Цель: формирование у подростков понятия “вредные привычки” на примере привычки употребления алкоголя, губительно влияющего на здоровье человека.
Задачи:
Образовательная - усвоить, что алкоголь-это яд для живого организма.
Воспитательная - содействовать формированию положительной “Я- концепции”; воспитывать ответственное отношение учащихся к своему здоровью.
Развивающая - способствовать развитию активной жизненной позиции, творческих способностей, логического мышления, познавательного интереса.
Форма работы: групповая.
Технологии: Здоровьесберегающие, ИКТ, обучение в сотрудничестве (групповая работа).
Методы: диалога, эксперимент, динамические, рефлексивные, создания ситуации выбора и успеха, педагогической поддержки.
Оборудование: воздушный шар, химическая посуда, спирт, яичный белок, подкрашенная вода, инструктивная карта, рабочая карта, аудиозапись для создания музыкального фона, видеофильм “Алкоголь - враг молодежи”, презентация, оборудование мультимедиа.
Ход урока.
1. Организационный этап: Приветствие. Создание благоприятной психоэмоциональной обстановки. /Слайд 1/
2. Актуализация первичного опыта учащихся:
Мотивация. При помощи воздушного шарик, который перекидывают друг другу выяснить, какие проблемы тревожат ас в настоящее время? /Слайд 2/
(Варианты ответов).
Обсудить проблему. - Без чего человек не может решить их?
(Варианты ответов).
Принятие решения. - Без здоровья очень трудно решить проблему, достичь цели, поэтому оно является - одним из главных жизненных ценностей человека.
Понятие “Здоровье” Задание 1 /Слайд 3 /
На каждую букву этого слова напишите слова, относящиеся к тому, что делает человека здоровым.
З- |
|
Сделать вывод о том, что такое здоровье.
Общий вывод:Здоровье - это состояние полного физического, социального и психического благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов
3. Изучение нового материала:
- Что мешает человеку быть здоровым? Блиц- турнир. (варианты ответов по одному представителю от команды) /Слайд 4/
Мы вместе с вами пришли к теме урока “Вредные привычки и их влияние на здоровье” /Слайд 5/
- Понятие “Вредные привычки”. Что значит привычки? Почему вредные? Назовите известные вам вредные привычки.
Видеоролик “Алкоголь- враг молодежи”
Совместное целеполагание. Какую вредную привычку мы сегодня будем исследовать ?
-Считаете ли вы данную проблему актуальной и почему? (варианты ответов)
Задание 2. Давайте обратимся к статистическим данным социологического опроса. Сделать выводы по результатам исследования статистических данных по Пермскому краю: /Слайд 6 /
Употребление алкоголя подростками. Таблица
Возраст |
Пол |
Употребляют алкоголь (в %) |
Частота употребления в месяц (в %) |
|
1 раз |
2-4 раза |
|||
13-15 лет |
Юноши Девушки |
46,7 48,2 |
36,7 46,0 |
11,0 2,2 |
16-17 лет |
Юноши Девушки |
61,4 63,2 |
45,7 54,5 |
15,7 8,7 |
выводы по результатам распространенности употребления алкоголя среди молодежи |
Задание 3 Понятия “Пьянство, алкоголизм” /Слайд 7 /
В чем сходство? В чем различие? (варианты ответов)
Пьянство (злоупотребление алкоголем) – это чрезмерное употребление спиртных напитков, чаще всего ситуационное.
Спиртные напитки употребляются с разной частотой и в разном количестве. При этом отсутствует тяга к алкоголю, поиски поводов для выпивки.
Пьянство не болезнь. Человек может по своей воле прекратить потребление алкоголя, не испытывая никаких неприятных ощущений.
Алкоголизм – тяжёлое хроническое заболевание, вызываемое систематическим употреблением спиртных напитков.
Алкоголь разрушает связи между нервными клетками мозга, вырабатывая в них потребность в алкоголе и алкогольную зависимость.
