... Заставить любить родину, природу
нельзя, но помочь полюбить можно.
Н. Сладков
На современном этапе перед школой стоит задача повышения интереса к духовной культуре народов, исторически проживающих на территории нашего края. Формирование достойных преемников традиций и культуры. Многосторонние знания о родном крае, где человек родился, живет, учится, работает, где веками жили его деды, прадеды; усвоение сведений о природно-географических, экономических, культурологических особенностях способствуют осознанию человеком себя как личности, как достойного гражданина своей республики и страны, способствует расширению исторического кругозора, воспитанию патриотических чувств и гордости за свой край, а в целом воспитанию нравственной целостной личности, без чего сегодня не может существовать и развиваться, ни одно общество, ни один народ.
“... Заставить любить родину, природу нельзя, но помочь полюбить можно”, - сказал Н. Сладков. Использование на уроках НРК призваны как раз решать эту нелёгкую задачу. Знакомство с известными людьми, историческими достопримечательностями способствуют пробуждению интереса к истории земли, края. Бесспорные ценности - это отчий дом, школа, улица, на которой ты живёшь, всё родное и близкое, что тебя окружает.
Богатая история Республики Татарстан - уникальный источник духовного воспитания, и дети должны черпать из этого источника. Помочь увидеть красоту нашей земли, узнать о жизни людей, которые рядом с нами сейчас или жили раньше - вот главная задача и использование на уроках НРК помогут нам в этом. Эффективность такой работы будет достигнута, если в ней будут учтены и реализованы такие принципы как целостность, взаимосвязь с мировой культурой, самобытность, творческая направленность.
Расширение кругозора и систематизация знаний учащихся в области национальной культуры в различных формах учебного процесса, развитие национального сознания и самосознания, толерантности, творческого потенциала учащихся посредством активизации учебного процесса, формирование нравственных и эстетических качеств личности учащихся путём приобщения их к традициям родного народа, других народов, достижениям общечеловеческой и национальной культуры, способствуют формированию у учащихся желаемых интеллектуальных, нравственных и эстетических качеств, т.е. общечеловеческих ценностей.
Поэтому изучение краеведения в школьной программе не только нужно, но и необходимо. Считаю наиболее актуально реализовывать национально-региональный компонент на уроках окружающего мира.
Данная авторская программа разработана на основе материала учебника Н.Ф. Виноградовой “Окружающий мир” для 2, 3, 4 классов. При обучении на изучение НРК отводится 10-15% учебного времени, т.е. 6-7 уроков за учебный год или 10-15 минут на каждом уроке. Учитель самостоятельно распределяет часы на изучение НРК в соответствии с изучаемыми разделами, темами.
Учебник 2 класса содержит 4 раздела: “Кто ты такой?”, “Кто живёт рядом с тобой”, “Россия - твоя Родина”, “Мы жители Земли”. Учебник 3 класса – 5 разделов: “Земля наш общий дом”, “Растительный мир Земли”, “Животный мир Земли”, “Человек в разные исторические времена”, “Труд людей в разные исторические времена”. Учебник 4 класса - 2 раздела: “Человек - живое существо”, “Человек и общество, в котором он живёт”. Каждый раздел поделён на темы, которые ежегодно расширяются и конкретизируются в соответствии с возрастными особенностями учащихся начальной школы.
Изучаются темы, знакомящие с символикой Республики Татарстан и Бавлинского района, растительным и животным миром РТ, Красной книгой РТ и Бавлинского района, с реками Республики, природными памятниками нашего края и т.д.
Представленная программа позволяет углубить изучение истории республики, района, интегрирует в себе следующие предметы: история, география, биология, культурология.
В процессе преподавания планируется проводить практические, исследовательские работы, уроки-лекции, уроки-встречи, уроки-диспуты, уроки-выставки, викторины, конкурсы, экскурсии по городу, в парки, музеи. При работе над краеведческим материалом рекомендуется использовать атласы и карты РФ, РТ; Красную книгу РТ и Бавлинского района.
Основные цели программы:
- Дать школьникам начальной школы первичные знания об истории, традициях, национальных праздниках народов, населяющих нашу республику;
- Познакомить с достопримечательностями и, что немаловажно, людьми, прославившими родной край.
Использование НРК на уроках способствует:
- Обогащению учащихся конкретными знаниями о родном крае.
