Цель:
- объяснить понятия и термины: общение, обмен информацией, речевое и неречевое общение;
- способствовать усвоению и закреплению информации;
- содействовать развитию умений осуществлять поиск, систематизировать информацию, делать выводы;
- содействовать формированию гражданской позиции учащихся, нравственных ценностей общения.
Оборудование: карточки с заданиями, слайды (Приложение), мультимедиа.
Урок изучения нового материала с использованием технологии критического мышления и ИКТ.
Ход урока.
1.Сообщение темы, целей и задач урока.
1 слайд “ Зачем люди общаются”.
2 слайд “ Самая главная роскошь на земле - роскошь человеческого общения”.
Учитель. Попытаемся в этом разобраться, проанализировав ситуацию. Прочитайте задание 2 и объясните.
“В 1925 году в Индии нашли мальчика лет девяти, который около семи лет прожил в волчьей стае. По уровню умственного развития ему было девять месяцев. Прожив четыре года среди людей, он выучил несколько простых слов и команд”. Как ты думаешь, был ли у мальчика шанс в конечном итоге научиться всему тому, что умеет человек, и стать полноправным членом общества? / объяснение учащихся/
Т.о., мы видим, что отсутствие общения отрицательно влияет на формирование личности. Основы личности закладываются в раннем возрасте в процессе общения.
Учитель: Потребность в новых впечатлениях является одной из важнейших потребностей человека. И утоляем мы ее с помощью других людей, с помощью процесса общения. Но всегда ли мы понимаем друг друга в ходе этого общения? Один из героев старого фильма “ Доживем до понедельника” написал в сочинении: “Счастье- это когда тебя понимают”. Как быть понятым друг другом? Что такое общение? Об этом мы и поговорим на уроке.
2. Ход изучения нового материала.
Задание: Предлагаю вам подобрать ассоциации к слову общение.
(выслушав учащихся, высветить на слайде возможные ассоциации).
3 слайд. “ Ассоциации”.
Учитель: Все ваши ассоциации можно систематизировать в следующие наиболее важные:
- обмен информацией,
- взаимопонимание,
- взаимодействие.
На основе рассмотренного материала попытайтесь дать определение общению.
4 слайд. “Общение – это процесс взаимодействия между людьми”.
Общение - взаимные дружеские или личные отношения.
Запишите определение в тетрадь. Молодцы!
Учитель: Существует несколько видов общения. Давайте познакомимся с ними.
1. Общение между реальными партнерами. Мы сейчас с вами подбирали ассоциации к слову общение, давали определение общению, разбирали случай из жизни индийского мальчика. Можно ли это назвать общением? (Да) Этот вид общения принято называть общением между реальными партнерами.
5 слайд. “Вини Пух” (показ фрагмента из мультфильма).
2. Общение реального партнера с воображаемым. Посмотрите на экран. Перед вами герой известного мультфильма. Что он делает? С кем разговаривает? Можно ли это назвать общением?
(Да. Разговаривает сам с собой)
Часто мы тоже ведем внутренний диалог, где разговариваем со своим вторым Я.
Такой вид общения называют общением реального партнера с воображаемым.
6 слайд. “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях” (показ фрагмента из мультфильма).
3. Общение реального партнера с иллюзорным. Из какой сказки данный эпизод? С кем разговаривает царица? Это относится к общению? (Да).
Значит, можно общаться с предметом, а еще вы часто беседуете с домашними питомцами. Это общение реального партнера и иллюзорного.
7 слайд “Малыш и Карлсон” (показ фрагмента из мультфильма)
4. Общение между воображаемыми партнерами. Какие персонажи в этом мультфильме? Знаете ли вы, кто написал книгу о Малыше и Карлсоне? Чем они отличаются от нас с вами? Они вымышлены. Ведь Карлсон в жизни не существует.
Такое общение называется общением между воображаемыми партнерами.
