Урок ОБЖ "Вредные привычки и их влияние на здоровье. Алкоголь"

Разделы: ОБЖ, Внеклассная работа, Социальная педагогика


Цель: формирование у подростков понятия “вредные привычки” на примере привычки употребления алкоголя, губительно влияющего на здоровье человека.

Задачи:

Образовательная - усвоить, что алкоголь-это яд для живого организма.

Воспитательная - содействовать формированию положительной “Я- концепции”; воспитывать ответственное отношение учащихся к своему здоровью.

Развивающая - способствовать развитию активной жизненной позиции, творческих способностей, логического мышления, познавательного интереса.

Форма работы: групповая.

Технологии: Здоровьесберегающие, ИКТ, обучение в сотрудничестве (групповая работа).

Методы: диалога, эксперимент, динамические, рефлексивные, создания ситуации выбора и успеха, педагогической поддержки.

Оборудование: воздушный шар, химическая посуда, спирт, яичный белок, подкрашенная вода, инструктивная карта, рабочая карта, аудиозапись для создания музыкального фона, видеофильм “Алкоголь - враг молодежи”, презентация, оборудование мультимедиа.

Ход урока.

1. Организационный этап: Приветствие. Создание благоприятной психоэмоциональной обстановки. /Слайд 1/

2. Актуализация первичного опыта учащихся:

Мотивация. При помощи воздушного шарик, который перекидывают друг другу выяснить, какие проблемы тревожат ас в настоящее время? /Слайд 2/

(Варианты ответов).

Обсудить проблему. - Без чего человек не может решить их?

(Варианты ответов).

Принятие решения. - Без здоровья очень трудно решить проблему, достичь цели, поэтому оно является - одним из главных жизненных ценностей человека.

Понятие “Здоровье” Задание 1 /Слайд 3 /

На каждую букву этого слова напишите слова, относящиеся к тому, что делает человека здоровым.

З-
Д-
О-
Р-
О-
В-
Ь
Е
-

 

Сделать вывод о том, что такое здоровье.

Общий вывод:Здоровье - это состояние полного физического, социального и психического благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов

3. Изучение нового материала:

- Что мешает человеку быть здоровым? Блиц- турнир. (варианты ответов по одному представителю от команды) /Слайд 4/

Мы вместе с вами пришли к теме урока “Вредные привычки и их влияние на здоровье” /Слайд 5/

- Понятие “Вредные привычки”. Что значит привычки? Почему вредные? Назовите известные вам вредные привычки.

Видеоролик “Алкоголь- враг молодежи”

Совместное целеполагание. Какую вредную привычку мы сегодня будем исследовать ?

-Считаете ли вы данную проблему актуальной и почему? (варианты ответов)

Задание 2. Давайте обратимся к статистическим данным социологического опроса. Сделать выводы по результатам исследования статистических данных по Пермскому краю: /Слайд 6 /

Употребление алкоголя подростками. Таблица

Возраст

Пол

Употребляют алкоголь (в %)

Частота употребления в месяц (в %)

1 раз

2-4 раза

13-15 лет

Юноши

Девушки

46,7

48,2

36,7

46,0

11,0

2,2

16-17 лет

Юноши

Девушки

61,4

63,2

45,7

54,5

15,7

8,7

выводы по результатам распространенности употребления алкоголя среди молодежи

Задание 3 Понятия “Пьянство, алкоголизм” /Слайд 7 /

В чем сходство? В чем различие? (варианты ответов)

Пьянство (злоупотребление алкоголем) – это чрезмерное употребление спиртных напитков, чаще всего ситуационное.

Спиртные напитки употребляются с разной частотой и в разном количестве. При этом отсутствует тяга к алкоголю, поиски поводов для выпивки.

Пьянство не болезнь. Человек может по своей воле прекратить потребление алкоголя, не испытывая никаких неприятных ощущений.

Алкоголизм – тяжёлое хроническое заболевание, вызываемое систематическим употреблением спиртных напитков.

Алкоголь разрушает связи между нервными клетками мозга, вырабатывая в них потребность в алкоголе и алкогольную зависимость.

