Окружающий мир. 1-й класс. "Зимняя экскурсия"

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели:

  • учить наблюдать, делать выводы;
  • расширять знания об окружающем мире, зиме как одном из времен года;
  • развивать речь и мышление;
  • воспитывать понимание ценности и красоты родной природы.

Оборудование: метровые линейки 4 шт.; лупы 25 шт.; лопатки для раскапывания снега 4 шт.; мячик для физкультминутки; корм для птиц; рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» 1 класс.

Ход урока

1. Оргмомент.

Учитель. Отгадайте загадку.

Снег на полях,
Лед на реках,
Вьюга гуляет,
Когда это бывает?

Ученики. Зимой.

Учитель. Вы уже много знаете о самом холодном времени года. Вы очень наблюдательные дети, когда гуляете, присматриваетесь к окружающему миру, поэтому, сегодня мы совершим экскурсию, чтобы обобщить ваши знания о зиме, пополнить ваши впечатления сказочной красотой зимы- художницы.

2. Актуализация знаний.

Учитель. Познакомьтесь с заданиями в рабочей тетради на с. 37-39. Какие наблюдения можно проводить зимой?

Ученики. Наблюдения:

  • за погодой;
  • за снежным покровом;
  • за деревьями;
  • за птицами;
  • за животными.

3. Экскурсия.

3.1. Повторить правила поведения во время экскурсии. Разделить детей на 4 группы.

3.2. Беседа-наблюдение.

Подойдя к парку, дети рассматривают общий вид, любуются природой.

Учитель. Послушайте стихотворение Ф.Тютчева «Чародейкою зимою…» и расскажите, какие чувства у вас вызывает картина зимней природы.

Ученик читает стихотворение наизусть. Ученики делятся впечатлениями.

3.3. Наблюдение за погодой.

Учитель. Существуют народные приметы: «В декабре семь погод на дворе: сеет, веет, дует, кружит, мутит, рвет и метет», «Если январь сухой, морозный и вода в реках сильно убывает, то лето будет сухое и жаркое», «В феврале сильные морозы – короткая зима» Как люди узнали об этих приметах?

Ученики. Люди наблюдали за погодой.

Игра «Доскажи словечко»

Зимой становится…(холодно). Осадки выпадают в виде…(снега). Часто дует холодный…(ветер). Сегодня ветра…(нет). Небо…(ясное, облачное или пасмурное). Солнце… Осадки…(нет или в виде снега).

3.4. Наблюдение за снежинками и снежным покровом.

Учитель. Поймайте на рукав или варежку снежинку, рассмотрите. Какого она размера? Рассмотрите снежинку под лупой. Какой она формы? Сколько имеет лучиков? Чем все снежинки похожи? Чем отличаются?

Ученики. Все снежинки имеют шесть концов и похожи на звездочки. Отличаются размерами и узорами. Послушайте, как выразил свои чувства и настроение К.Д. Бальмонт в стихотворении «Снежинка». Ученик читает наизусть стихотворение.

Учитель. Снежинки ложатся на землю, и на земле образовывается слой снега, в котором отдельных снежинок уже нельзя различить.

Физкультминутка. Две девочки читают стихотворение наизусть. Все дети выполняют движение снежинок.

Мы снежинки, мы пушинки
Покружится, мы не прочь.
Мы снежинки-балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Мы деревья побелил.
Крыши пухом замели.
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.

Учитель. И вот образовались сугробы.

Каждая группа детей получает метровую линейку и определяет толщину снежного покрова на различных участках.

Учитель. Раскопайте снег лопатками до земли. Что увидели? Какие изменения произошли с травянистыми растениями? Обратите внимание на зеленые растения. Почему эти растения не замерзли в зимнюю стужу? Народная мудрость гласит: «Много снега – много хлеба». Как вы понимаете эти слова? Какое значение имеет снежный покров для растений?

Рассказать детям о полезащитных полосах для снегозадержания.

3.5. Наблюдение за деревьями. Игра «Отгадай и найди» Учитель загадывает загадки, дети находят дерево-отгадку и подбегают к нему.

Что за странная девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в шелках круглый год. (eль)

Сучки рогатые,
Плоды крылатые,
А лист – ладошкой,
С длинной ножкой. (клён)

У меня длинней иголки,
Чем у елки
Очень прямо я расту
В высоту (сосна)

Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней
Май серёжки дарит ей (береза)

Учитель. Рассмотрите зимний наряд березы, послушайте стихотворение С.А. Есенина «Береза». (Читает наизусть ученик). Подумайте и скажите, почему береза является символом России? Береза – это хвойное дерево или лиственное? Чем отличаются хвойные деревья от лиственных? Какие изменения произошли с хвойными деревьями зимой? Как изменилась жизнь лиственных деревьев с приходом зимы? Рассмотрите веточку березы и найдите почки. Рассмотрите почку под лупой, определите форму и окраску. Вскройте почку. Что видите внутри? Это листочки. Они мягкие, нежные и, конечно, живые. Чем сверху покрыта почка?

Ученики. Почка покрыта чешуйками. Они жесткие и очень плотно закрывают листочки.

Учитель. Какое значение имеют чешуйки? Что еще сохранилось на деревьях зимой? Узнать это поможет загадка.

Ягоды – не сладость,
зато глазу радость.
И садам украшение,
и дроздам угощение (рябина)

Кто зимой питается рябиной? Какие еще плоды вы видели на деревьях? Каких птиц можно встретить зимой в парке, в городе? Куда исчезли ласточки, стрижи, грачи? Почему они улетели?

Ученики. Этим птицам нечем зимой питаться, нет насекомых.

Учитель. Как проводят зиму насекомые? Послушайте, как два брата помогали птицам зимой.

Каждый день,
когда встаем,
мы с братишкою вдвоем,
взяв крупы
и хлебных крошек,
на крыльцо бежим.
скорей.
Много ласковых,
хороших.
прилетает к нам друзей
На кормушках сидя,
Чистят клювики свои.
Тут щеглы,
чижи,
синицы
и проныры воробьи.
Ждут нас также
терпеливо
и красавцы-снегири…
Все привыкли –
не пугливы,
хоть руками их бери!

Учитель. Зачем зимой подкармливать птиц?

Дети раскладывают корм для птиц.

3.6. Наблюдение за белкой (по возможности)

Учитель. Чем питается белка зимой? Зачем она поменяла шубку? Найдите и рассмотрите следы белки на снегу. Следы каких животных можно встретить в лесу зимой?

Ученик загадывает загадку. А отгадавший рассказывает, как зимует это животное.

У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора (заяц)

Кто зимой голодной
ходит злой голодный? (волк)

Какой зверь опасный, ходит в шубе красной.
Снег разгребает, мышек хватает? (лиса)

Летом по лесу гуляет,
Зимой в берлоге отдыхает (медведь)

Учитель. Какие еще животные впадают в спячку зимой? Как вы думаете, почему это происходит?

4. Итог.

Ученик.

А лес стоит загадочный,
А лес стоит таинственный.
Безмолвна тишина…
Зверюшек и пичужек –
Всех спрятала зима.

Учитель. Почему зимой в лесу стоит безмолвная тишина? Зимой в природе наступает покой. Жизнь растений замирает. Для животных и птиц наступает трудная пора. Люди должны им помогать.

5. Домашнее задание.

Нарисовать зимний лес или снежинки.

Во время экскурсии можно проводить подвижные игры. Обобщение по экскурсии проводится в классе на уроке. Ученики под руководством учителя выполняют задания в рабочей тетради на с. 37-39.