Цели:
- познакомить со звуками [ н ], [ н’], буквой “н”;
- развивать фонематический слух;
- расширять словарный запас детей, развивать речь, внимание, память, фантазию, самоконтроль;
- дать понятие о корне и однокоренных словах;
- упражнять в чтении;
- учить работать с текстом.
Ход урока.
1. Мотивация. Сообщение темы урока.
Начинаем урок чтения. Мы отправляемся в путешествие. Если вы из букв составите слово, то узнаете то место, где мы окажемся.
и к ц р
Цирк – это сказочный сверкающий шатёр.
Цирк – это кольцами играющий жонглёр.
Это тигров полосатых дружный рёв,
Это музыка и свет прожекторов.
М. Пляцковский.
2. Актуализация знаний.
- Чтобы получить билет на представление, надо выполнить задание на карточках. Соедините слово с его схемой.
- акробат
- клоун
- фокусник
- жонглёр
- дрессировщик
3. Изучение нового материала. Звуко-буквенный анализ слов.
- Первым номером нашей программы выступит фокусник.
Взял он в руки колесо
И превратил вдруг в букву …. о.
Взял он в руки три доски,
И получилась буква ….. и.
Если б взял он в руки две
Получил бы букву … г (т).
Что за буква?
На этой букве,
Как на лесенке,
Сел фокусник
И распевает песенки!
- Что это за буква?
Это новая буква – звезда нашей программы.
- На что похожа буква “н”?
Буква “н” сказала : “Ну!”
Много новых слов начну.
Ножик, ночь, неделя,
Нина, Настя, Неля.
Эй, ребята, не зевайте,
Вместе с буквой продолжайте!
- Назовите слова, которые начинаются с буквы “н”?
Работа над звуками.
На нашем представлении появился “звуковичок”. Он грустный и ненарядный.
- Чем ему мы можем помочь?
Оденем “звуковичку” колпачок и ботиночки. Но чтобы определить какие звуки может обозначать буква “н” отгадайте загадку.
1)
Пять ступенек – лесенка,
На ступеньках песенка.
(ноты)
- Какой первый звук в слове ноты?
- Что вы можете о нём рассказать?
2)
Просто прелесть эти пони!
Папа, пони тоже кони?
- О ком эти строчки?
- Произнесите слово по звукам.
- Какой третий звук в слове?
- Что вы можете о нём рассказать?
- Сделайте вывод, какие звуки может обозначать буква “н”?
(Буква “н” может обозначать два звука согласный, звонкий, твёрдый - [н], согласный, звонкий, мягкий - [ н’])
- Раскрасьте “звуковичка”, который лежит у вас на парте.
- Предлагаю вам выполнить следующее задание на карточках: напечатайте слово пони, цветными карандашами обозначьте характеристику каждого звука.
Самопроверка с образца на доске.
Физкультминутка.
4. Чтение слогов .
- Следующим номером нашей программы выступает жонглёр.
Наш жонглёр, герой экрана,
Доставлен в цирк из океана.
Он мячи свои кидает,
Их долго держит, не роняет.
- Составьте и прочитайте слоги с этими буквами.
и н а о
Чтение слогов в букваре на стр. 52
- про себя;
- вслух по цепочке.
5. Чтение слов. Работа над предложением.(букварь стр.52)
- На наше представление пришли девочки. Прочитайте их имена.
- Какое предложение можно составить с этими словами?
(Ирина, Инга, Инна – подруги.)
Девочки нас спрашивают:
- Чем похожи слова цирк, циркач, цирковой?
- Подчеркните общую часть слов. Общая часть называется корнем и обозначается дугой.
- Как можно назвать эту группу слов?
- Слова, которые имеют одинаковый корень и сходны по смыслу называются однокоренными.
Гимнастика для глаз.
6. Работа над стихотворение. С.Я.Маршака “Цирк” (букварь стр.53).
- Прочитайте название стихотворения.
- Кто его автор?
- Предположите, о чём это стихотворение.
- Кто из вас был в настоящем цирке?
- Какие впечатления у вас остались? Выступления каких артистов запомнилось?
Читает стихотворение заранее подготовленный ученик.
- О чём стихотворение? Что показалось вам интересным?
- Сколько частей в этом стихотворении?
- О чём говорится в первой части?
(О выступлении артистов)
Прочитайте первую часть по строчке по цепочке.
- Назовите героев–артистов, которые выступают в цирке.
- Что такое арена? (большая круглая площадка, на которой дают представления, выступают артисты)
- О чём говорится во второй части?
Прочитайте хором вторую часть.
- Что такое литавры? (ударный музыкальный инструмент, полушария которого обтянуты кожей)
- Что такое тарелки? (ударный музыкальный инструмент, два металлических диска)
- Почему пингвин машет палочкой?
- Как одет пингвин?
- Чем заняты еноты?
- Найдите и прочитайте слова, в которых есть буква “н”.
7. Итог урока.
- Что нового узнали на уроке?
- Кто запомнил, какие звуки может обозначать буква “н”?
- Если вам понравился урок – поаплодируйте!