).
Ход урока.
I. Организационный момент
II. Сообщение темы урока
Прослушивание аудиозаписи П.И. Чайковского “Октябрь” (Осенняя песня) из цикла “Времена года”.
- Какие чувства возникли при прослушивании?
- Что услышали?
- Какую картину увидели?
- К какому времени года подходит эта музыка?
- Некоторые из вас были близки к точке зрения автора, потому что П.И. Чайковский своей музыкой нарисовал осенний месяц октябрь. Музыка осени звучит у нас на уроке неслучайно. Сегодня мы будем говорить о неповторимой красоте этого времени года, познакомимся со стихотворением А.С. Пушкина, будем учиться выразительно читать стихи.
- Мы знаем, прочитать художественное произведение выразительно трудно. Для этого мало выучить его наизусть, нужно понять картину из жизни, рисуемую автором, определить ритм стихотворения, рассмотреть рифму и узнать закон “конца строки”. Да, закон “конца строки” помогает чтецу понять, где делать паузы; рифмы подчёркивают эти паузы – их тоже нужно немного выделять голосом. Но много и других авторских “секретов” знают профессиональные чтецы, актёры. Мы тоже их открываем один за другим. Попробуем сегодня открыть для себя новые “секреты”, которые помогут нам выразительно читать стихотворение А.С. Пушкина.
III. Подготовка к первичному восприятию стихотворения
- Ребята, давайте, совершим небольшое путешествие в далёкое прошлое, в то время, когда жил А.С. Пушкин (обращение к портрету )
- Посмотрите на портрет А.С. Пушкина. Задумчивым и сосредоточенным изобразил его современник поэта художник Тропинин. Этот портрет знают все. Как хорошо, что Тропинин запечатлел для нас облик дорогого для всех человека. Этот портрет бережно хранят в Третьяковской галерее. Вы узнаете много нового о жизни и творчестве поэта, услышите новые для вас стихи, сказки. А, сегодня, в осенний день, поговорим о том, как любил это время года Александр Сергеевич. Он сам об этом говорил так: “Осень… любимое моё время… пора моих литературных трудов”.
Послушайте такие стихотворные строчки:
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Так нелюбимое дитя в семье родной
К себе меня влечёт. Сказать вам откровенно,
Из годовых времён я рад лишь ей одной,
В ней много доброго…
Или ещё строчки:
И с каждой осенью я расцветаю вновь;
Здоровью моему полезен русский холод…
Но была в жизни А.С. Пушкина особенная осень, - осень, которую он провёл в деревне Болдино: все три месяца.
Пушкин 1 сентября выехал в Болдино, чтобы продать имение, подаренное ему отцом. В эти дни свирепствовала страшная болезнь – холера. На многие города был наложен карантин, в том числе на Москву, Московскую, Владимирскую области, и Александр Сергеевич не мог выехать из Болдино три месяца.
Пушкин это время работал с невиданной творческой энергией, много и плодотворно. В Болдино написано им множество стихотворений, закончено величайшее произведение “Евгений Онегин”.
Давайте пофантазируем немного, представим осень, которая так вдохновила поэта на творчество.
(На доске открываются иллюстрации с осенними пейзажами ).
Заранее подготовленные ученики читают поочерёдно стихи.
Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день как будто поневоле
И скроется за край окружный гор…… Уж осени холодною рукою
Главы берёз и лип обнажены,
Она шумит в дубравах опустелых;
Там день и ночь кружится жёлтый лист,
Стоит туман на волнах охладелых,
И слышится мгновенный ветра свист…- Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад – дорога промерзает,
Журча ещё бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл…
- Да, поздняя осень вызывает у человека чувство торжественного и величавого. Природа вечно жива, а её увядание – тоже часть постоянной жизни, необходимый строгий обряд изменения, не нарушающий, а придающий природе особенную красоту.
Осень в Болдино подарила миру множество прекрасных произведений. Послушайте ещё одно из них. Это отрывок из романа А.С. Пушкина “Евгений Онегин” “Уж небо осенью дышало…”
IV. Первичное восприятие стихотворения
Чтение стихотворения учителем наизусть.
V. Проверка качества первичного восприятия
- Понравилось ли?
- Какие картины осени представили при слушании?
- Какое чувство, настроение возникло, когда вы его слушали?
- Захотелось ли перечитать?
VI. Вторичное восприятие стихотворения
- Давайте перечитаем стихотворение ещё раз и поразмыслим как поэту удалось передать картину поздней осени.
VII. Анализ произведения
- О каком периоде осени идёт речь в стихотворении? Найдите слова, подтверждающие ваше мнение.
- Какие признаки осени упоминает поэт?
- Представьте, что вы в осеннем лесу. Какие звуки вы слышите?
- Раньше, да и теперь, поэты для создания художественных образов используют разные образные слова и выражения, которые нам могут быть непонятны.