Алкоголиком человека делает не тот или иной конкретный “напиток”, а этиловый спирт, который в них содержится.
Бутылка пива или тоника 0,5 литра, содержащая 5 объёмных процентов алкоголя адекватна 50 граммам водки.
Задание 4 Проведем исследование. /Слайд 8 /
Влияние этанола на организм человека.
ОПЫТ № 1 В сосуд с подкрашенной водой добавить спирт. Что наблюдаете? Каков вывод о скорости растворения и воздействия спирта на кровь человека? |
ОПЫТ № 2 В сосуд с куриным белком добавить спирт. Что наблюдаете? Каков вывод о действии спирта на клетки головного мозга? |
Опыт наглядно показывает, как алкоголь быстро растворяется в крови. При употреблении спиртных напитков алкоголь очень хорошо всасывается из желудочно-кишечного тракта, кровотоком разносится по всему организму и вскоре в крови достигается его максимальная концентрация. |
Опыт наглядно показывает, белок свернулся, клетки белка погибли. Так алкоголь убивает, разрушает наш мозг, недаром про пьяницу говорят: “Он пропил свой ум”. То есть алкоголь нарушает работу всех систем организма, часто в результате большой дозы наступает отравление и смерть. |
Задание 5. Используя инструктивные карты, ответьте: в чем состоит разрушающее действие спирта на выбранный вами орган человеческого организма? /Слайд 9 /
Задание 6 Что бы это значило? /Слайд 10 /
- Почему это возможно?
- Что это значит для отдельного человека?
Деградация – это постепенно ухудшение; снижение или утрата положительных качеств, упадок, вырождение.
Физкультминутка. Как предотвратить деградацию? /Слайд 11 /
Что нужно сделать, чтобы быть здоровым? воздушным шаром (перебрасывая мяч друг другу назвать возможные варианты ЗОЖ).
Для того, чтобы быть здоровым, счастливым и веселым, лучше заниматься любимым делом: тренировать свое тело, петь, рисовать, вышивать, слушать пение птиц, ходить в походы, на концерты, посещать театры, читать книги, дружить... Любая положительная деятельность может быть толчком к отказу от вредных привычек. Как сказал великий китайский мудрец Лао То: “Тот, кто может победить другого – силен, тот, кто может победить самого себя – поистине могуществен!”
4. Закрепление.
Задание 7 Верны ли следующие утверждения? Объяснить почему?/Слайд 12 /
- Алкоголиком может стать только взрослый человек.
- Употребление пива не приводит к алкоголизму.
- Пьянство и алкоголизм – это слова-синонимы.
- Алкоголь вызывает приятные ощущения и в целом не оказывает отрицательного действия на организм.
/Слайды 13. 14. 15. 16 / Последствия алкоголизма
Задание 8. Назвать возможные последствия употребления алкоголя. /Варианты ответов детей/.
Задание 9 Предложите свой вариант лозунга для плаката. /Слайд 17 /
Представим себе, что эти плакаты вывешены в общественных местах (на дискотеках, в клубах, кафе). Для большей убедительности изображения придумайте лозунг к плакату.
5. Подведение итогов. На перекрестке жизни
Притча о глупце и мудреце: Задумал глупец перехитрить мудреца. По пути к нему поймал бабочку, сжал ее в кулаке. Думает: спрошу у мудреца, что у меня в кулаке: жизнь или смерть. Если мудрец скажет жизнь – я сожму кулак, и бабочка умрет, если скажет смерть – я разожму пальцы, и живая бабочка выпорхнет. В любом случае я перехитрю мудреца. Когда глупец пришел к мудрецу и задал ему вопрос: что у меня в руке жизнь или смерть? Мудрец, немного подумав, сказал: “Что ты задумал, то и будет”. Кто в этом споре остался на высоте?
У каждого из нас есть выбор. Какой? Решать каждому из вас!
6. Рефлексия:
Завершить фразу: “Мне сегодня на уроке...”
Учитель желает всем доброго здоровья; благодарит за работу на уроке.