Алкоголиком человека делает не тот или иной конкретный “напиток”, а этиловый спирт, который в них содержится.

Бутылка пива или тоника 0,5 литра, содержащая 5 объёмных процентов алкоголя адекватна 50 граммам водки.

Задание 4 Проведем исследование. /Слайд 8 /

Влияние этанола на организм человека.

ОПЫТ № 1

В сосуд с подкрашенной водой добавить спирт.

Что наблюдаете?

Каков вывод о скорости растворения и воздействия спирта на кровь человека?

ОПЫТ № 2

В сосуд с куриным белком добавить спирт.

Что наблюдаете?

Каков вывод о действии спирта на клетки головного мозга?

Опыт наглядно показывает, как алкоголь быстро растворяется в крови.

При употреблении спиртных напитков алкоголь очень хорошо всасывается из желудочно-кишечного тракта, кровотоком разносится по всему организму и вскоре в крови достигается его максимальная концентрация.

Опыт наглядно показывает, белок свернулся, клетки белка погибли. Так алкоголь убивает, разрушает наш мозг, недаром про пьяницу говорят: “Он пропил свой ум”. То есть алкоголь нарушает работу всех систем организма, часто в результате большой дозы наступает отравление и смерть.

Задание 5. Используя инструктивные карты, ответьте: в чем состоит разрушающее действие спирта на выбранный вами орган человеческого организма? /Слайд 9 /

Задание 6 Что бы это значило? /Слайд 10 /

- Почему это возможно?

- Что это значит для отдельного человека?

Деградация – это постепенно ухудшение; снижение или утрата положительных качеств, упадок, вырождение.

Физкультминутка. Как предотвратить деградацию? /Слайд 11 /

Что нужно сделать, чтобы быть здоровым? воздушным шаром (перебрасывая мяч друг другу назвать возможные варианты ЗОЖ).

Для того, чтобы быть здоровым, счастливым и веселым, лучше заниматься любимым делом: тренировать свое тело, петь, рисовать, вышивать, слушать пение птиц, ходить в походы, на концерты, посещать театры, читать книги, дружить... Любая положительная деятельность может быть толчком к отказу от вредных привычек. Как сказал великий китайский мудрец Лао То: “Тот, кто может победить другого – силен, тот, кто может победить самого себя – поистине могуществен!”

4. Закрепление.

Задание 7 Верны ли следующие утверждения? Объяснить почему?/Слайд 12 /

  1. Алкоголиком может стать только взрослый человек.
  2. Употребление пива не приводит к алкоголизму.
  3. Пьянство и алкоголизм – это слова-синонимы.
  4. Алкоголь вызывает приятные ощущения и в целом не оказывает отрицательного действия на организм.

/Слайды 13. 14. 15. 16 / Последствия алкоголизма

Задание 8. Назвать возможные последствия употребления алкоголя. /Варианты ответов детей/.

Задание 9 Предложите свой вариант лозунга для плаката. /Слайд 17 /

Представим себе, что эти плакаты вывешены в общественных местах (на дискотеках, в клубах, кафе). Для большей убедительности изображения придумайте лозунг к плакату.

5. Подведение итогов. На перекрестке жизни

Притча о глупце и мудреце: Задумал глупец перехитрить мудреца. По пути к нему поймал бабочку, сжал ее в кулаке. Думает: спрошу у мудреца, что у меня в кулаке: жизнь или смерть. Если мудрец скажет жизнь – я сожму кулак, и бабочка умрет, если скажет смерть – я разожму пальцы, и живая бабочка выпорхнет. В любом случае я перехитрю мудреца. Когда глупец пришел к мудрецу и задал ему вопрос: что у меня в руке жизнь или смерть? Мудрец, немного подумав, сказал: “Что ты задумал, то и будет”. Кто в этом споре остался на высоте?

У каждого из нас есть выбор. Какой? Решать каждому из вас!

6. Рефлексия:

Завершить фразу: “Мне сегодня на уроке...”

Учитель желает всем доброго здоровья; благодарит за работу на уроке.