Окружающий мир. Тема: "Водоемы". 2-й класс по программе "Школа России"

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель:

  • познакомить учеников с видами водоёмов;
  • научить различать части реки (исток, устье, русло, берега);
  • сравнить реку и озеро;
  • воспитывать бережное отношение к водоёмам (города).

Форма проведения: урок

Тип урока: комбинированный

Дидактические принципы:

  • доступность
  • опора на жизненный опыт детей
  • наглядность
  • от лёгкого к трудному.

Методы:

  • исследование
  • наблюдение
  • работа в группах
  • работа в парах
  • практические занятия

Структура урока:

  1. Организация класса.
  2. Актуализация опорных знаний.
  3. Изучение нового материала
    - естественные и искусственные водоёмы,
    - образование родника.
  4. Река и её части
    - образование реки
    - реки нашего города, области.
  5. Значение рек в жизни людей
    - человек – часть природы
    - защита проекта – правила охраны водоёма (работа в группах).
  6. Самостоятельная работа (работа в парах).
  7. Домашнее задание.
  8. Итог урока.

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Тема: Водоёмы.

Цель:

  • познакомить учеников с видами водоемов;
  • научить различать части реки (исток, устье, русло, берега);
  • сравнить реку и озеро;
  • воспитывать бережное отношение к водоемам (города).

ХОД УРОКА.

I. Организация класса. Слайд 1.

II. Актуализация опорных знаний.

Отгадайте загадки!

Не проедешь, не пройдешь -
Обойдешь сторонкой.
И водицы не попьешь
С синеватой пленкой.
Болото Слайд 2.

Шириною широко,
Глубиною глубоко,
День и ночь о берег бьется.
Из него воды не пьется,
Потому что не вкусна -
И горька и солона.
Море Слайд 3.

Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе,
Узкий кончик в роднике,
А широкий - в море.
Река Слайд 4.

Молодые березки
Свои перед ним
Поправляют прически.
И месяц, и звезды -
В нем все отражается..
Как это зеркало называется?
Озеро Слайд 5.

К маме - речке бегу
И молчать не могу.
Я ее сын родной,
А родился - весной.
Ручей Слайд 6.

- А как болото, море, реку, озеро, ручей назвать одним словом?

(водоёмы) Слайд 7.

- Сегодня на уроке мы и будем говорить о водоёмах!

III. Новый материал.

1) - А какие еще бывают водоёмы?

( океан, родник, озеро, водохранилище, лужа)

- На какие группы можно разделить перечисленные водоёмы?

(те, что созданы природой - естественные; те, которые создал человек - искусственные) Слайд 8.

2) - Кто из вас видел родник?

- А как он образуется?

Слайд 9.

( иногда он бурлит, бьет ключом, и его называют - ключ) музыка - “Наедине с природой” - ручей

Ученик: - Вода в роднике проходит через песок, хорошо очищается и растворяет в себе нужные организму вещества поэтому вода в родниках чистая и приятная на вкус, несравнимая с водопроводной, имеющей привкус металла от труб и запах хлорки.

Учитель: - Природа очень разумна: она и создает воду, и очищает, и отдает ее всем живым существам.

IV. Река и ее части.

- А как образуется река? Слайд 10

  • исток - место, где река начинается
  • приток - впадение других рек, ручьев
  • устье - место, где река впадает в другую реку, озеро, ...

- Назовите реки нашего города? Области?

( р.Томь, р.Оба, р.Кондома; р.Томь, р.Кия, р.Яя, р.Иня, р.Чумыш, р.Чулым )

- На каких из перечисленных рек вы были?

А как эти реки выглядят?

V. Значение рек в жизни людей.

1) - Человек - это часть природы, зависящий от нее. И одним из необходимых факторов для человека всегда была вода. Почему нужна человеку вода?

( питье, полив, судоходство, рыболовство, для сплава леса, места отдыха, катания, ...) Слайд 11.

Человек --> Вода

А человек влияет на воду? (загрязняет)

Разумно ли поступает человек? Слайд 12.

Учитель: - По берегам рек и с их дна добывают песок, на реках построены электростанции, плотины, которые образуют водохранилища!

Во многие реки сбрасывается вода, использованная на заводах, причем часто недостаточно очищенная - это промышленные стоки - загрязняют воду рек и отравляют рыбью икру, мальков, особенно ценных рыб. Плотины замедляют скорость течения, а значит и замены воды.

Сплав леса бревнами по реке, особенно не связанных в плоты, заражает и губит реку - кора бревен размокает, застилая дно.

Раньше старались лес рубить по берегам рек и вблизи них. Чтобы удобнее было сплавлять бревна, но вырубка леса у рек вызывает их обмеление, так как весной снег на открытых местах быстро тает и уходит внешней водой - летом в реку мало поступает воды.

Многие люди бросают мусор по берегам рек и в сами реки -можно часто видеть замусоренные берега - битое стекло, банки и прочее.

Во многих реках воду нельзя пить неочищенной, даже купаться нельзя.

-Как помочь воде и водоемам?

2) Защита проекта.

(группа - 5 человек) Разработать правила охраны водоемов. Конкурс: по 1 правилу, побеждает - последняя группа. Слайд 13.

VI. Самостоятельная работа. (Работа в парах)

- Летом Сережа и Надя, вместе с папой, побывали за городом. Они обследовали местные речки Незнанку и Осетрик и озеро Круглое.

- Ребята составили вот такую схему:

- Подпишите:

  • Исток реки Незнанки
  • Правый берег реки Незнанки
  • Левый берег реки Незнанки
  • Устье реки Незнанки
  • Исток реки Осетрик
  • Устье реки Осетрик

VII. Домашнее задание.

- С. 83, читать, вопросы.

VIII. Итог урока.

В начале урока мы говорили об искусственных и естественных водоёмах. А хорошо ли делает человек, создавая искусственные водоёмы?

  • Карьер (затопленный) - вредно, опасно.
  • Пруд - застаивается, зарастает.
  • Водохранилище (Беловское море) - застаивается, зарастает.

Человек должен научиться разумно, использовать воду! Слайд 14.

Спасибо! Урок окончен!