Урок чтения в 1-м классе по теме "Звуки [н], [н'], буква н"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить со звуками [ н ], [ н’], буквой “н”;
  • развивать фонематический слух;
  • расширять словарный запас детей, развивать речь, внимание, память, фантазию, самоконтроль;
  • дать понятие о корне и однокоренных словах;
  • упражнять в чтении;
  • учить работать с текстом.

Ход урока.

1. Мотивация. Сообщение темы урока.

Начинаем урок чтения. Мы отправляемся в путешествие. Если вы из букв составите слово, то узнаете то место, где мы окажемся.

и к ц р

Цирк – это сказочный сверкающий шатёр.
Цирк – это кольцами играющий жонглёр.
Это тигров полосатых дружный рёв,
Это музыка и свет прожекторов.
М. Пляцковский.

2. Актуализация знаний.

- Чтобы получить билет на представление, надо выполнить задание на карточках. Соедините слово с его схемой.

  • акробат
  • клоун
  • фокусник
  • жонглёр
  • дрессировщик

3. Изучение нового материала. Звуко-буквенный анализ слов.

- Первым номером нашей программы выступит фокусник.

Взял он в руки колесо
И превратил вдруг в букву …. о.
Взял он в руки три доски,
И получилась буква ….. и.
Если б взял он в руки две
Получил бы букву … г (т).

Что за буква?

На этой букве,
Как на лесенке,
Сел фокусник
И распевает песенки!

- Что это за буква?

Это новая буква – звезда нашей программы.

- На что похожа буква “н”?

Буква “н” сказала : “Ну!”
Много новых слов начну.
Ножик, ночь, неделя,
Нина, Настя, Неля.
Эй, ребята, не зевайте,
Вместе с буквой продолжайте!

- Назовите слова, которые начинаются с буквы “н”?

Работа над звуками.

На нашем представлении появился “звуковичок”. Он грустный и ненарядный.

- Чем ему мы можем помочь?

Оденем “звуковичку” колпачок и ботиночки. Но чтобы определить какие звуки может обозначать буква “н” отгадайте загадку.

1)

Пять ступенек – лесенка,
На ступеньках песенка.
(ноты)

- Какой первый звук в слове ноты?

- Что вы можете о нём рассказать?

2)

Просто прелесть эти пони!
Папа, пони тоже кони?

- О ком эти строчки?

- Произнесите слово по звукам.

- Какой третий звук в слове?

- Что вы можете о нём рассказать?

- Сделайте вывод, какие звуки может обозначать буква “н”?

(Буква “н” может обозначать два звука согласный, звонкий, твёрдый - [н], согласный, звонкий, мягкий - [ н’])

- Раскрасьте “звуковичка”, который лежит у вас на парте.

- Предлагаю вам выполнить следующее задание на карточках: напечатайте слово пони, цветными карандашами обозначьте характеристику каждого звука.

Самопроверка с образца на доске.

Физкультминутка.

4. Чтение слогов .

- Следующим номером нашей программы выступает жонглёр.

Наш жонглёр, герой экрана,
Доставлен в цирк из океана.
Он мячи свои кидает,
Их долго держит, не роняет.

- Составьте и прочитайте слоги с этими буквами.

и н а о

Чтение слогов в букваре на стр. 52

  • про себя;
  • вслух по цепочке.

5. Чтение слов. Работа над предложением.(букварь стр.52)

- На наше представление пришли девочки. Прочитайте их имена.

- Какое предложение можно составить с этими словами?

(Ирина, Инга, Инна – подруги.)

Девочки нас спрашивают:

- Чем похожи слова цирк, циркач, цирковой?

- Подчеркните общую часть слов. Общая часть называется корнем и обозначается дугой.

- Как можно назвать эту группу слов?

- Слова, которые имеют одинаковый корень и сходны по смыслу называются однокоренными.

Гимнастика для глаз.

6. Работа над стихотворение. С.Я.Маршака “Цирк” (букварь стр.53).

- Прочитайте название стихотворения.

- Кто его автор?

- Предположите, о чём это стихотворение.

- Кто из вас был в настоящем цирке?

- Какие впечатления у вас остались? Выступления каких артистов запомнилось?

Читает стихотворение заранее подготовленный ученик.

- О чём стихотворение? Что показалось вам интересным?

- Сколько частей в этом стихотворении?

- О чём говорится в первой части?

(О выступлении артистов)

Прочитайте первую часть по строчке по цепочке.

- Назовите героев–артистов, которые выступают в цирке.

- Что такое арена? (большая круглая площадка, на которой дают представления, выступают артисты)

- О чём говорится во второй части?

Прочитайте хором вторую часть.

- Что такое литавры? (ударный музыкальный инструмент, полушария которого обтянуты кожей)

- Что такое тарелки? (ударный музыкальный инструмент, два металлических диска)

- Почему пингвин машет палочкой?

- Как одет пингвин?

- Чем заняты еноты?

- Найдите и прочитайте слова, в которых есть буква “н”.

7. Итог урока.

- Что нового узнали на уроке?

- Кто запомнил, какие звуки может обозначать буква “н”?

- Если вам понравился урок – поаплодируйте!