- Формированию активной гражданской позиции, патриотичности, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего города.
- Формированию экологических знаний учащихся, вооружение их навыками грамотного использования природных ресурсов.
Прогнозируемые результаты.
Учащиеся будут знать:
- экологическую ситуацию в своем городе;
- исчезающие растения и животные своей местности;
- правила поведения в природе.
Учащиеся будут уметь:
- подбирать литературу по теме под руководством учителя и родителей;
- работать в читальном зале библиотеки;
- работать в семейных архивах совместно с родителями;
- вести наблюдения в природе;
- выполнять правила поведения в природе;
Учащиеся будут воспитывать в себе:
- бережное отношение к своему городу, к школе, к природе;
- чувство гордости за свой город, за успехи своих земляков;
Рекомендованное распределение тем и часов национально-регионального компонента во 2 классе и разделам программы курса “Окружающий мир”.
(Н.Ф.Виноградова “Окружающий мир” 2 класс часть 1, 2
Издательский центр “Вентана - Граф”)
2 класс
Всего по программе 68 часов, из них НРК 7-8 часов или 10-15 минут на каждом уроке.
№ |
Раздел |
Тема урока по программе |
НРК на уроке |
1 |
Кто ты такой? |
1.Что такое здоровье? Можно ли изменить себя, чтобы меньше болеть? 2.Физическая культура |
Известные спортсмены Татарстана, Бавлинского района. Посещение квартиры-музея чемпиона мира по лёгкой атлетике В. Р. Матвеева. Урок-встреча с тренерами спорткомплекса города. |
2 |
Кто живёт рядом с тобой. |
1.Что такое семья? 2.Чем семья занимается в свободное время. |
Исследовательская работа совместно с родителями: “Сколько поколений живёт в твоей семье?” (составление генеологического древа семьи.) Традиции татарского народа. Национальные праздники: Сабантуй, Навруз. Национальная кухня. Семейный праздник: “Папа, мама, я – спортивная семья” |
3 |
Россия - твоя Родина. |
1.Родина – что это значит? 2.Чем знаменит твой родной край. 3.Мы - граждане России. 4.Знаменитые города России. 5.Как трудятся россияне. 6.Россия-многонациональная страна. |
Татарстан на карте России. Бавлинский район на карте Татарстана. Улицы, по которым я хожу. Заочное путешествие:
Знаменитые города: Казань, Набережные Челны, Альметьевск, Зеленодольск, Нижнекамск. Крупные предприятия республики. Что выпускают, где находятся. Чем занимаются люди на селе. Где работают родители. Урок-экскурсия на хлебозавод (в пекарню), в пожарную часть ПЧ-14, в районный краеведческий музей. Национальный состав Татастана. Урок-выставка “Бабушкин сундук.” (национальные костюмы) |
4 |
Мы – жители Земли. |
1.Царство живой природы. 2.Животные. Растения. 3.Лес и его обитатели. 4.Водоём и его обитатели. 5. Природа и человек. |
Урок-экскурсия к речке “Бавлинка”. Наблюдение за живой природой. Животный и растительный мир Татарстана. Разнообразие животного и растительного мира. Урок-экскурсия в краеведческий музей в отдел “Живая природа” Красная книга растений и животных Татарстана и Бавлинского района. Урок-викторина “Жители наших лесов”. Работа с картой РТ. Знакомство с названиями водоёмов РТ. Значение и охрана водоёмов. (Куйбышевское, Заинское, Нижнекамское, Карабашское водохранилища.) Реки Татарстана. Урок-экскурсия к родникам города Бавлы. Урок-экскурсия в лес с целью ознакомления учащихся с проблемами защиты окружающей среды. Решение логических задач по экологии. |
Рекомендованное распределение тем и часов национально-регионального компонента в 4 классе и разделам программы курса “Окружающий мир”.
