Цель проекта: Познакомить детей с прекрасным миром цветов: изучить особенности строения цветов и создание условий для их роста, сформировать бережное отношение детей к цветам.
Задачи:
- формирование у дошкольников осознанного отношения к цветам;
- развитие экологического мышления и творческого воображения в процессе опытно-исследовательской деятельности детей;
- формирование умений и навыков наблюдений за живыми объектами природы;
- освоение элементарных норм поведения по отношению к живым объектам природы.
Длительность проекта: Проект рассчитан на 10 недель.
Возраст детей: Проект рассчитан на детей 5-6 лет.
Материалы и оборудование:
- Цветы в горшках;
- Горшок с землей для посадки цветов;
- Семена;
- Проращенный росток фиалки (можно использовать другой цветок);
- Для детей – папки с файлами каждому ребенку, карандаши, фломастеры, наборы для аппликации (цветная, бумага, картон, ножницы, кисточки, клей).
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
1-Й ЭТАП: ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
На подготовительном этапе работы необходимо:
- определить формы и методы исследования;
- провести предварительную работу с педагогами МДОУ, родителями и детьми;
- выбрать необходимые для проекта оборудование и материалы.
В ходе реализации проекта предполагается использование следующих форм и методов работы:
- Самостоятельное наблюдение;
- Коллективное наблюдение;
- Уход за цветами;
- Экспериментирование;
- Трудовая деятельность детей.
Предварительная работа с педагогами:
- проведение семинара для педагогов МДОУ, на котором подробно будет представлена информация о проекте с описанием целей, задач и хода реализации проекта.
Предварительная работа с родителями: проведение родительского собрания с целью информирования родителей о проекте, его целях и задачах, формах и методах работы с детьми. Также родителям вместе с детьми дома необходимо выполнить домашнее задание:
- провести беседу с детьми о цветах, показать и рассказать об имеющихся в доме цветах.
- вырастить цветок из семян.
Предварительная работа с детьми:
- Проведение беседы на тему «Что мы знаем о цветах».
- Выбор объекта исследования. Выбор имени объекту исследования.
- Подготовка личных папок детей «Наш цветок» для фиксации результатов исследований.
Длительность подготовительного этапа – 1 неделя.
2-Й ЭТАП: ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
В ходе данного этапа предполагается получить ответы на следующие вопросы:
- Из чего состоят цветы?
- Где растут цветы?
- Листья – какие они?
- Могут ли цветы обходиться без тепла, воды и света?
- Почему цветам нужна почва?
- Растут ли цветы в воде?
- Нужен ли цветам уход?
Поиск ответа на вопросы осуществляется посредством следующих форм и методов работы:
- Самостоятельное наблюдение;
- Коллективное наблюдение;
- Уход за цветами;
- Экспериментирование;
- Трудовая деятельность детей.
В процессе исследований дети познакомятся с литературными произведениями о цветах: стихи, сказки, загадки.
Ход исследования:
Исследование 1: Детям предлагается изучить особенности строения цветов. Воспитатель показывает детям цветок (объект исследования), растущий в горшке. Дети рассматривают цветок. Воспитатель отмечает строение цветка: корень, стебель, листья, распустившийся бутон цветка. Далее воспитатель демонстрирует составные части цветка: стебель, листья, распустившийся бутон цветка. У воспитателя появляется вопрос к детям: А все ли составные части цветка мы отметили? Дети отвечают: Нет. Мы не отметили корень.
Воспитатель предлагает еще раз рассмотреть цветок и его составные части.
Вопрос к детям: А где же корень?
Дети: В земле.
Воспитатель: Правильно, в земле.
Далее детям предлагается нарисовать цветок. Данные рисунки будут помещены в личные папки детей.
Исследование 2: Детям предлагается исследовать листья цветка на ощупь. Для этого листочек нужно аккуратно погладить сначала с одной стороны, затем с другой. Необходимо определить какие они: гладкие, пушистые, шершавые, колючие, твердые, мягкие.
Данные исследования заносятся в личные папки рисунками: гладкие – волнистая линия, шершавые – изобразить колючки, твердые – квадрат, мягкие – круг.
Исследование 3: Детям предлагается исследовать листья на жилки. Для этого рассматриваем жилки, а затем пальчиком проводим по жилкам. Детям предлагается зарисовать контур листа и его жилки. Данные рисунки помещаем в личные папки детей.
Исследование 4: Проведение опыта с целью подведения детей к выводу о необходимости влаги для роста цветов.
