Цели урока:
- развитие умения наблюдать физические явления;
- проверка теоретических предположений экспериментально;
- измерение силы трения и расчет коэффициента трения; измерение силы упругости и расчет жесткости пружины; определение ускорения свободного падения;
- развитие умения сравнивать явления;
- развитие интереса к предмету.
Задачи:
- познавательные: учащиеся должны усвоить понятие силы трения, упругости, тяжести; знать причины их возникновения, природу и особенностях.
- развивающие: учащиеся должны уметь сравнивать силы; находить коэффициент трения, жесткость пружины, рассчитывать ускорение свободного падения, строить графики, уметь применять графический и аналитический способы расчета для нахождения средней величины; находить нужную информацию и применять ее.
- воспитательные: учащиеся должны убедиться в том, что групповая работа сплачивает; взаимоподдержка учит доброте, толерантности.
Выполнив работу, учащиеся должны знать:
- различные силы природы;
- различительные черты сил;
- зависимость сил природы от других физических величин;
- формулы для нахождения сил;
- графический и аналитический способы расчета для нахождения средней величины..
уметь:
- сравнивать силы;
- решать задачи;
- измерять коэффициент трения скольжения; жесткости пружины
- находить нужную информацию и применять ее.
Оборудование и учебные пособия: прибор для изучения прямолинейного движения (Лаборатория L-микро), динамометр, набор грузов по механике, штатив с лапкой, бланки с инструкцией и протоколы лабораторной работы.
Техническая база: мультимедийный видеопроектор, компьютер, часы.
Содержание |
Методы и приемы |
1 этап. Организационный. (2 мин.) 2 этап. Ориентировочно-мотивационный. (6 мин.) 3 этап. Лабораторная работа. (30 мин.) 4 этап. Анализ и подведение итогов. (6 мин.) 5 этап. Задание на дом. (1 мин.) |
1. Информация о теме урока, целях и задачах, поэтапном распределении времени. 2. Компьютерная презентация “Силы в природе” 3. Применение учащимися научных методов: наблюдение, сравнение, сопоставление, выдвижение гипотезы, теоретические выводы, экспериментальная проверка теоретического предвидения. 4. Возвращение к цели урока. 5. Запись на доске и в дневниках |
Ход урока.
- Организационный момент.
- Ориентировочно-мотивационный этап.
- Лабораторная работа.
Практическая работа № 1 “Определение ускорения свободного падения”
Цель работы: определить ускорение свободного падения Оборудование: прибор для изучения прямолинейного движения, штатив.
Порядок выполнения работы
- Направляющую рейки прибора установите вертикально в лапке держателя штатива. Под рейку положите коврик.
- Удерживая каретку на направляющей рейке в крайнем верхнем положении, подсоедините первый датчик так, чтобы он запустил секундомер как только каретка начнет двигаться. Второй датчик прикрепите на расстоянии 10 см от первого.
- Произвести пуск каретки и определить время ее движения между датчиками каждый раз нажимая “Сброс” на секундомере. Опыт повторить 3 раза. Данные заносятся в таблицу.
- Вычислить среднее время движения.
- Используя формулу h=gt2/2 вычислить ускорение свободного падения g для каждого случая.
- Вычислить среднее значение ускорения свободного падения gср..= 2h/t2ср.
Высота h, м |
Время t,с. |
tср., с |
g м/с2 |
gср. м/с2 |
|
||||
Практическая работа № 2 “ Измерение коэффициента трения скольжения ”
Цель работы: определить коэффициент трения между пластиковыми поверхностями направляющей рейки и каретки.
Оборудование: прибор для изучения прямолинейного движения, динамометр, набор грузов.
Порядок выполнения работы
- Направляющую рейки прибора для изучения прямолинейного движения положите на стол горизонтально.
- Определите вес каретки (Р). Этот вес равен по модулю силе нормального давления.
- Разместите каретку на одном из концов направляющей рейки. Прицепите динамометр. Плавно потяните за динамометр вдоль направляющей рейки так, чтобы каретка стала перемещаться с постоянной скоростью.
- По показанию динамометра определите силу трения (Fтр). Занесите показания в таблицу.
- Добавьте на каретку сначала один груз, а затем второй, записывая каждый раз показания в таблицу.
- По данным таблицы постройте график зависимости силы трения от веса каретки. При проведении линии графика следует стремиться к тому, чтобы она прошла симметрично относительно точек, нанесенных на координатную плоскость. (точки поровну должны распределиться по обе стороны линии).
- Возьмите произвольную точку А на линии графика (в средней части графика), опустите перпендикуляры на оси координат и определите значение силы трения Fтр.ср. и вес груза Рср..
- Вычислите по этим данным среднее значение коэффициента трения скольжения µср.= Fтр.ср./Pср..
Таблица к практической работе № 2
№ опыта |
Вес тела Р, Н |
Сила трения F, Н |
График:
Вычисления:
Практическая работа № 3 “Определение жесткости пружины”
Цель работы: определить жесткость пружины учебного динамометра при различных значениях силы тяжести, уравновешивающей силу упругости на основе закона Гука Fупр=|k·Δx|
Оборудование: динамометр, набор грузов, штатив с лапкой, линейка.
Порядок выполнения работы
- Подвесьте к пружине динамометра груз и измерьте удлинение пружины Δх.
- Найдите удлинение пружины под действием грузов 2m, 3m.
- По результатам измерений постройте график зависимости силы упругости от удлинения (как практической работе № 2) и, пользуясь им, определите среднее значение жесткости пружины , используя kср = Fупр./ |х|
Номер опыта |
m, кг |
mg, Н |
|х|, м |
|
|||
График :
Вычисления:
Таблица
Сила тяжести |
Сила трения |
Сила упругости |
|
Векторная или скалярная величина |
|||
Единицы измерения |
|||
К какому телу приложена сила? |
|||
Как направлена сила? |
|||
Какова природа сил? |
|||
Формула |