(Н.Ф.Виноградова “Окружающий мир” 3 класс
Издательский центр “Вентана - Граф”)
3 класс
Всего по программе 68 часов (2 часа в неделю)
№ |
Раздел |
Тема урока по программе |
НРК на уроке |
1. |
Земля - наш общий дом. |
Где и когда ты живёшь? Солнце – источник тепла. Вода. Что такое почва? Природные зоны России. |
Практическая работа. Работа с картой Татарстана. (Найти и показать на карте территорию Татарстана, города Бавлы, некоторые равнины, реки.) Реки РТ. Характеристика климатического пояса РТ. Исследовательская работа “Сезонные изменения в природе города Бавлы.” (метод сравнения и сопоставления) Заполнение календаря погоды. Урок-экскурсия на родники города. Изучение и сравнение состава воды на родниках. Анализ почвенной карты РТ и Бавлинского района. Урок-практикум по карте. Характеристика природных зон Татарстана. |
2. 3. |
Растительный мир Земли. Животный мир Земли. |
Какие растения живут на Земле. Грибы. Позвоночные животные. Птицы. |
Растения нашей местности, нуждающиеся в защите. Отрицательное влияние людей на природу. Сбор материала для гербария. Грибы нашей местности. (использование ИКТ-презентация) Какие рыбы встречаются в наших реках, водоёмах. ( окунь, судак, налим, ёрш, щука, сазан, карп, карась, сом, форель) (использование ИКТ) Оседлые (глухарь, воробей, сова,...), кочующие (вороны, синицы, сорока, дятлы,...), перелётные (ласточка, лебедь,…) (использование ИКТ) |
4. |
Человек в разные исторические времена. |
Как называли нашу страну в разные времена. Как тебя зовут. Какими людьми были наши предки славяне. Делу время – потехе час. О чём могут рассказать вещи. По одёжке встречают. Русская трапеза. |
История образования РТ. Исследовательская работа: “Значение моего имени” Какими людьми были наши предки татары. (Обратить внимание на такие качества как трудолюбие,чистоплотность, гостеприимство, умение защитить свою Родину…) Татарские национальные праздники и игры. Исследовательская работа “Игры наших бабушек”. Татарская национальная одежда. Урок-выставка по теме “Татарская национальная кухня.” (совместно с родителями) |
5. |
Труд людей в разные исторические времена. |
О фабриках и заводах. |
Фабрики и заводы Татарстана. Урок-экскурсия на нефтяной кабельный завод по производству электрокабелей. |
Рекомендованное распределение тем и часов национально-регионального компонента в 4 классе и разделам программы курса “Окружающий мир”.
(Н.Ф.Виноградова “Окружающий мир” 4 класс часть 1, 2
Издательский центр “Вентана - Граф”)
4 класс
Всего по программе 68 часов (2 часа в неделю)
№ |
Раздел |
Тема урока по программе |
НРК на уроке |
1. |
Человек - живое существо. |
От рождения до старости. (развитие человека) |
Исследовательская работа: “Долгожители в моём роду.” ЗОЖ в моей семье. |
2. |
Человек и общество, в котором он живёт. |
1.Как человек открывал новые земли. 2.О первых школах. 3.Человек и культура. 4.Человек – защитник своего Отечества. 5.Гражданин и государство. |
Урок-экскурсия в краеведческий музей города. “История нашего города.” Первая школа города. (Экскурсия в МОУ СОШ №1) Современная школы. (Экскурсия в МОУ СОШ№7) Университеты, институты, техникумы РТ. Памятники архитектуры РТ. Урок-экскурсия. “Аллея Победы” нашего города. Национальная одежда татарского народа. Знаменитые композиторы, поэты, писатели, художники РТ и Бавлинского района. Встреча с участниками локальных войн. (Афганистан, Чечня.) Исследовательская работа совместно с родителями: “Мой дедушка (моя бабушка) - участник ВОВ.” Повторение: государственная символика и государственные праздники РТ и города. Президент РТ. Глава администрации Бавлинского района. Игровое занятие. Урок-диспут “Чтобы я сделал для города и района, если бы я был главой администрации”. |
Литература
- Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. Окружающий мир: Учебник для учащихся 2,3,4 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф, 2004. (Начальная школа ХХI века)
- Беседы с учителем. Методика обучения: 2,3,4 классы четырёхлетней начальной школы / Под ред. Л.Е.Журовой. – М.: Вентана-Граф, 2004.
- География Республики Татарстан: Учебное пособие - Казань: Магариф, 2002.
- Мясникова С.Л. Экология для больших и маленьких.- Чебоксары:КЛИО
- Бавлы, ты сердцу милый уголок./ Сост. Ф.Садыкова. – М.: РадиоСофт, 2001.