Содержание опыта: Проращивать одинаковые семена в двух блюдцах с сухой и влажной ватой.
Результаты опыта заносятся в личные папки детей – делаются аппликации «Капелька», означающая необходимость воды для роста цветов.
Исследование 5: Проведение опыта с целью подведения детей к выводу о необходимости света для роста цветов.
Содержание опыта: Два одинаковых растения поместить одно в темное, другое в светлое место. Дети наблюдают за движением цветка, тянущегося к свету. Далее два одинаковых растения поместить одно в теплое место, другое в холодное.
Результаты опыта заносятся в личные папки детей – дети рисуют солнышко, которое означает свет и тепло для цветов.
Исследование 6: Детям предлагается ответить на вопрос: могут ли цветы прожить без тепла и воды? (закрепление результатов исследований 4 и 5).
Для этого совместно с музыкальным руководителем и педагогами МДОУ проводится авторское театрализованное представление «Одуванчик и ромашки».
Содержание представления: Посадил фермер ромашки. Солнышко припекало, дождик поливал землю и выросли эти прекрасные цветы. А рядом на полянке рос одуванчик.
Однажды подул сильный-сильный ветер. Фермер накрыл ромашки пленкой. А одуванчика никто не накрыл. Он очень сильно замерз. Ромашки заметили это и попросили фермера накрыть одуванчика. Фермер накрыл одуванчика, потом выглянуло солнышко и согрело одуванчика. Солнышко грело все жарче и жарче. Цветам стало не хватать влаги. И тогда фермер полил ромашки, а одуванчика никто не полил. И тогда одуванчик очень сильно заболел. Ромашки заметили это и попросили фермера полить одуванчика, что он и сделал. И свершилось чудо – одуванчик выздоровел. С тех пор фермер ухаживает не толь ко за ромашками, но и за другими цветами – поливает их, укрывает пленкой от ветра, потому что цветам нужна вода и тепло.
После спектакля детям предлагается ответить на поставленный вопрос. Выслушивается мнение каждого ребенка.
Затем делаются аппликации: солнышко и капелька, которые, в свою очередь, означают тепло и воду. Данные аппликации помещаются в личные папки детей.
Исследование 7: Детям предлагается рассмотреть цветок в горшке. Воспитатель обращает внимание детей на то, что цветы растут в почве. Далее воспитатель рассказывает детям о необходимости почвы для цветка.
Затем детям показывают проращенный росток фиалки – он находится в банке с водой. Детям рассказывают о том, что в воде можно прорастить росток цветка, а затем посадить его в почву, обеспечив его влагой, теплом и светом для дальнейшего роста цветка. Детям предлагается вместе с воспитателем посадить росток фиалки в почву, полить его, поставить в светлое и теплое место и осуществлять наблюдение за ростком.
Через неделю отметить результаты в личные папки детей: дети рисуют схему – росток в банке с водой – посадка ростка в почву – обеспечение ростку света, тепла и влаги – росток растет в почве.
Исследование 8: Детям предлагается поухаживать за цветами – удалить пыль с цветов. Для этого необходимо рассказать детям о необходимости ухода за цветами: цветы дышат, в том числе и с помощью листьев, чистые цветы очень красивы.
Задача воспитателя: научить детей очищать листья цветов от пыли, используя приемлемый способ для каждого цветка в зависимости от количества листьев, их величины, прочности, характера поверхности.
Длительность исследовательского этапа – 8 недель.
3-Й ЭТАП: ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
На заключительном этапе проводится анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.
Здесь предлагается организовать праздник для детей и родителей группы «День цветов», где дети представят на обозрение родителей свои личные папки, подготовят и расскажут рассказ или сказку о своем цветке. Воспитатели проведут конкурс «Угадай название цветка». Далее родители вместе с детьми представят домашнее задание – выращенный цветок и рассказ о том, как он рос, как за цветком ухаживали и т.п. Лучшим завершение праздника будет чаепитие.
Можно ежегодно проводить праздники, посвященные цветам.
Длительность заключительного этапа – 1 неделя.
Список использованной литературы:
- Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада. – М.: Новая школа, 1995.
- Мир природы и ребенок (Методика экологического воспитания дошкольников): Учебное пособие для педагогических училищ по специальности «Дошкольное образование» / Под редакцией Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. – СПб.: АКЦИДЕНТ, 1998.
- Н.А. Рыжова Экологическое образование в детском саду: лекции 1 – 8. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2006.
- Н.А. Рыжова Экологический проект «Дерево». Журнал «Обруч». – № 2. – 1997.