Цель:
- познакомить учеников с видами водоёмов;
- научить различать части реки (исток, устье, русло, берега);
- сравнить реку и озеро;
- воспитывать бережное отношение к водоёмам (города).
Форма проведения: урок
Тип урока: комбинированный
Дидактические принципы:
- доступность
- опора на жизненный опыт детей
- наглядность
- от лёгкого к трудному.
Методы:
- исследование
- наблюдение
- работа в группах
- работа в парах
- практические занятия
Структура урока:
- Организация класса.
- Актуализация опорных знаний.
- Изучение нового материала
- естественные и искусственные водоёмы,
- образование родника. - Река и её части
- образование реки
- реки нашего города, области. - Значение рек в жизни людей
- человек – часть природы
- защита проекта – правила охраны водоёма (работа в группах). - Самостоятельная работа (работа в парах).
- Домашнее задание.
- Итог урока.
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Тема: Водоёмы.
Цель:
- познакомить учеников с видами водоемов;
- научить различать части реки (исток, устье, русло, берега);
- сравнить реку и озеро;
- воспитывать бережное отношение к водоемам (города).
ХОД УРОКА.
I. Организация класса. Слайд 1.
II. Актуализация опорных знаний.
Отгадайте загадки!
Не проедешь, не пройдешь -
Обойдешь сторонкой.
И водицы не попьешь
С синеватой пленкой.
Болото Слайд 2.Шириною широко,
Глубиною глубоко,
День и ночь о берег бьется.
Из него воды не пьется,
Потому что не вкусна -
И горька и солона.
Море Слайд 3.Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе,
Узкий кончик в роднике,
А широкий - в море.
Река Слайд 4.Молодые березки
Свои перед ним
Поправляют прически.
И месяц, и звезды -
В нем все отражается..
Как это зеркало называется?
Озеро Слайд 5.К маме - речке бегу
И молчать не могу.
Я ее сын родной,
А родился - весной.
Ручей Слайд 6.
- А как болото, море, реку, озеро, ручей назвать одним словом?
(водоёмы) Слайд 7.
- Сегодня на уроке мы и будем говорить о водоёмах!
III. Новый материал.
1) - А какие еще бывают водоёмы?
( океан, родник, озеро, водохранилище, лужа)
- На какие группы можно разделить перечисленные водоёмы?
(те, что созданы природой - естественные; те, которые создал человек - искусственные) Слайд 8.
2) - Кто из вас видел родник?
- А как он образуется?
Слайд 9.
( иногда он бурлит, бьет ключом, и его называют - ключ) музыка - “Наедине с природой” - ручей
Ученик: - Вода в роднике проходит через песок, хорошо очищается и растворяет в себе нужные организму вещества поэтому вода в родниках чистая и приятная на вкус, несравнимая с водопроводной, имеющей привкус металла от труб и запах хлорки.
Учитель: - Природа очень разумна: она и создает воду, и очищает, и отдает ее всем живым существам.
IV. Река и ее части.
- А как образуется река? Слайд 10
- исток - место, где река начинается
- приток - впадение других рек, ручьев
- устье - место, где река впадает в другую реку, озеро, ...
- Назовите реки нашего города? Области?
( р.Томь, р.Оба, р.Кондома; р.Томь, р.Кия, р.Яя, р.Иня, р.Чумыш, р.Чулым )
- На каких из перечисленных рек вы были?
А как эти реки выглядят?
V. Значение рек в жизни людей.
1) - Человек - это часть природы, зависящий от нее. И одним из необходимых факторов для человека всегда была вода. Почему нужна человеку вода?
( питье, полив, судоходство, рыболовство, для сплава леса, места отдыха, катания, ...) Слайд 11.
Человек --> Вода
А человек влияет на воду? (загрязняет)
Разумно ли поступает человек? Слайд 12.
Учитель: - По берегам рек и с их дна добывают песок, на реках построены электростанции, плотины, которые образуют водохранилища!
Во многие реки сбрасывается вода, использованная на заводах, причем часто недостаточно очищенная - это промышленные стоки - загрязняют воду рек и отравляют рыбью икру, мальков, особенно ценных рыб. Плотины замедляют скорость течения, а значит и замены воды.
Сплав леса бревнами по реке, особенно не связанных в плоты, заражает и губит реку - кора бревен размокает, застилая дно.
Раньше старались лес рубить по берегам рек и вблизи них. Чтобы удобнее было сплавлять бревна, но вырубка леса у рек вызывает их обмеление, так как весной снег на открытых местах быстро тает и уходит внешней водой - летом в реку мало поступает воды.
Многие люди бросают мусор по берегам рек и в сами реки -можно часто видеть замусоренные берега - битое стекло, банки и прочее.
Во многих реках воду нельзя пить неочищенной, даже купаться нельзя.
-Как помочь воде и водоемам?
2) Защита проекта.
(группа - 5 человек) Разработать правила охраны водоемов. Конкурс: по 1 правилу, побеждает - последняя группа. Слайд 13.
VI. Самостоятельная работа. (Работа в парах)
- Летом Сережа и Надя, вместе с папой, побывали за городом. Они обследовали местные речки Незнанку и Осетрик и озеро Круглое.
- Ребята составили вот такую схему:
- Подпишите:
- Исток реки Незнанки
- Правый берег реки Незнанки
- Левый берег реки Незнанки
- Устье реки Незнанки
- Исток реки Осетрик
- Устье реки Осетрик
VII. Домашнее задание.
- С. 83, читать, вопросы.
VIII. Итог урока.
В начале урока мы говорили об искусственных и естественных водоёмах. А хорошо ли делает человек, создавая искусственные водоёмы?
- Карьер (затопленный) - вредно, опасно.
- Пруд - застаивается, зарастает.
- Водохранилище (Беловское море) - застаивается, зарастает.
Человек должен научиться разумно, использовать воду! Слайд 14.
Спасибо! Урок окончен!