– Как вы понимаете слова “Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась?”
Обращение к словарю. Чтение пояснительной статьи.
- Что значит слово “караван”? (движущаяся вереница – друг за другом).
- Приходилось ли вам наблюдать за перелётом птиц осенью?
- Как они летят? Почему Пушкин употребляет слово “тянулся”?
- Как вы думаете, почему поэт называет позднюю осень “скучной порой”?
Работа с иллюстрацией к стихотворению.
- Посмотрите на иллюстрацию в учебнике. Она подходит ко всему стихотворению или к какой-то его части?
- Какие краски использовал художник?
- Какое настроение вызывает эта картина?
VIII. Подготовка к выразительному чтению стихотворения.
1). Настроение стихотворения.
- Какое по настроению это стихотворение ?
- Какие слова в этом стихотворении самые важные, определяющее его настроение? Такие слова мы называем ключевыми. (Скучная пора)
- Почему ноябрь – пора скучная? (Потому что “реже солнышко блистает”, “короче становится день”, улетают птицы.)
Обратите внимание на то, что всё это стихотворение представляет собой одно большое предложение.
- Какой знак стоит в конце предложения? Как следует прочитать это стихотворение?
- Почему так спокойно говорит автор о приближении скучной поры? (Это неизбежно. Так всегда бывает в ноябре.)
- Как будем читать стихотворение – быстро или медленно, неторопливо? (Неторопливо.)
2) Работа с таблицами
При чтении очень важно делать паузы в нужном месте. Приготовьте свои таблицы-помощницы для выразительного чтения.
Паузы бывают разной длительности. Самая большая пауза – после объявления названия стихотворения. Объявив название, надо сосчитать про себя до пяти. В данном случае названием будет являться первая строка стихотворения. Если в тексте есть красная строка, то про себя надо считать до четырёх. В данном стихотворении красной строки нет. Необходимы паузы при знаках препинания:
- там, где запятая, пауза на счёт РАЗ;
- точка, тире, двоеточие – на счёт РАЗ, ДВА;
- вопросительный и восклицательный знаки требуют паузы на счёт РАЗ, ДВА, ТРИ.
1. ПАУЗЫ |
|||
№ п/п |
Знаки препинания |
Счёт |
Обозначение |
1 |
, |
Раз |
I |
2 |
. ― : |
Раз, два |
II |
3 |
? ! |
Раз, два, три |
III |
4 |
Красная строка |
Раз, два, три, четыре |
IIII |
5 |
После прочтения заглавия |
Раз, два, три, четыре, пять |
IIIII |
- При чтении голосом выделяют наиболее значимое слово.
Знакомство с таблицей 2.
2. ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ |
|
Обозначение |
|
Слова, на которые падает логическое ударение Соединение строчек, интонационный перенос Повышение тона Понижение тона |
――――――― + ↑ ↓ |
3) Графическая работа
На текст стихотворения в учебнике накладывается калька и проставляются условные знаки (см. таблицы 1,2).
Текст приобретает вид:
Уж небо осенью| дышало, |
Уж реже солнышко блистало, |
Короче становился день, |
Лесов таинственная сень +
С печальным шумом обнажалась, |
Ложился на поля туман, |
Гусей крикливых караван +
Тянулся к югу;|| приближалась "
Довольно скучная пора, ||
Стоял | ноябрь уж у двора..
4) Наблюдение над аллитерацией
Чтобы лучше представить картину осени поэт воспользовался ещё одним приёмом – это аллитерация (слово напечатано на доске).
На доске напечатаны строки из стихотворения.
ЛеСов таинСтвенная Сень
С пеЧальным Шумом обнаЖалась
- Произнесём эти слова так, чтобы можно было услышать шуршание падающих листьев.
- Какие звуки создают такое ощущение? (С―Ч―Ш―Ж.)
5) Прослушивание аудиозаписи стихотворения
- Прослушайте стихотворение А.С. Пушкина “Уж небо осенью дышало…” в исполнении профессионального артиста.
IX. Выразительное чтение стихотворения
- Самостоятельно поработайте над текстом. Приготовьтесь выразительно читать.
( Прослушивание нескольких учеников).
- Смог (ла) ли в своём чтении передать слушателям чувства и настроение рассказчика?
X. Домашнее задание
- Выучить стихотворение наизусть и постараться выразительно рассказать.
XI. Итог урока
- С каким произведением познакомились?
- Кто автор? Какой теме посвящено стихотворение?
- Чему учились на уроке?
- Благодаря поэзии мы учимся лучше понимать, чувствовать и ценить неповторимую красоту русской природы.
- Сегодня все хорошо поработали, молодцы. Я, думаю, эта работа вам поможет научиться выразительно читать стихотворения. Спасибо за работу!