8 слайд. “ Виды общения”
Учитель: Запишите виды общение в тетрадь. Молодцы! А сейчас мы должны разобраться в вопросах:
- Каковы цели общения? (Стр. 123-124).
- Как люди общаются? (Стр.124-126).
- Особенности общения. (Стр. 127-128).
Для этого каждая группа работает с учебником, используя знаковую систему (инсерт-прием). Памятки и образцы маркировочной таблицы у вас на столе. Работаем 8-10 минут.
Инсерт – прием.
V-то, что было известно ранее
+- новая информация
- - информация, противоречащая взглядам учащихся
?- информация не вполне понятна.
Маркировочная таблица.
Знаю |
Узнал |
Хочу узнать |
Анализ результатов работы.
1.Каковы цели общения? Что вам было известно? Что вы узнали нового? Какие предложения или мысли из текста вам непонятны, или вы не согласны с ними?
(Обсуждение текста).
9 слайд. “Закончи предложение”.
Задание. Закончи предложение:
- Самая главная цель общения состоит в том, чтобы_____________
- В ходе общения происходит________________________________
- Результатом общения можно считать________________________
Учитель: Таким образом, главная цель общения состоит в том, чтобы разделить душевное состояние, проблемы человека. В процессе общения происходит обмен информацией, а результатом общения является развитие самого человека.
1. “.. Как же люди общаются? Что вам уже знакомо? Что вы узнали сегодня нового? Что не совпадает с вашим мнением или непонятно?
Как вы видите, в общении особое значение имеет взгляд, мимика лица (движение мышц), поза, интонация.
10 слайд. “ Мимика лица”.
Какие эмоции выражены мимикой лица у ребят? (умиление, радость, горе, огорчение, задумчивость, рассерженность, скука, удивление, злость)
11 слайд. “ Позы ребят”
Подумайте, что сообщают о себе позы ребят на рисунке. ( Ответы детей).
Таким образом, общение может быть как при помощи слов (речевое), так и при помощи жестов, мимики, поз.
2. Особенности общения. Как нужно правильно общаться? Что вам уже известно? Что вы узнали нового. Таким образом, важно уметь общаться, понимать людей.
Задание “Театрализованные сценки”.
Обыграйте два примера общения. Герои первого сюжета – представители начала 19 века, герои второго наши современники. Вам нужно будет определить и перечислить ошибки, допущенные героями сюжетов. (В первом сюжете ошибок нет, во втором отсутствие уважения, внимания).
Начало 19 века.
Мария: Мой дорогой Ванечка, напомни мне, пожалуйста, к которому часу к нам пожалуют Воробьевы.
Иван: Любезная моя Машенька, это случится в три часа по полудню
Мария: Спасибо, мой друг.
Начало 21 века.
Мария: Вань, а Вань.
Иван (делает вид, что чем-то занят, отвечает не поворачиваясь): Ты что хотела?
Мария: Слушай, а, во сколько к нам придут Воробьевы?
Иван: Совсем, что ли? Таблетки от склероза попей! Я тебе пятый раз повторяю, в три часа.
Итак, Мария и Иван, начало 19 века. Начало 21 века. То есть всегда и во все времена нужно соблюдать правила общения. Давайте с ними познакомимся.
11 слайд. “Правила общения”
Учитель: Все то, что мы разобрали сейчас на уроке, нужно будет дома занести в маркировочную таблицу. Образец есть на столе.
Обобщение систематизация знаний.
1. Беседа с учащимися:
Так что же такое общение?
Можем ли мы жить не общаясь?
2. Закончите предложения:
- Мне не нравится, когда ты…
- Я считаю, что внимание…
- Мне легко, когда…
- Мне не нравится в тебе…
- Я люблю тебя, потому что ты…
3. Рефлексия.
Учитель: Как же вы оцениваете наше общение на сегодняшнем уроке. Для этого используйте смайлики, лежащие у вас на столе.
Очень приятно, что от урока вас осталось хорошее впечатление. Спасибо за работу на уроке.